
Главным инструментом во время топки печи служит кочерга – толстый железный прут с загнутым концом. С её помощью задвигали из устья в горнило печи сложенные домиком поленья, после чего разводили огонь. Кочергой перемешивали пышущие жаром головешки и выгребали угли.
«В прихожей, совсем темной, особенно сверху, сумрачно и фантастично, точно в черной пещере, краснела грудой раскаленных углей только что истопленная печка, а Тонька, без платка, вытянув слегка раздвинутые босые смуглые ноги, берцы которых блестели против света своей гладкой кожей, сидела на полу прямо против ее устья, вся в ее пламенно-темном озареньи, держала в руках кочергу, огненно-белый конец которой лежал на углях, и, слегка отклонив от палящего жара такое же темно-пламенное лицо, полусонно смотрела на эти угли, на их малиновые, хрупко-прозрачные горки, кое-где уже меркнувшие под сиреневым тонким налетом, а кое-где еще горевшие сине-зеленым эфиром».
И.А. Бунин «Жизнь Арсеньева»

В качестве топлива в елецких семьях использовали дрова и солому. «Дрова ценились березовые. Иву и осину дружно ругали, но брали за дешевизну. Привозили обычно целый воз и потом приглашали пильщиков и дровоколов, опять же с улицы. Печь голландку топили ржаной соломой в снопах. Бывало, внесут зимой в наш коридор с десяток снопов, а мы, детишки, и рады стараться влезть на кучку, кувыркнуться с неё. Взрослые нас гнали в другие комнаты, поскольку снопы были холодные, боялись, что дети простудятся. Любили ещё смотреть, как горит солома в печи —сначала огонь приглушен вложенной массой соломы, все в печи дымно, тускло, но огонь понемногу борется за жизнь, крепнет, наконец, одолевает тьму и дым, разгорается ярким пламенем, превращая солому в ярко-красный, хотя и коротко живущий жар. Потом новая порция соломы, и новая борьба и победа огня».
(из воспоминаний уроженца Ельца К.В. Скуфьина)
