Выпуск 3.

Следующим пунктом посещения был Никольский монастырь, сооруженный на том месте, где «сын св. Владимира, великий князь Мстислав, заблудившийся в лесу, увидел на пне у дороги образ святителя Николая, озаренный сиянием. На этом месте сначала была выстроена часовня, а потом и храм. /…/»

Из Никольского монастыря пошли к Аскольдовой могиле. Местность эта «вполне справедливо называется «красивейшим уголком города Киева». «/…/ с одной стороны крутой обрыв, а с другой внизу расстилается Днепр, и открывается великолепный вид на Заднепровье; посредине в зелени белеет небольшая круглая каменная церковь Свят. Николая». Она была построена в 955 году на могиле киевского князя Аскольда. «Этот храм имеет круглую форму стен с выступом на восточной стене для алтаря, с кругообразным куполом древней греческой архитектуры. Вокруг стен храма сделана галерея, поддерживаемая колоннами с базами и капителями». Около церкви и далее к Днепру проложены дорожки, устроены клумбы с розами и другими «пахучими цветами. Среди зелени возвышаются надгробные памятники из белого мрамора».

Следуя по маршруту к Михайловскому монастырю, дети увидели царский дворец, расположенный в саду. Его внутреннее убранство можно было только представить, так как вход запрещен. Этот порядок не касался следующего исторического объекта — красивого здания государственного банка, построенного «в стиле возрождения. Внутри банк отличается прекрасной отделкою и содержится в большом порядке. Потолок здания стеклянный».

От него «прошли на Бессарабку и осмотрели огромное здание крытого рынка, которое обошлось городу в 600 тысяч рублей. Пол рынка вымощен клинкерными плитами. Здесь производится огромная торговля мясом, рыбою, молоком, яйцами, зеленью и другими продуктами».

Пройдя по главной улице Киева — Крещатику, на Царской площади,
невдалеке от Купеческого сада, взору юных путешественников предстал во всей красе высокий памятник Императору Александру II. Установленный в 50 — ю годовщину отмены крепостного права, он являлся крупнейшим монументом Александру II в Российской империи.
Творение скульптора Этторе Ксименса и архитектора Ипполита Николаева поражало воображение грандиозностью и величием. «Царь Освободитель изображен в мантии в непокрытой головой. У подножия пьедестала , на котором стоит фигура Государя, представлена группа, изображающая Россию и крестьян, благодарящих за дарование манифеста 19 февраля».
Внимательно все рассмотрев, немного передохнув и обменявшись впечатлениями, двинулись дальше и, «наконец, увидели колокольню и сияющие кресты

Михайловского монастыря. Он был основан первым Киевским митрополитом Михаилом и его главной святыней были мощи великомученицы Варвары. Приложившись к ним, немного задержались в храме, захотев прослушать «часть всенощного бдения. Хор состоит из монахов и поет хорошо , в особенности понравились канонархи-мальчики».

«Отсюда спустились на владимирскую горку и осмотрели памятник св. Владимиру. Мощная фигура св. Владимира изображена в молитвенной позе, с крестом в правой руке, а в левой держит великокняжеский меч. У ног помещается барельеф, изображающий крещение киевлян. Крест в руке св. Владимира, с наступлением сумерек, освещается электрическими лампочками. /…/

Внизу, на самом берегу Днепра, красуется памятник крещения Руси; он состоит из часовни, над которой возвышается изящная колонна, увенчанная крестом».
Далее путь лежал к храму святой Софии — одному из древнейших храмов Киева.
(продолжение в следующем выпуске)