Выпуск 5.
О кружевоплетении монахинь следует сказать особо. Работая самостоятельно, без скупщиков, матушки сами принимали заказы. В основном плели блонды, то есть тончайшие кружева из шёлка, цветных льняных и хлопчатобумажных нитей, канители – из серебра и золота. Они были самыми опытными в городе кружевницами и лучшими художницами.
Монастырь принимал заказы на кружева для украшения церквей, одежды священников, а также на штучные изделия из шелковых, бумажных, золотых и серебряных нитей для царского двора. Домна Серафимовна Лоткина, жительница Черной слободы, в молодости бывшая послушницей Знаменской обители, где она стала мастером кружевоплетения и художницей по изготовлению «сколков», вспоминала, как в связи с приездом в Елец великого князя Михаила Романова, ей заказали два сколка платьев княгиням Ольге Александровне и Ксении Александровне. Платья, которые плели по её сколкам три монахини, были готовы за месяц. Заказчицам наряды понравились, ибо помимо оплаты (100 рублей), художнице на память подарили перстенёк.
Также Домна Серафимовна рассказывала ещё об одном заказе — кружевном покрывале на аналой Рождественской церкви длиной в 2,5 аршина и шириной в 1 аршин. Необыкновенное по красоте изделие с изображением Георгия Победоносца на коне с драконами по углам, на жемчужной сетке из шёлка, хлопчатобумажных и металлических нитей, мягко переливающееся на свету и мерцающее, три кружевницы сплели за 2,5 месяца, получив за работу 145 рублей.
Из Ельца лишь кружевницы Знаменского монастыря плели крупные кружевные изделия по заказам магазинов Москвы, Петербурга, Парижа. Знаменитый «елецкий валансьен», созданный их руками, плелся из тончайших шелковых, льняных и хлопчатобумажных нитей № 140 – 160, так называемой «паутинки». Кружево отличалось изяществом, многообразием узоров, живописностью растительно-цветочного орнамента и особой прозрачностью изделий.
Секретами мастерства инокини щедро делились со своими юными воспитанницами. При монастыре с 1890 года была церковно-приходская школа, в которой ежегодно обучались «изящному ремеслу» 100 девочек из самых бедных семей.
Размещалась она в двухэтажном деревянном доме на высоком каменном фундаменте, находящемся на южном склоне горы слева от последней площадки парадной лестницы.
Грамоту и рукоделие преподавали монахини, а учителями Закона Божия были монастырские священники и дьякон. Нуждающиеся ученицы обеспечивались бесплатными учебниками. Особо одаренных девочек учили рисованию, так как в обители с 1879 года существовала живописная мастерская, в которой под руководством художника П.А.Соколова работали и обучались искусству молодые послушницы.
С каждым годом обитель расстраивалась и хорошела. В ноябре 1890 года состоялось открытие общей трапезной. Спустя два года монастырская община приобрела прекрасный деревянный дом под больницу для заболевших сестёр. Как писал иеромонах Геронтий, «здание больницы деревянное, сухое, теплое, крытое железом, находится на возвышенном месте; передний фасад его обнесен палисадником, в коем посажены разнородные деревья. /…/ Этот зелёный уголок дает летом тень и освежает воздух. Больница имеет помещение на 8 кроватей, тут же аптека, в которой находятся все необходимые медикаменты, и две жилых комнаты для прислуги. Заведует больницей хорошо понимающая медицину монахиня Мелитона. Лекарство выдается всем бесплатно, а в крайнем случае монастырь приглашает к серьёзно заболевшим инокиням доктора из города».