Интересный музейный экспонат: ноты Э.М. Кветона.

  В 1896  году   Высочайшим велением Государя императора Николая  Второго в Ельце был расквартирован   Нежинский полк.  Драгуны, ставшие приемниками героев – гусар,  легендарного воинского подразделения,  отличившегося   в Отечественную войну 1812 года,  попали  сюда  потому, что в Елецком уезде стояла ремонтная команда кирасирского полка, а в Орловской губернии  было несколько частных конезаводов.

    Город  военных с радостью  принял. Офицеры полка сразу же вошли в элиту Ельца, а оркестр стал  исполнять музыку в театральных постановках, на городских торжествах и балах.     И.А. Бунин и в своих произведениях  неоднократно  упоминал  полковой оркестр.

Елец. Открытка конца ХIХ века.

  Так, на страницах романа «Жизнь Арсеньева»  в казенной  женской гимназии,  на новогоднем балу  огромная  белая  зала, залитая жемчужным светом люстр,  «оглашалась  с хор торжественно-звучными громами военной музыки»,  а в городском саду  « в конце аллеи, в сияющей цветными шкаликами раковине, томно разливался вальсом, рычал и гремел во все свои медные трубы и литавры военный оркестр».  И, даже синематограф, первый, немой, тоже не обходился   без  полковых  музыкантов, считавшихся лучшими таперами.   Капельмейстером полка, руководителем духового оркестра был  чех Иосиф  Франциевич  Кветон.   В молодости он  окончил Пражскую консерваторию,  двенадцать лет служил капельмейстером в австрийской армии, за что был награждён орденом. Но потом добровольно перешёл в русскую армию и принял российское подданство. С 1898 года его постоянным местом службы стал Елец и Нежинский полк, для которого, будучи замечательным композитором, он даже написал марш.   В семье  Иосифа Францевича  Кветона было трое сыновей. Старший Николай  и младший Владимир служили в   Нежинском полку.

Средний сын Эммануил  получил высшее образование в Московском императорском университете  на физико-математическом факультете, а затем окончил Московскую консерваторию, как и отец, был хорошим музыкантом и композитором. Он, кстати,  был первым учителем музыки юного  Тихона Хренникова.  В книге воспоминаний композитор писал:  «Несмотря на то, что город наш был уездным, у нас постоянно проходили концерты – и камерные, и симфонические, и сольные. Было два дирижера: Шулькин и чех Кветон. Особенно последний был серьезным музыкантом и любимцем елецкой публики. В свое время Кветон был дирижером духового оркестра   полка и, выйдя в отставку, доживал свой век в Ельце. У него был сын, также музыкант, воспитанник Московской консерватории. У него я, между прочим, начал свои занятия музыкой…

С девяти лет я стал учиться играть на рояле. Занимался со мной поначалу, как я уже говорил, наш Кветон. Он преподал мне и начатки знаний по элементарной теории музыки».  

Т.Н. Хренников

«Я счастлив, что первым моим учителем музыки был такой чудесный человек, о котором я храню самые теплые воспоминания, который в огромной степени способствовал развитию моей музыкальности и как только я познакомился с нотными знаками, стал немножко играть на рояле, меня потянуло сочинять».  

Сочинял и Эммануил Кветон.  Мелодичные  бунинские стихи вдохновили его на написание  двух романсов: «Осень» и «Из сказки».

Романс «Из Сказки»
Все лес и лес. А день темнеет;
Низы синеют, и трава
Седой росой в лугах белеет…
Проснулась серая сова.
На запад сосны вереницей
Идут, как рать сторожевых,
И солнце мутное Жар-птицей
Горит в их дебрях вековых.
1899

Романс «Осень»
Таинственно шумит лесная тишина,
Незримо по лесам поет и бродит Осень…
Темнеет день за днем, — и вот опять слышна
Тоскующая песнь под звон угрюмых сосен.
«Пусть по ветру летит и кружится листва.
Пусть заметет она печальный след былого!
Надежда, грусть, любовь — вы, старые слова.
Как блеклая листва, не расцветете снова!»
Угрюмо бор гудит, несутся листья вдаль…
Но в шумном ропоте и песне безнадежной
Я слышу жалобу: в ней тихая печаль.
Укор былой весне, и ласковый и нежный.
И далеко еще безмолвная зима …
Душа готова вновь волненьям предаваться
И сладко ей грустить и грустью упиваться,
Не внемля голосу ума.
1898

Ноты романсов Э. Кветона

   Сохранившиеся рукописные ноты этих произведений  были подарены  музею  родственником Э. Кветона, Александром  Николаевичем Хотиным.  Нотный текст записан в основном тушью, лишь кое-где карандашом.

Выставка, ЭкспонатыPermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *