Михаила Юрьевича Лермонтова многие литературоведы называют
преемником А.С. Пушкина. За очень
короткий срок, отпущенный судьбой, он создал поразительные по силе произведения,
значимость которых не исчезает со временем и вызывает желание подражать у молодых писателей. Марк Алданов вспоминал, что однажды в
разговоре, Бунин, рассказывая о своих первых шагах в творчестве, признался, что «в отрочестве… подражал то
одному, то другому, — больше всего Лермонтову». Не менее интересная фраза есть
и в воспоминаниях Георгия Адамовича: «В
нашем последнем разговоре речь зашла о литературе. «Я всегда думал,
что наш величайший поэт был Пушкин, — нет, это был Лермонтов, — сказал Иван
Алексеевич. — Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек
поднялся бы, если б не погиб двадцати семи лет». Впечатляли Бунина не только лермонтовские
стихи, которые он в последний год жизни с удовольствием цитировал, но и проза. Галина
Кузнецова в «Грасском дневнике» писала, что Иван Алексеевич «благоговейно относился к
лермонтовской “Тамани”», называл этот маленький шедевр Лермонтова «одним из
самых прекрасных перлов нашей литературы». Кстати, именно об этом произведении
в своё время А.П. Чехов высказался так: «Не могу понять, как мог он, будучи
почти мальчиком, сделать это!»
Но, у каждого из нас своё восприятие лермонтовских книг и их главных героев. Воображение
рисует их образы в зависимости от очень многих факторов. Тем интереснее
смотреть иллюстрации, сделанные профессионалами, и сравнивать, совпадают ли они с нашими
представлениями, или сильно отличаются. При
жизни Лермонтова его произведения не сопровождались рисунками. Только после его
смерти появились картины, обращенные к его творчеству. Многие из них были
созданы такими признанными мастерами, как В.И. Суриков, И.Е. Репин, В.А. Серов,
М.В. Нестеров. В ХХ веке одними из
лучших по романам «Герой нашего времени» и «Княгиня Лиговская» были признаны иллюстрации художника Леонида Михайловича Непомнящего. В них нашли
отражение не только основные события сюжетов, но и среда, в которой находятся
герои. Обстановка, костюмы и другие элементы николаевской России переданы
художником с поразительной точностью. Почти во всех иллюстрациях образ Печорина
является главенствующим, как бы центром, вокруг которого выстроена вся
композиция рисунка. Неизменный черный офицерский сюртук, облегающий его стройную фигуру, контрастно отделяет от
других персонажей, словно подчеркивая тем самым одиночество, отчужденность и
непонятость окружающими. По мнению искусствоведа Е.М. Трубиловой, «живые портреты героев М.Ю. Лермонтова, представленные нам Л. Непомнящим, дают возможность еще глубже
понять все своеобразие гения поэта».
«КнягиняЛиговская» «КнягиняЛиговская» «Герой нашего времени» «Бэла» «Герой нашего времени» «Бэла» «Герой нашего времени» «Бэла» «Герой нашего времени» «Бэла» «Герой нашего времени» «Тамань» «Герой нашего времени» «Тамань» «Герой нашего времени» «Княжна Мери» «Герой нашего времени» «Княжна Мери» «Герой нашего времени» «Княжна Мери» «Герой нашего времени» «Княжна Мери» «Герой нашего времени» «Княжна Мери» «Герой нашего времени» «Княжна Мери» «Герой нашего времени» «Княжна Мери» «Герой нашего времени» «Фаталист»
Тридцать шесть лет тому назад, 26 июня, был учрежден Всемирный день борьбы с наркоманией, напоминающий всему человечеству об этом страшном недуге. Это повод для всех, и в первую очередь для молодёжи, серьёзно задуматься о жизненных ценностях и сказать решительное «нет!» наркотикам. Это напоминание о том, что наркомания забирает все хорошее, что есть в жизни: ваше будущее, ваши надежды, ваши мечты и ваше здоровье. Подтверждением тому – грустная исповедь девушки-наркоманки, которую обязательно стоит прочесть до конца и сделать нужные выводы.
Лена выросла в Саратове в семье любящих родителей. С детства хорошо рисовала, мечтала поступить в художественное училище, а потом посвятить себя живописи.
В подростковом возрасте захотелось выделиться, причем не только красивой одеждой,
хотя она считалась в классе первой
модницей.
Но хотелось чего-то другого. Быть крутой. Клубы, гулянки… И, к тому же, тебе всего 15 лет. Однажды в ночном клубе, за компанию с подружкой, попробовала наркотик, героин. «Я и не думала, к чему это приведет, просто кайфовала от тех ощущений и все.
Первое время думала, что я могу все держать под контролем.
Захочу и брошу. Ну и передозов не будет. Ведь я же не такая, как все.
Особенная. Сильная, смогу вовремя
остановиться.
А разгульная жизнь,
без контроля и тормозов, на доверии родителей, брала свое.
Ходила по клубам, знакомилась с людьми, у которых были
наркотики. Деньги были — покупала добавку. Не было, не гнушалась и тем, что
манипулировала родителями, врала им, а то и брала без спросу, попросту воруя.
Со временем барыгу, который снабжал наркотиками, посадили. А весь запас героина, который был у меня — тоже был на исходе. И вот тогда у меня началась ломка.
Героин — это такая зараза, что доза нужна утром, в обед и вечером. Тогда ты будешь чувствовать себя нормально, а если её нет, то просыпаешься в холодном поту. Начинает трясти и накрывает полнейшая паника. Кажется, что конец света приближается. Сразу агрессия прет. Нет сна, и взрываешься по малейшему поводу.
Немного отрезвил следующий случай. Парень, с которым встречалась два года, случайно принял двойную
дозу, и его с большим трудом врачам в больнице удалось спасти. Я испугалась. Слишком близко смерть подобралась
ко мне. В общем, под нажимом родителей, решила завязать с наркотиками. Даже на лечение пошла. Но ощущения…. Живешь,
но, что бы ты ни делал, тебя ничего не радует. Расслабиться просто так или получить хоть какое-то удовольствие, как под
героином, ты уже не можешь. Полгода прошли в постоянных сомнениях, столько раз был соблазн начать заново. Я поняла, что отвыкла уже нормально жить в
социуме. У меня не было никаких интересов.
Когда лечилась, давали таблетки, которые вызывали отвращение от наркотиков. Даже малая доза их действовала так, что никакого кайфа от наркотика не испытывала. Поэтому я и завязала. Когда избавилась от зависимости, с удивлением начала чувствовать пение птиц. Читаешь книгу и понимаешь её совершенно по-другому. А под наркотиком смотрела в книгу как в пустоту. И вкусовые качества постепенно возвращались.
Нариков уже даже на глаз могла определить. Противно на них
было смотреть. Все не могла понять, как я могла опуститься так низко.
А потом все повторилось снова, я сорвалась… Только
после героина перешла на метадон.
И вот уже седьмой год я ни дня не обхожусь без него, что и привело к катастрофическим последствиям.
Если раньше я употребляла его для кайфа, то
теперь просто, чтобы хоть как-то существовать. Просто, чтобы хоть как-то унять
боль, которая теперь во всём теле.
Нижняя половина у меня сейчас
заживо гниет. Вонища такая, что дышать невыносимо. А боль неописуемая. Раньше ещё могла выходить на улицу на
костылях. Теперь уже всё, ноги не двигаются.
Надо постоянно делать перевязки. Мать уже давно на пенсии,
но вынуждена работать, ведь медикаменты стоят дорого и их нужно много. Без
перевязок никак нельзя. Боли невыносимые. Все ноги в трофических язвах. Тело
гниёт, хотя я еще живая.
Теперь наркотик нужен, чтобы снять болевые ощущения. Иногда
достаточно одной дозы. А иногда приходится и две уколоть. Боль нечеловеческая, особенно при перевязках.
Всем, кто еще не пытался начать колоться, хотела бы сказать. Не пытайтесь экспериментировать. Хорошего все равно ничего не выйдет. Каждый, кто начинает — проигрывает свою жизнь. Это билет в один конец, для большинства без возможности что-либо изменить.
Отдала бы многое за то, чтобы убрать тот момент из жизни,
когда впервые попробовала наркотики.
Вот так я сама себе испортила жизнь. Все, что было хорошее — променяла на кайф. Стыдно и больно. Но уже изменить ничего нельзя, а поняла я это слишком поздно… »
Вот так, достаточно легко можно загубить свою жизнь!
А что вы знаете о вреде наркотиков? Предлагаем вам в игровой форме проверить себя. Вам даны утверждения, что относится к мифам о наркотиках, а что, является реальностью, распредели на два варианта — да или нет
В сентябре прошлого года в нашем музее проходили съёмки небольшого сюжета для просветительского проекта «Святыни России» кинокомпанией «АРТОС» по заказу Телеканала «СПАС».
Елец конца ХIХ – начала ХХ века многие современники, вслед за святителем Тихоном Задонским, называли «Вторым Сионом».
Величественные храмы, один краше другого, украшали центр города. У каждого на колокольне было по несколько колоколов, создающих удивительные звуки. В большие праздники они звучали не вразнобой, а удивительно гармонично, создавая неповторимую единую мелодию. Звонари храмов хорошо знали, в какой последовательности, с какой громкостью и интервалом должны звучать их колокола. Праздничный благовест начинал самый большой, 500 — пудовый колокол церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Он был украшен барельефами херувимов, а чуть ниже — фамилией купца, на чьи средства был отлит. В его верхней части был «барельефный лик строгого и прекрасного Ангела Великого Совета» и «сильное и краткое веление: «Благовествуй земле радость велию…» Эта надпись очень поразила и на всю жизнь осталась в памяти первого русского нобелевского лауреата по литературе, в ту пору юного гимназиста Ивана Бунина.
Вместе с одноклассниками он часто поднимался на самый верх пятиярусной колокольни, чтобы посмотреть на город с высоты птичьего полета. Не забылись с годами ни звонарь, ни «предвечернее время весеннего дня, ясное небо в арках колокольни», ни «та могучая дрожь, которой гудела вершина колокольни вместе со всеми нами, когда, после долгих раскачиваний била, Васька оглушал нас первым ударом, спугивал голубей со всех карнизов и уже весь отдавался любимому делу, утопая в звонком и непрерывном гудении меди. От этого гудения у нас верезжало в ушах, во всем теле; казалось, что вся колокольня с вершины до основания полна голосов, гула и пения. Не спуская глаз с мотающихся рук Васьки, стояли мы, охваченные восторгом перед гигантской силой звуков, замирая от захватывающей дух гордости, точно сами мы были участниками в возвышенном назначении колокола благовествовать радость.
Затерявшиеся в звуках, мы как будто сами носились по воздуху вместе с их разливающимися волнами и ждали только одного — чтобы поскорее ответил своим низким басом соборный колокол и чтобы Васька, в волнении соревнования, поднялся с лестницы во весь рост и уже изо всех сил ударил звонилом. Боже, какой трезвон начинался тогда /…/ и как мечтал я хоть когда-нибудь побыть на месте Васьки!»
Имя купца, чьим старанием был отлит колокол, Иван
Алексеевич не запомнил, для него, дворянина, это было совсем неважно. Скорее
всего, спустя годы, об этом знал и, может быть, втайне гордился, другой выдающийся сын елецкой земли,
композитор Тихон Николаевич Хренников. Это
был его дальний родственник, ктитор храма, богатый и благочестивый купец Иван Петрович
Хренников. Немало пожертвовали в 1853 году на перестройку храма из-за
появившихся в стенах трещин и другие
представители этой известной в городе фамилии — почетные граждане Ельца
Сергей и Николай Петровичи Хренниковы. Их вклад – 3000 серебром, был самым
крупным среди купечества.
Проект новой постройки в стиле позднего классицизма, по образцу Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, был выполнен харьковским архитектором Андреем Андреевичем Тоном, братом знаменитого зодчего. 13 лет ушло на стройку, зато и результат был отменным.
Покровский храм стал одним из самых больших и величественных в городе, а колокольня – самой высокой. С её последнего яруса вокруг себя, по воспоминаниям юного Бунина, можно было увидеть « только лазурь да волнистую степь. Город, как пестрый план, лежал далеко под нами, маленький и скученный, а в сердцах у нас было то, что должны испытывать на полете ласточки». Воспитанники казенной мужской гимназии на колокольню поднимались достаточно часто. Такая привилегия была потому, что их учебное заведение вместе с начальными городскими училищами и женской гимназией, числилось в Покровском приходе. По воспоминаниям Д.И. Нацкого, произошло это следующим образом:
«В то время в гимназиях и других учебных заведениях было обязательно в праздничные и воскресные дни бывать у обедни, а под праздник – у всенощной, в царские дни тезоименитств тоже. Когда я учился в приготовительном и первых классах (1881 – 1882 гг.) мы, гимназисты, ходили в церковь, но без большой охоты. /…/ В соборе в то время служил /…/ протоиерей о. Николай Шубин. Он потребовал, чтобы гимназисты стояли не перед алтарём, где шла служба, а по другую сторону церкви. Директор гимназии не согласился, но переубедить Шубина не смог и гимназистов стали водить в Покровскую церковь, где специально для них стали служить всенощные и поздние обедни. Такой порядок соблюдался до 1918 года. Покровская церковь была одна из лучших: чисто, сухо, тепло, пел гимназический хор. Красив был главный иконостас в виде высокого портика, опирающегося на четыре золочёных колонны».
Прихожанами Покровской церкви были, разумеется, и жители близлежащих домов. Летом 1913 года здесь крестили последнего, десятого ребёнка супругов Хренниковых. Назвали мальчика в честь святителя Тихона Задонского, на поклонение к которому мать, незадолго до его зачатия, ходила пешком. Да и храм, на который смотрели окна дома, тоже был тесно связан с именем этого подвижника. Во второй половине ХVIII века святитель, приезжая в Елец, останавливался обычно именно здесь, в церковной сторожке у своего друга и единомышленника Косьмы Ивановича Студеникина. Бывший богач, раздав своё имущество нуждающимся, стал в нём старостой.
Большая, чудом сохранившаяся фреска внутри храма, как раз и напоминает об этом. Несомненно, когда-то её очень внимательно разглядывали, как и все юные прихожане, и Хренниковы — младшие.
Вспоминая детские годы, Тихон Николаевич в книге «Так это было…» писал: «Напротив нашего дома была церковь Покрова, старинная, большая, с великолепной колокольней. Мы всегда семьей ходили в эту церковь. В ней часто служил архиерей, а я ему прислуживал в качестве архиерейского костыльника. Как известно, он держит костыль архиерея, когда тот, остановившись, благословляет кого-то или читает молитву. Костыльник, маленький мальчишка, ходит следом, облаченный в соответствующую одежду из парчи — стихарь. Все это я узнал на себе, будучи архиерейским костыльником. Я до сих пор знаю и помню все молитвы, службы, обедни, всенощную… На меня вообще необыкновенное впечатление производит колокольный звон. В детстве слаще для меня не было звуков. Помню, просыпаешься утром, в церкви Покрова звонят к заутрене. Колокольный звон плывет густыми медленными волнами. У меня он всегда рождал ощущение какого-то большого счастья».
Пройдут годы, и после революции отец композитора, Николай Иванович, будет
в этой церкви старостой. Вырастут
и покинут отчий дом дети, но память о родном городе, домашнем тепле и молитвах в приходском
храме останутся в сердцах навсегда.
Подтверждение тому – в следующих словах Тихона Николаевича: «Для меня самое святое место на земле – мой родной и любимый город Елец. С ним связаны мои детство и юность. С ним связана жизнь самых дорогих и милых моему сердцу людей. /…/ Здесь я вырос духовно и определил свое отношение к окружающему миру».
Храм Покрова и сейчас стоит напротив хренниковского дома, теперь уже музея, композитора. Нет только колокольни, рухнувшей из-за подмыва грунта в 60-е годы ХХ века, и оставшейся к тому времени без креста и колоколов. Постепенно усилиями неравнодушных горожан на скромные пожертвования он начинает оживать, восстанавливаться из руин. В его стенах проходят службы, звучат песнопения, с временной звонницы слышны колокола. До былого благолепия еще далеко, но так хочется, чтобы поскорее настал тот день, когда появятся и новая высокая колокольня, и большой колокол, и станут явью бунинские строки рассказа «Над городом»:
« Я мысленно взбираюсь на колокольню и уже в свои руки беру веревку, привязанную к колокольному билу. Трудно раскачивать его, но нужно раскачивать сильнее, чтобы с первого же удара дрогнул воздух. А когда ответят другие колокола, нужно позабыться, затеряться в бурных звуках и хоть на мгновение поверить и напомнить людям, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых»!
«Что за прелесть здешняя деревня!» — так выразил свои чувства Александр Сергеевич в письме П. Плетневу. Эти слова были адресованы селу Болдино Нижегородской губернии, которое поэт впервые увидел 3 сентября 1830 года. Приезд сюда был продиктован необходимостью привести в порядок «имущественные» дела перед женитьбой, а именно, вступить во владение частью деревни Кистенево, полученной от отца. Его взору предстали: одноэтажный дом, вотчинная контора, церковь с белой колокольней, темные избы, крытые соломой, небольшой пруд и золотое убранство осенних рощ. Но более всего впечатлило то, что кругом была бесконечная степь… В письме он так скажет об этом: «…вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает». Пушкин пробыл здесь дольше планируемого, почти три месяца, до конца ноября. Карантин из-за эпидемии холеры стал невольным виновником вынужденного уединения поэта, благодаря чему появились одни из лучших его произведений: две последние главы романа «Евгений Онегин», поэма «Домик в Коломне», пять «Повестей Белкина», «Маленькие трагедии», «История села Горюхина», «Сказка о попе и работнике его Балде», около тридцати стихотворений. вспоминая время, проведенное там, он признался: «…Я в Болдине писал, как давно уже не писал».
В настоящее время болдинская усадьба — Музей-заповедник А.С. Пушкина. Она относится к памятникам культуры федерального значения и является одним из важнейших мест, связанных с творчеством великого русского поэта. Здесь сохранился господский дом, лиственница напротив парадного крыльца, по преданию посаженная им самим, тенистые аллеи парка и роща «Лучинник», где он когда-то гулял.
Музей-заповедник А. С. Пушкина «Болдино» . Герб рода Пушкиных.Кабинет. Рисунки поэта на рукописях.Дом-музей А.С. Пушкина. Уголок интерьера. Заповедный парк. Первый пруд.
Письменный стол с рукописью поэта. Заповедный парк. «Беседка сказок»Липовая аллея. Горбатый мостик.Портрет Н.Н. Пушкиной. Акварель А. Брюллова. Заповедный парк. Первый пруд. Заповедный парк. Старый колодец. Заповедный парк. Вишневая аллея.Вотчинная контора. Внешний вид. Вотчинная контора. Уголок конторской комнаты. Вотчинная контора. Комната, где останавливался поэт в свой последний приезд. Вотчинная контора. Интерьер конторской комнаты.Заповедная роща «Лучинник» Дом-музей А.С. Пушкина. Зал. Заповедный парк. Дерновая скамья.
Среда - воскресенье: с 09.00 до 17.00 касса 09.30 - 16.30
Выходной: понедельник, вторник
Санитарный день: последний рабочий день месяца
Телефон для справок: (47467) 2-43-29