Прогулки по бунинскому Ельцу: Знаменский женский монастырь

Выпуск 4.

Ежедневные монастырские службы, совершаемые в великолепном Знаменском храме строго по уставу, прекрасное стройное пение хора инокинь, многочисленные старинные иконы привлекали сюда немало богомольцев.  Необыкновенно красивым, как отмечали современники, было внутреннее убранство. К сожалению, фотографий того времени с интерьерами храма не сохранилось, но былую красоту можно представить, взглянув на современные снимки.

Внутри Знаменского храма. Фотография 2018 года.

По словам иеромонаха Геронтия , «окрашенные в светло-песочный цвет стены были украшены художественной живописью в виде картин из Священной истории и дополнены изящной орнаментурой». Белые деревянные иконостасы, отделанные резьбой и позолотой, белые столбы-колонны, поддерживающие своды, и светлые полы создавали впечатление обилия света и простора.

Входящий в храм крестный ход. Фото 2018 года.

   Главными святынями храма были: чудотворная икона Знамения пресвятой Богородицы,  иконы Господа Вседержителя и Божией Матери «Троеручица» и два образа святителя Николая Чудотворца, сохранившиеся невредимыми в пожаре 1769 года.

Одна из современных святынь монастыря -старинная икона Знамения Пресвятой Богородицы

Внимание богомольцев привлекали также размещенные на втором этаже церкви 3 большие мозаичные картины с изображением жизни и страданий Спасителя, созданные одной из сестёр обители, схимонахиней Марией. Как писал иеромонах Геронтий, картины эти были «из фольги, морских раковин, разноцветных камешков и вырезанных  политипажей, искусно украшенных  восточной растительностью».

    Надо сказать, Знаменский монастырь славился своими монахинями-мастерицами. Будучи своекоштным, то есть каждая насельница должна была содержать себя самостоятельно, за свой счет или на пожертвования благотворителей, монастырь помогал юным послушницам овладеть в совершенстве каким-либо видом рукоделия, которое становилось дополнительным заработком.

Неврев Н. За вышиванием

Инокини прекрасно шили, стегали затейливыми цветочно-растительными узорами одеяла, плели и вязали кружева, вышивали шелком, бисером, золотыми и серебряными нитями не только церковные  облачения, но и одежду богатых ельчанок. Не случайно состоятельные горожанки предпочитали заказывать приданое для дочек именно здесь. А что только не изготовлялось их руками из кожи! Особенно красивы были веера,  дамские сумочки, вышитые     бусинками,  бисером, стеклярусом и шелком до полного изящества, чехлы  для диванов, кресел, абажуры.  Ельчанка Елена Исидоровна Павлова  вспоминала: «Они обувь делали – какую пожелаете! И туфельки на каблучках, и сапожки, и тапочки.  Подошва – из крученого какого-то материала, но такие мягкие, такие удобные

Монахини не только обувь изготовляли, но и белье прекрасное сами шили – и постельное, и нижнее. Отделают бельё кружевом – ну просто загляденье!»

Наглядным подтверждением слов Елены Исидоровны может служить изящная женская сорочка из тонкого батиста, богато украшенная кружевом, находящаяся в экспозиции Музея народных ремёсел и промыслов.

Елец старинный, К 150-летию со дня рождения И.А. Бунина, ЭкскурсияPermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *