Вход в музей без QR-кода!

Уважаемые посетители!


Мы Вас ждем!! В музей без QR-кода!!!

Необходимость использовать маску на территории музея сохраняется.



Posted in Новости, Объявление | Leave a comment

!!! Оплата билетов!!!

Posted in Новости, Объявление | Leave a comment

ВКОНТАКТЕ

Уважаемые жители и гости города!

Подписывайтесь прямо сейчас и узнавайте новости первыми!

Подписывайтесь, если хотите быть в курсе событий!

Подписывайтесь и получайте интересную информацию бесплатно!

Добавляйте первыми комментарии, оставляйте свои отзывы и пожелания!

Мы вас ждем!

https://vk.com/club200034816

Нам интересно знать ваше мнение!

Posted in Мы здесь!, Новости, Объявление | Leave a comment

Павел Тулаев 18/05/2022

17 мая в ЕГУ состоялась презентация книги Н. А. Гринченко «Человек-оркестр. Наш современник Павел Тулаев — ученый, поэт, философ, издатель». Участвовал в ней главный герой исследования Натальи Александровны — профессор Международного Славянского Института, Ученый секретарь МСОО «Всеславянский Союз», действительный член Кирилло-Мефодиевской Академии Славянского просвещения, член Императорского Русского исторического общества, член Президиума Славянского комитета России, Учредитель и главный редактор журнала «Атеней», соучредитель издательства «Слава!» и арт-директор художественной галереи.
Следующий день Павел Владимирович посвятил знакомству с нашим городом. По его словам, после посещения музея Т.Н. Хренникова, возникло желание обязательно побывать в музее И.А. Бунина, который произвел очень большое впечатление.

Posted in Гости и друзья нашего музея, Фотомоменты | Leave a comment

«И накормит, и согреет, и спать уложит»

Выпуск 2.

    Готовить еду начинали  ранним утром,  о чем свидетельствуют строки   бунинского романа   «Жизнь Арсеньева»:

« на восходе солнца /…/ в людской избе и белой кухне уже пылает оранжевый огонь в печах и начинается работа стряпух».  

Не прекращали кухарить до позднего вечера:

«Баба разводит огонь на загнетке: набила в чугун яиц, хочет делать яичницу. /…/Хворост под чугуном разгорается, но свет держится только возле печки» (И.А. Бунин «Сказка»)

 Приготовить в печи можно было практически все, что угодно:  испечь с хрустящей корочкой  хлеб, потомить  молоко, сварить наваристые щи или рассыпчатые каши.  Целый день хозяйка  не отходила от неё – то похлебку или картошку  готовила, то корм скоту запаривала.  В растопленную утром  или уже догорающую печь с помощью ухватов  отправлялись  глиняные или чугунные горшки.   После них наступала очередь пирогов.   Из  подошедшего теста, поставленного  на ночь, их  формовали  закрытыми и открытыми,  начиняя творогом, ягодами, картошкой, капустой, рыбой…    При выпечке  от печного жара они становились  пышными и невероятно вкусными, откуда  и пошла  пословица: «Красна изба углами, а печь — пирогами».

 Дети могли днем залезть на печь лишь  с позволения взрослых в качестве развлечения.

«Дом бабушки Капы с относительно большим садом, какой-то особо большой русской печью на кухне, теплый верх которой (грубка) освещался особым небольшим окошечком, выходившем во двор, был как бы моим вторым домом /…/ Бывало, заберешься на печку и играешь там всякой всячиной, а надоест – посмотрю на зимний двор, на галок и ворон, осаждавших собачку Жучку, на воробьёв, старавшихся урвать свою долю, позднее в школьные годы читал там часами, забыв обо всем на свете, а бабушка, глядишь, снизу подаст что-нибудь вкусное – горячий еще пирожок или блин, горсть орехов или моченое яблоко /…/» ( из воспоминаний  К.В. Скуфьина)

«В кухне была большая русская печь и окно на север, другое маленькое окно было на самой печке, и я любил читать лежа на печи, поглядывая в окно на Ламскую слободу и женский монастырь». (  Д.И. Нацкий «Мой жизненный путь»)

«Прошлую зиму Танька и даже Васька ложились спать поздно и могли спокойно наслаждаться сиденьем на «групке» печки хоть до полуночи. /…/ Когда же мать собирала ужинать, Танька в одной длинной рубашонке съерзывала с печи и, часто перебирая босыми ножками, бежала на коник, к столу.  /…/ После ужина она с тугим животом так же быстро перебегала на печь, дралась из-за места с Васькой и, когда в темные оконца смотрела одна морозная ночная муть, засыпала сладким сном под молитвенный шепот матери /…/» (И.А. Бунин «Танька»)

Вечерами женщины с рукодельем в руках  садились к печи поближе. В мерцающем  свете огня пряли, шили, вязали.   Поглядывая на него, делали прогноз погоды : если   огонь красный  и поленья потрескивают,  – быть холодам.  И наоборот, если  белый и  дрова горят ровно, без треска и  искр — значит, скоро наступит оттепель.  

  На печи, а также в небольших нишах — «печурках»   сушили  сырую одежду или обувь.

В деревенской избе.
Андрей Вилков

С помощью печного тепла  лечились. На тёплую лежанку насыпали лечебные травы, увлажнённые водой, укрывали простынёй и на  такую  влажную постель  укладывали  больного.  

Просто так  не выбрасывали и  древесную печную золу. Ее использовали для лечебных мазей, отваров, а также в более практических целях — как мыло и отбеливатель для белья.

   В большую чугунную посуду наливали воду, клали грязное бельё, добавляли  в мешочке золу,  или  щелок – раствор, который получался при настаивании золы в воде  2 – 3 суток, и отправляли   в печь  как минимум на час,  периодически помешивая.  После этого  его оставалось только прополоскать, высушить и отгладить.

Posted in Бунинская Россия | Leave a comment

«И накормит, и согреет, и спать уложит»

Выпуск 1.

Любое  жильё на Руси было немыслимо без  печи. При строительстве новой избы первым делом проектировали  именно её, а потом уже все остальное. Отсюда  и  возникла  поговорка «Плясать от печки».  

Место расположения   выбирали или в центре дома, чтобы тепло распространялось равномерно по всему помещению, или в  том углу кухни, к которому примыкала другая комната.

    В старину существовал  даже неофициальный народный праздник – День русской печи, который  отмечали 19 мая. К этому времени холода  отступали, и печь, за исключением северных районов, прекращали постоянно топить.  

«В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом; ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи; из-за печной заслонки сладко пахло щами — разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом». (И.А. Бунин «Темные аллеи»)

      Русская печь, в отличие от «голландки», выполняла сразу несколько функций: грела, кормила, сушила, лечила, светила, помогала поддерживать чистоту.  Внушительная толщина печных стенок  в 25–40 сантиметров способствовала  тому, что  даже в самый лютый мороз с одной протопки   тепло держалось  в  помещении на протяжении суток.  Как правило, начинали  ежедневно топить  печь  в середине октября. 

В качестве топлива   использовали хворост,  дрова, солому, а также гречневую лузгу.    По воспоминаниям старожилов,  в Ельце   особо  ценились дрова березовые, от которых  тепло дольше держалось.  Иву и осину  покупали неохотно, хотя они и были намного дешевле. А вот сосну и ель старались  не брать  из-за    сильного  дыма и копоти.  Ещё хорошо на  топку  шла ржаная солома.  

«Бывало, внесут зимой в наш коридор с десяток снопов, а мы, детишки, и рады стараться влезть на кучку, кувыркнуться с неё. /…/ Любили ещё смотреть, как горит солома в печи — сначала огонь приглушен вложенной массой соломы, все в печи дымно, тускло, но огонь понемногу борется за жизнь, крепнет, наконец, одолевает тьму и дым, разгорается ярким пламенем, превращая солому в ярко-красный, хотя и коротко живущий жар». (из воспоминаний  уроженца Ельца К.В. Скуфьина )

В Ельце, в семье настоятеля Покровской церкви Леонова  маленькие дети развлекались,  «купаясь в гречневой лузге, которой топили печи, зарываясь в неё по горло, пачкаясь гречневой пылью». ( Д.М. Нацкий «Мой жизненный путь»)

К одной из сторон печи сбоку обычно делали лежанку, на которой можно было погреться и поспать  3 детям или одному взрослому. Так, в селе Телегино под Ельцом,  в доме священника Нацкого, в «спальне была просторная лежанка, уложенная кафелем, который нам в детстве не казался  жестким, тем более что стелили на него ржаную солому. Когда приносили сноп, мы любили выбирать из него засохшие васильки и риттершпоры».  

В  городском доме  печь обогревала, как правило, несколько комнат. Если позволяли средства,   её заднюю часть  отделывали  белым  кафелем, блестящая поверхность которого называлась зеркалом. Вспоминая  съемные квартиры в Ельце, Дмитрий Иванович писал:

«Флигелек наняли на Рождественской улице в доме торговца овчинными полушубками Павла Григорьевича Павлова. В маленькой комнате была небольшая русская печка, а в большую выходило печное зеркало. Помещение было холодное, зима суровая. Топлива было мало: солома плохо родилась, и мы топили полусырыми дубовыми палками».

Следующая «квартира была не пышная, но теплая, для нас удобная. В большой комнате была просторная печная лежанка. Я и другие любили полежать на ней, да ещё для большего согрева ног засовывать их в форточку, сделанную в зеркале печи в уровень с лежанкой. Форточка эта вела в жаркий духовой короб. Класть туда голые ноги было невозможно, даже в шерстяных чулках было горячо, шерсть пропаливалась». (Д.И. Нацкий «Мой жизненный путь»)

Итак,  печь зимой была  самым теплым  местом  в доме. Полежать, понежиться — предел мечтаний для  уставшего, озябшего  или заболевшего  человека.

 «Воротился он бледный, с дрожащими ногами, и попросился у стряпухи на печку. Она равнодушно спросила:

– Ай захворал?

– Служил тридцать лет, – в тон ей ответил Аверкий, влезая на нары, ставя лапоть в печурку и поднимаясь в тесное, жаркое пространство между печью и потолком, – служил тридцать лет с чистым лицом, а теперь шабаш, ослаб… Блоху не подкую, – пошутил он. – Износился, задыхаться стал, – еще тверже и даже с удовольствием сказал он, ложась». (И.А. Бунин «Худая трава»)

   Помимо приболевших членов семьи,  постоянно  находиться на печи  могли  ещё  старики. Просто так лежать на ней  было не принято, хотя бы потому, что  «станешь лежать на печи, так не будет ничего в печи»,  «хочешь есть калачи, так не лежи на печи».

Posted in Бунинская Россия | Leave a comment

Познавательная игра

Приглашаем на

познавательную игру
«Для вкусной и полезной трапезы»

28 мая 2022 г. в 11:00

Ни один товар — будь то золото или серебро, драгоценные камни или шёлк — не подстегивал амбиции и страсти множества людей так, как это удалось сделать пряностям.

С далекого Востока, из сказочной Индии, таинственных пряных островов, в течение многих столетий они добирались до нас неспешно и постепенно. История пряностей — это история технического прогресса и географических открытий. Именно ради их поиска был проложен путь в Индийский океан вокруг Африки, открыты Центральная, Южная и Северная Америка, совершено кругосветное путешествие Магеллана, открыты Филиппины, Большие Молуккские и Зондские острова и много дотоле ещё неизвестных европейцам земель.

Специи, пряности и приправы — лучшие вкусовые добавки, которые есть у нас на кухне. Приготовление пищи с их использованием — целая наука кулинарии. В любом виде пряности прибавят изысканность и необычайный вкус нашим блюдам. Для их правильного применения необходимо знать особенности ароматических свойств и учитывать сочетание с теми или иными продуктами. Каждая специя придает неповторимый аромат и вкусовой оттенок готовому блюду. Но что мы знаем о тех специях, которые обычно добавляем в мясо или овощи? Давайте поиграем и узнаем, настолько хорошо вы разбираетесь в пряностях.

В игровой форме участники узнают полезные свойства пряных растений, используемых в пище, как они выглядят и какие именно их части употребляются в виде специй и приправ.

Для тех, кто по каким-либо причинам не сможет посетить наше мероприятие, мы предлагаем поиграть виртуально, отсканировав QRкоды. Вы сможете пройти тест, разгадать кроссворд и поиграть в игру «найди пару». Задания будут разного уровня сложности! Так вы проверите свои знания о пряностях и специях, а может быть, и узнаете что-то новое.

Наш музей всегда рад новым посетителям!
Ждём вас в гости!

Posted in Афиша, Викторины, конкурсы, кроссворды | Leave a comment

Квест «Всё по плечу наследникам Победы!» 07/05/22

7 мая в нашем музее состоялся квест «Всё по плечу наследникам Победы». Представительницы прекрасной половины человечества разных возрастов, объединившись в команду, блестяще справились со всеми заданиями, в очередной раз доказав, что вместе способны на многое.

Участницы попробовали свои силы в таких военных профессиях, как шифровальщик, радист и разведчик; проверили эрудицию и свои знания о Великой Отечественной войне, отвечая на вопросы «минного поля»; узнали много нового и интересного о фронтовом меню разных родов войск и представили, что приготовили бы из современных продуктов, будучи поварами полевой кухни; собрали посылку на фронт и научились складывать письмо-треугольник. В финале Ирина, Виктория, Ангелина, Дарья и Анечка составили и озвучили фразу, сказанную в театре в послевоенном Париже Иваном Алексеевичем Буниным молодому подполковнику советской военной миссии: «Я имею честь сидеть рядом с офицером нашей великой армии!»

Posted in Фотомоменты | Leave a comment

«Смертный бой не ради славы — ради жизни на земле»

 Виртуальная выставка
«Смертный бой не ради славы — ради жизни на земле»

О. Верейский. Василий Тёркин


Поэма «Василий Тёркин» по праву входит в золотой фонд русской литературы времен Великой Отечественной войны. Александр Твардовский посвятил  её священной памяти всех павших на войне, друзьям военной поры.

Об этой поэме и её авторе, Иван Алексеевич Бунин, находясь в эмиграции, писал Николаю Дмитриевичу Телешову 10 сентября 1947 года из Парижа:
«... я (читатель, как ты знаешь, придирчивый, требовательный) совершенно восхищен его талантом, — это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык — ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова».

Самые лучшие иллюстрации к «Василию Тёркину» были созданы известным художником, фронтовым товарищем автора, Орестом Верейским. Он построил свой цикл иллюстраций как своеобразную лирическую хронику, нечто вроде дневника военных лет «без начала, без конца, без особого сюжета». Секрет привлекательности этих рисунков — в искренности, сердечности яркого и меткого рассказа о незабываемом времени, о боевых буднях советской армии, о тернистом пути солдата, воевавшего с фашистскими захватчиками. 

«К рукаву припав лицом,
На пригретом взгорке
Меж товарищей бойцов
Лег Василий Теркин.
Тяжела, мокра шинель,
Дождь работал добрый.
Крыша — небо, хата — ель,
Корни жмут под ребра. «
Глава «На привале»
«На войне себя забудь,
Помни честь, однако,
Рвись до дела — грудь на грудь,
Драка — значит, драка.»
Глава «О войне»
«От машин заиндевелых
Шел народ, как на огонь.
И кому какое дело,
Кто играет, чья гармонь.»
———————
«Плясуны на пару пара
С места кинулися вдруг.
Задышал морозным паром,
Разогрелся тесный круг.»
Глава «Гармонь»
«И сидят они по-братски
За столом, плечо в плечо.
Разговор ведут солдатский,
Дружно спорят, горячо.»
Глава «Два солдата»
«Хорошо, друзья, приятно,
Сделав дело, ко двору —
В батальон идти обратно
Из разведки поутру.
По земле ступать советской,
Думать — мало ли о чем!
Автомат нести немецкий,
Между прочим, за плечом.
Языка — добычу ночи, —
Что идет, куда не хочет,
На три шага впереди
Подгонять:
— Иди, иди… «
Глава «Поединок»
«Милый лес, где я мальчонкой
Плел из веток шалаши,
Где однажды я теленка,
Сбившись с ног, искал в глуши… «
———————
» Мать-земля моя родная,
Сторона моя лесная,
Край, страдающий в плену!
Я приду — лишь дня не знаю,
Но приду, тебя верну.»
Глава «О себе»

«Бой в разгаре. Дымкой синей
Серый снег заволокло.
И в цепи идет Василий,
Под огнем идет в село…
И до отчего порога,
До родимого села
Через то село дорога —
Не иначе — пролегла.»
Глава «В наступлении»
«Чья-то печка, чья-то хата,
На дрова распилен хлев…
Кто назябся — дело свято,
Тому надо обогрев.
Дело свято — чья там хата,
Кто их нынче разберет.
Грейся, радуйся, ребята,
Сборный, смешанный народ.»
Глава «Теркин-Теркин»


«Если с грузом многотонным
Отстают грузовики,
И когда-то мост понтонный
Доберется до реки, —

Под огнем не ждет пехота,
Уставной держась статьи,
За паром идут ворота;
Доски, бревна — за ладьи.»
Глава «На Днепре»
«По дороге неминучей
Пух перин клубится тучей.
Городов горелый лом
Пахнет палёным пером.

И под грохот канонады
На восток, из мглы и смрада,
Как из адовых ворот,
Вдоль шоссе течёт народ.»
Глава «По дороге на Берлин»
Posted in Выставка | Leave a comment

06/05/2022

Сегодня в нашем музее в рамках межведомственного проекта «Культура для школьников» прошло первое мероприятие из цикла «Музей школьникам. Я поведу тебя в музей». Первыми побывали на бесплатной обзорной экскурсии шестиклассники школы № 19.

Posted in Фотомоменты | Leave a comment

1.05.2022

Гости музея из Ростова.
Театрализованная экскурсия
«Час из далекого прошлого…»

Posted in Фотомоменты | Leave a comment

График работы музея в выходные и праздничные дни

Уважаемые жители и гости города!

30 апреля в литературно-мемориальном музее И.А. Бунина — САНИТАРНЫЙ ДЕНЬ.

С 1 мая по 10 мая музей работает по обычному графику

Ждем вас и желаем вам хороших дней! 

С наступающими праздниками! 

Posted in Новости, Объявление | Leave a comment

«Во славу Отечества».

Выпуск 7.

Ярким представителем белёвской ветви Буниных был и Василий Андреевич Жуковский — поэт, переводчик,  воспитатель и учитель царских наследников.

    Родился он  9 февраля 1783 года в селе Мишенское Белёвского уезда Тульской губернии и был сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина и пленной турчанки Сальхи, которую привезли слуги барину с войны в качестве трофея.

В России Сальха выучила русский язык и приняла крещение с именем Елизавета. Фамилию и отчество незаконнорожденный ребёнок получил от друга отца, Андрея Григорьевича Жуковского. Жена Афанасия Ивановича, Мария Григорьевна, выполняя предсмертную волю супруга, воспитала Василия как родного сына.

Родители поэта

 Взгляды и литературные пристрастия молодого Жуковского,   отличающиеся  духовной активностью и гражданской устремлённостью,  формировались в Московском благородном университетском пансионе, где он учился в 1797–1800 годы .  Литературная известность пришла   в 1802 году с элегией «Сельское кладбище».

Спустя шесть лет новой вехой в творчестве стали  романтические   баллады («Людмила», «Светлана», «Эолова арфа» и другие), в которых был воссоздан мир народных поверий,   легенд, далёких от реальности, но в то же время, открывающий душевный мир человека. В этот же,1808 год, Жуковский возглавил  журнал «Вестник Европы».

В 1812 году, с началом Отечественной войны с Наполеоном,  Василий Андреевич вступил в народное ополчение.  Написанное им стихотворение «Певец во стане русских воинов»   сразу обрело широкую известность.

Тот наш, кто первый в бой летит
На гибель супостата!
Кто слабость падшего щадит
И грозно мстит за брата
Он взором жизнь дает полкам:
Он махом мощной длани
Их мчит во сретенье врагам
В средину шумной брани…

 В начале 1813 года, отболев тифом, он вышел в отставку.

С 1817 года Василий Андреевич служил при дворе Николая I: сначала в качестве учителя русского языка великой княгини Александры Федоровны, затем с 1826 по 1841 год был наставником наследника, будущего императора Александра II. В 1837 году, сопровождая своего воспитанника в поездке по России, Жуковский посетил Елец. В путевом дневнике 7 июля им была сделана запись: «Елец — большой город.  Купечество. До 300 капиталов. Остановился у купца Кораулова…».  

В.А. Жуковский «Пейзаж с замком»

 В 1841 году  уехал на лечение в Германию, где на склоне лет создал семью. Вдали от Родины, помимо поэзии, занимался рисованием .   Умер в Баден-Бадене 24 апреля 1852 года. Похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

     Как вспоминал  литератор А.В. Бахрах,  Жуковский вызывал «особый пиетет в Бунине./…/ Он никак не мог примириться, что незаконный сын его деда от турчанки Сальмы не носит имя Василия Афанасьевича Бунина, а по крестному – Василия Андреевича Жуковского. «А ведь не были бы придуманы «нелепые» узаконения, был бы поэт Буниным», — приговаривал он».

  Представители   рода  Буниных  щедро проявили себя во славу России на разных поприщах. Военные, помещики, поэты, ученые – все  они своим мужеством, трудами и талантами  принесли пользу  родной стране: созидали и защищали, воспевали и берегли. Они оставили свой след в её истории, подав пример последующим поколениям. Их жизнь и труды  достойны великого  уважения и гордости, ведь как говорил  Александр Сергеевич Пушкин, 

Posted in Бунинская Россия | Leave a comment