Выпуск 5.
«Одежда горожан /…/ была как бы двух типов – праздничная и будничная, повседневная/…/
Праздничная одежда надевалась не только по праздникам и воскресеньем, но и при посещении гостей, театра, на гулянье в городском саду, при намерении сфотографироваться. Будничная , как правило, была попроще, шилась из дешевых и стойких к износу тканей тёмных и серых «немарких» цветов (полушерстяные, хлопчато-бумажные ткани, «чертова кожа» и пр.), имела следы длительной носки и редко встречалась с утюгом. Однако, многое зависело и от профессии. Одно дело, какой — нибудь продавец в кожевенной, москательной или рыбной лавке, совсем другое – в галантерейном, мануфактурном или колониальных товаров магазине, хозяин которого потребует не просто аккуратности в одежде, но и укажет, чтобы всегда была белая чистая рубашка при костюме-тройке, да еще с галстуком-бабочкой, ну а елецкие шибаи и прасолы, пробирающиеся в тесном скоплении телег на базаре с обильно смазанными осями, вынуждены были поверх своей простой одежды одевать еще и брезентовый плащ или старый макинтош.
С другой стороны, если бы мой отец – «приказчик» на фабрике Заусайлова – вошел бы в кабинет своего хозяина с бумагами на подпись в рубашке навыпуск, хотя бы простой и вышитой, но без пиджака, возможно, он был бы отослан домой переодеться. Однако, отец должен был учитывать, что ему в тот же день придется не раз ходить на станции по путям, проверять отправку оформленных им вагонов с махоркой, что пристало делать в одежде попроще. Поэтому отец в одежде соблюдал продуманную середину, отправляясь на службу в тёмном, немарком и дешевом полушерстяном, но всё же костюме – «тройке», с вечно прицепленным на резинке тусклым галстуком, а уж в гости он ходил в тонко-шерстяном костюме с атласным жилетом, а летом даже в шелковом чесучовом пиджаке. Мужской костюм того времени был умеренно облегающего покроя и сравнительно узких недлинных брюках.
К зиме горожанин старался справить добротное суконное или драповое пальто с черным каракулевым воротником, такую же шапку «гоголем» (круглая шапка с продольным заломом). Этот повсюду распространенный залом отец со свойственным ему непритязательным юмором объяснял так: шел – де один человек в круглой каракулевой шапке, да будучи в подпитии, споткнулся и ударился головой в фонарный столб, образовалась продольная впадина на макушке, а все мимо шедшие добрые люди подумали, что это образовалась новая мода и стали заламывать нарочно, с тех пор и пошло.
Шляп у елецких мещан я не помню, по-видимому, их не было в обиходе, а вот форменные картузы, например, у гимназистов, железнодорожников, почтовиков и у всего чиновничьего люда, а также неформенные у многих других носились круглый год
В зимнее время голова утеплялась башлыком – тёплым суконным колпаком с двумя длинными полосовидными завязками по бокам из этой же материи. Колпак одевался поверх картуза или шапки, широкие и длинные до пояса завязки обматывались вокруг шеи наподобие кашне и закреплялись узлом.
Практически, башлыки были у всех ельчан мужского пола, детей и взрослых, у женщин они заменялись теплыми платками или шалями. Башлыки хорошо защищали от морозного ветра и метели. От дождя горожане спасались под черными зонтами с деревянной ручкой, загнутой крючком. Цветных летних зонтов от солнца у женщин нашего круга не было.
Обувь тех времён, в принципе, мало отличалась от современной. Видимо, обувь вообще более консервативная часть одежды – те же самые сапоги, башмаки, ботинки, туфли, валенки. Важно отметить, что она была всегда натуральная, кожаная, никаких искусственных заменителей, в частности и резины, тогда еще не применяли. /…/ Обычно ельчане материал на обувь брали в кожевенной лавке: подолгу, бывало, мнут и нюхают плотную подошвенную кожу, предъявляемую продавцом, или уже вырезанными по размером кусками, а то иногда и целой саженной штукой, расстеленной на полу лавки. Еще более придирчиво выбиралась тонкая хромовая кожа для верха обуви, обычно скроенная в виде т.н. союзок.
Купив союзки и подошвы, отправлялись к сапожнику, конечно не к «холодному», берущему обувь только для починки. Для теплого времени года заказывались лёгкие мужские и женские туфли, иногда с подошвой из светлой лосиной кожи, это уже для молодых щеголей. Были, конечно, и домашние матерчатые туфли, вот чего не было совсем – это сандалий, а также парусиновых летних туфель, появившихся позднее в военные годы. В осенне-зимнее время обязательной принадлежностью всех ельчан были калоши (литературное «галоши» употреблялось, но редко). В этом было своё рациональное зерно –сохранялась не только чистота домашних полов, но и всех учреждений /…/.В гардеробе калоши принимали беспрепятственно. Конечно, были суше и теплее ноги, лучше сохранялась обувь, увереннее шли в них по гололёду. Зимы, помнится, в те годы были снежные и морозные, в этих условиях многие ельчане переходили на валенки, простые или подшитые кожей. В ходу были и фетровые валенки с калошами, в которых можно было проходить всю зиму без хлопот. Сапоги в женский обиход не входили, а вот белые и черные валенки с калошами и без оных, обычными были и у женщин, также прюнелевые полуботинки – полугалоши.
Что сказать о верхней одежде? Моя бабушка Паша, если шла в церковь летом, всегда надевала т.н. тальму – свободного покроя лёгкую верхнюю одежду из темного плюша или бархата.
Зимой она доставала из сундука пропахшую нафталином доху – тёплое пальто на меху, кажется, хорьковом. Мама вместо тальмы носила короткую до пояса жакетку с приподнятыми плечами, зимой же переходила на пальто с лисьим воротником, подбитое ватой. Обязательной принадлежностью зимней верхней одежды была муфта.
Она обычно шилась с бархатным верхом и шелковой подкладкой, утеплялась ватным слоем и имела внутренний карманчик для портмоне (кошелёк), носового платка и разной мелочи. Муфта хорошо согревала руки и позволяла обходиться без перчаток или рукавичек. Вуали или широкополые шляпы были не свойственны женщинам нашего круга. Небольшая круглая шапочка, шляпка «котелочком» зимой прикрывалась платком шерстяным или пуховым./…
Моя мама в те годы, собираясь в гости, всегда надевала под платье корсет, который охватывал и стягивал всю талию от груди и ниже пояса.
В состав стенок корсета входило большое количество упругих полосок из китового уса. Никакой полноты у мамы и в помине не было, тем не менее, довольно продолжительное время тратилось на одевание корсета. По — видимому, эта деталь одежды была традиционной у мещанских дам. От описания других деталей женской одежды воздержусь, одно могу сказать, что все эти бельевые предметы были более длинными и в соответствующий сезон более теплыми, /…/ а главное из натуральных материалов. Нижнее мужское бельё состояло из рубашки и кальсон, шитых обычно из бязи, или, в зимнее время, из фланели. В нашем гардеробе имелись нижние рубашки из батиста, их одевали редко, под праздничный костюм летом.
Одежда детей была предельно проста. Немаркие х/б рубашки, такие же штаны до щиколоток, не знавшие сроду утюга, башмаки, зимой валеночки, картузик или кепочка, шапка-треушка, башлык, пальто на вате и с искусственным под каракуль воротником. Летом же, когда начинались каникулы, оболваненная под машинку голова освобождалась от какого-либо подобия головного убора, а ноги от какой –либо обуви, текли благословенные дни босоногого детства. Конечно, при беготне по нашим елецким каменьям, раза два или три крепко сшибёшь какой-нибудь палец ноги, но всё обычно быстро заживало. Ясно, что когда на брали в гости или в церковь, в дальний магазин и в другие общественные места, ноги мылись, а то и шея, одевались чистая рубашка и башмаки. Естественно, ноги заставляли мыть и при отходе ко сну».
(продолжение в следующем выпуске)