Прогулки по бунинскому Ельцу: улица Торговая.

Выпуск 3.

  Повествуя об отрочестве супруга, В.Н. Муромцева в книге «Жизнь Бунина» писала: «Как часто отрицательные события в жизни оказываются полезными, особенно если они встречаются в жизни будущих писателей.

Так выглядит часть улицы Торговой сегодня.

    Не живи Ваня в чужой ему среде в первые годы гимназии, не узнал, не почувствовал бы до конца мещанского быта, не понял бы и мещан по-настоящему. Он всегда говорил, что мещане очень талантливы, предприимчивы, деловиты и что на них главным образом держалось благосостояние России. Были у них и свои нерушимые законы. В этом состоянии жила не только любовь к России, но и гордость ею.

   Конечно, не все были в Ельце Бякины, не все были честны и принципиальны, но все же удачно, что именно к Бякину попал Ваня».

                                               В.Н. Муромцева-Бунина. Жизнь Бунина.

Обратим внимание на слова Веры Николаевны о том, что не все елецкие  торговцы  честно вели свои дела. Такой вывод она делала на основе воспоминаний и записей Ивана Алексеевича. Все это в полной мере подтверждают строки  из очерка «Елец» В. Немировича-Данченко,   в котором подмечена такая  интересная особенность:

«Испокон веку Елец славился своим хлебным рынком.

На десятки миллионов в год посылает он зерна и муки за границу, сюда из всего округа стягиваются хлебные грузы, но торговля эта как была некогда разбойническая, так и осталась ею до сих пор. /…/

А жиды здесь действительно в чести. Представьте себе, что евреи в Ельце никогда не обсчитывают и не обмеривают. При этом они не разоряются, как разоряются русские, желающие торговать честно. Устоять  они могут только благодаря необычайной быстроте оборотов. Там, где еврей довольствуется рублем барыша, русскому при его неподвижности и десяти мало. Еврей с вагона возьмет шестьдесят рублей, а русскому нужно сто пятьдесят.

При этом первый отправит сто вагонов, сейчас же квитанцию заложит, на добытую таким образом сумму отправит еще восемьдесят, сделает то же, отправит 60, потом  сорок, 20… а там за первые посылки уже получает деньги и опять начинает колесом с головокружительной быстротой вертеться эта операция. /…/ Таким образом, еврей с каждого вагона берет барыша меньше русского, но вагонов этих он отправит втрое больше, и достанется ему, в конце концов, несравненно крупный барыш».

Дети из  некоторых еврейских семей  учились в казенной мужской гимназии.  Из  педагогических журналов 1881 года следует, что среди гимназистов – 11 иудеев по вероисповеданию. Несомненно, что многих из них Иван хорошо знал  в лицо.

Бывший еврейский молельный дом.

    Некоторое время на  улице Торговой, на этом же квартале, неподалёку от дома Черникина, в конце ХIХ – начале ХХ века был молельный дом еврейской общины (до постройки синагоги).  Надо сказать, что Елец для евреев того времени был своеобразной землёй обетованной.  Ельчане относились к ним по – человечески, доброжелательно. Даже когда по южным и западным губерниям прокатились еврейские погромы, ничего подобного у нас не было. Поэтому наблюдалось их массовое переселение сюда, особенно после погромов 1905 – 1907 годов.  В центральной части города почти в каждом доме жили квартирантами еврейские семьи. Среди них было много врачей, ювелиров, часовщиков, купцов, причем Поляковы, Залкинды, Тайцлины, Зальцманы были первой гильдии.  Напомним, что различия по гильдиям были следующими: 1 гильдии разрешалось вести торг по всей стране оптом и в розницу, иметь его « вне империи», выписывать и отпускать товары за море; их капитал превышал 10 000 рублей;  2 гильдия могла торговать внутри страны и на ярмарках, но им категорически запрещалось производить мену, продажу или покупку непосредственно с иностранцами; капитал составлял от 1000 до 10 000 рублей; 3 гильдия имела право вести торговлю в пределах своей губернии и владела капиталом от 500 до 1000 рублей.

К 150-летию со дня рождения И.А. Бунина, Прогулки по бунинскому Ельцу: улица Торговая., ЭкскурсияPermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *