Выпуск 6.

15 июня путешественники отстояли обедню в одном из красивейших храмов Киева — Владимирском соборе. Помимо великолепной архитектуры и удивительных по красоте росписей, выполненных прославленными русскими художниками, очень впечатлил хор, который «все песнопения литургии» исполнил «торжественно и величественно». Немало времени ушло и на тщательный осмотр «обширнейшего храма», построенного «в византийском стиле» с мозаичным образом Св. Владимира на входе.

«Двери главного входа, очень массивные, сделаны из оксидированной бронзы с эмалевыми украшениями, с резьбой и рельефными бронзовыми изображениями Св. Ольги и Св. Владимира. Весят двери около 200 пудов. Внутренний вид храма отличается благолепием и изяществом. Живописные работы исполнены Васнецовым, Нестеровым , Сведомским и Котарбинским. Весьма выдающаяся из картин Васнецова – изображение Богоматери с Превечным Младенцем на руках, помещенная во втором ярус восточной стены главного алтаря.

Лик Пресвятой Девы полный величавого спокойствия, безграничной доброты и беспредельного смирения. Лик Младенца Христа дышит сознанием предстоящей великой миссии. По обеим сторонам Богоматери находятся изображения шестикрылатых серафимов. /…./ На этой картине прежде всего останавливается внимание каждого входящего в собор». Отметив, что кисти великого художника принадлежат росписи стен главного алтаря, а также иконы этого иконостаса и «вся средняя часть собора», уточняется, что особый интерес у гимназистов вызвали картины «Крещение Владимира» и «Крещение Руси», «где большое разнообразие оттенков в настроении князя и толпы».

Не остались без внимания и другие росписи: «Весьма интересны произведения Нестерова: все иконы в иконостасах приделов – «Св. Ольги» и «Св. Бориса и Глеба». Из произведений Сведомского и Котарбинского смотрели – «Суд Пилата», «Вход Господень в Иерусалим», «Тайная вечеря» и «Распятие». Кроме этих картин, большой интерес представляет изображение — «Дни сотворения мира» Сведомского. /…/ Все пять иконостасов собора мраморные и главный престол тоже мраморный. Пол внизу мраморный, на хорах паркетный. Достопримечательность храма составляет плащаница, вышитая шелками дочерью профессора Прахова. /…/ общее впечатление собора, поистине, грандиозно и возбуждает целый ряд исторических воспоминаний».

После Владимирского собора ельчан ждало посещение не менее интересного храма — Десятинной церкви.
Первоначально она была первым каменным православным храмом на Руси, воздвигнутым Владимиром Святославичем в 989—996 годах . Посвященная Пресвятой Богородице, названа была так потому, что князь на её содержание выделил десятую часть своих доходов. Помимо архитектурного облика и веяния старины, церковь запомнилась тем, что в ней «находятся гробницы – Св. Равноапостольного Князя Владимира и Св. Кн. Ольги. Пол солеи и алтаря этого храма сохранился со времён Св. Владимира. Затем в отдельном помещении хранятся старинные колокола, иконы, венцы, церковные одежды, подсвечники и т.д.

Невдалеке от десятинной церкви, при начале Андреевского спуска, ведущего на Подол, красуется церковь Андрея Первозванного».
Стройная и изящная,
возведённая по проекту архитектора Варфоломея Растрелли в 1753 году, она наглядно оживила строки Ф. Тютчева, посвященные другу, поэту А.Н. Муравьёву, очень много сделавшему для её внутреннего убранства, и жившего неподалёку:
«Там, где на высоте обрыва
Воздушно-светозарный храм
Уходит в выспрь – очам на диво,
Как бы парящий к небесам;
Где Первозванного Андрея
Ещё поднесь сияет крест,
На небе киевском белея,
Святой блюститель этих мест,
К стопам его свою обитель
Благоговейно прислоня,
Живёшь ты там – не праздный житель –
На склоне трудового дня».
(продолжение в следующем выпуске)