Posted in #сидимдома | Leave a comment

Плеть для лошади.

Для управления лошадью нужна была плеть.

Плеть для лошади в экспозиции музея

Точная дата появления плети неизвестна человечеству,   она использовалась многими народами практически с древности.  Известно, что первыми начали использовать  её азиаты – кочевники. В их руках она   могла быть и бичом для  скота, и  орудием защиты во время нападения,  и охотничьим приспособлением.

Умелые руки опытного владельца превращают плеть в мощное оружие  Так, боевой плетью можно выбить глаз, сбить с толку лошадь, разорвать одежду. И что самое главное – щит не защищал бойца от плети. Она не мешала обладателю в бою пользоваться огнестрельным оружием, поскольку закреплялась на запястье – рука оставалась свободной для других манипуляций. 

  В античности наказанием для рабов было избиение плетью. Для повышения эффективности, использовали доработанные плети – с воловьими жилами, металлическими предметами, острой бараньей костью.

На территории Российской империи применяли нагайки, арапники и плети с конструкцией, состоящей из: рукояти, основы, сплетенной из кожаных полос с одни или  двумя хвостами на конце.

В Домострое плети отводилась   роль орудия, используемого для домашнего наказания. Для определения за собой господства в семье, жених на свадьбе засовывал плеть в голенище своего сапога.

Самым распространенным наказанием для учеников и крепостных были удары плетью.

В XVIII столетии   суды практиковали приговоры наказанием плетью.    Происходило  это прилюдно, на главных площадях городов и поселений. Удары наносил палач. После публичного избиения, мужчина не мог идти на военную службу.

  К середине XIX столетия плетка исчезла из перечня наказаний  и стала использоваться в качестве приспособления для управления лошадью.

Дорогим подарком, купленным на ярмарке родителями,  станет для пятилетнего Ивана Бунина небольшая  кожаная плеточка:

        «А потом были еще две великих радости: мне купили сапожки с красным сафьяновым ободком на голенищах, про которые кучер сказал на весь век запомнившееся мне слово: «в аккурат сапожки!» – и ременную плеточку с свистком в рукоятке… С каким блаженным чувством, как сладострастно касался я и этого сафьяна и этой упругой, гибкой ременной плеточки! Дома, лежа в своей кроватке, я истинно замирал от счастья, что возле нее стоят мои новые сапожки, а под подушкой спрятана плеточка». 

                                                              И.А. Бунин «Жизнь Арсеньева»

Posted in #сидимдома, Для чего же это?, Экспонаты | Leave a comment

Великий русский эмигрант писатель Иван Бунин. История жизни.

Posted in Видео, Экранизация произведений Бунина | Leave a comment

Украшение для конской сбруи.

    Конская упряжь ХIХ века в России была немыслима без украшений.    В этом легко убедиться, вспомнив новогоднюю открытку с тройкой,  везущей  Деда Мороза.  Действительно, сложно представить себе  русскую тройку без бубенцов, колокольчиков, а также  красивого нагрудного украшения коней . Первоначально  эти украшения  возникли по  вере простого народа в  медный звон как  защиту от злых духов в дороге  во время поездок по бескрайним  российским просторам.

Украшение для конной сбруи в экспозиции музея

   Считалось, чтобы уберечь коня от нечистого духа, на конской сбруе непременно должна быть медь. Блестящие и звенящие украшения берегли и украшали ими  крестьянских и дворянских коней. Источник этого поверья неизвестен, но люди действительно верили в это и увешивали свою лошадь украшениями-оберегами. И всегда начищали их до блеска, и прилаживали, сколько, сколько могли себе позволить.   Украшения были  хоть и простые, но изготовленные с особым отношением и любовью — мастеровито и качественно.

  Изготавливались они  в деревенских кузницах из меди, бронзы, луженой меди или латуни. Примерно со второй половины ХIХ  века стали появляться штампованные предметы промышленного производства. Все медные и латунные элементы упряжи начищались хозяевами до блеска.

Украшения старинной конской упряжи 18-19 век

Украшения  были, как правило, круглой формы,  с зубцами по краям, различной величины.  Такие бляхи нашивались на ремни сбруи в качестве центральных элементов композиции.

   Металлические детали придавали особый шик и праздничность запряженному коню, и говорили о положении, статусе хозяина.

Чем сложнее и заковыристей были эти украшения, тем они дороже стоили, поэтому не каждый  владелец мог раскошелиться на красивую  сбрую. 

В Ельце в ХIХ веке, занимающихся частным извозом, разделяли на «колясочников»и «троечников». Их лошади были ухоженными, экипажи красиво выкрашены. Упряжь красиво отделана бронзовыми, ярко начищенными бляхами и оторочена кожаными кистями. В начале ХХ века появились в Ельце и лихачи на «эгоистках», одноместных экипажах. Стоимость проезда в этом экипаже была вдвое больше. Интересно, что богатые елецкие купцы никогда не заказывали «эгоисток» — считали, что дорого. А вот бедные елецкие дворяне, такие, как отец И.А. Бунина, заложившие и перезаложившие свои имения, перемещались только в самых дорогих экипажах.

Posted in #сидимдома, Для чего же это?, Экспонаты | Leave a comment

Пряничная доска.

#Деньсемьилюбвииверности

Пряничная доска ХIХ века из Музея народных ремёсел и промыслов (Елец)

В День семьи вечером домочадцам хорошо бы собраться за столом, попить ароматного чайку на травах с душистым мёдом, вареньем или пряниками, этим древнейшим на Руси лакомством. Первые пряники в нашей стране назывались «медовым хлебом», их рецепт привезли к нам варяги около IX века. Это была смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед составлял почти половину всех ингредиентов.

 Слово «пряник» означает «пряный», необычного вкуса. К необычному, заморскому, наши предки питали особое уважение. А пряник был и сладок, и дорог, так как его тесто замешивалось на восточных пряностях. И хоть не дошли до нас сами пряники из теста, мы можем представить, какими они были в старину, посмотрев на старинные пряничные формы.

Делали их так: пласт теста вдавливали в узорную резьбу, и оригинальный рисунок или надпись отпечатывался на поверхности пряника. Если форма была раскладной, то тесто помещалось внутри, стороны складывались и прижимались.

   По существу, та же гравюра на дереве, только оттиски недолговечны: уж больно вкусные.

Внутренние стороны пряничной доски

 Мастеров, которые делали такие доски, называли знаменщиками. Свои изделия они вырезали ее из твердых пород древесины — клена, ореха, груши, березы. Доску толщиной около 5 см сушили от 5 до 20 лет при естественной температуре в тени, затем художник-резчик наносил на нее рисунок.  

Часть формы для именных пряников

 Трудно было вырезать рисунок на доске, а сделать правильно надпись резцом было еще сложнее. Прочитать надписи непросто, буквы кажутся какими-то непонятными.   Все дело в том, что на пряничной доске надпись делалась в обратном направлении: её зеркальное отражение. Зато на прянике она становилась правильной и понятной.    Пряничная форма  обычно служила очень долго, до 70 лет.  Её периодически кипятили ее в масле, чтобы убирать застрявшие остатки теста. 

С пряниками было связано много народных обычаев. Их дарили в знак уважения, любви, что, кстати, у нас в Ельце в конце ХIХ века было принято делать на Прощеное воскресенье. Кроме обряда подношения «в почесть», без пряников не проходило ни одно событие – ни веселое, ни печальное. Пряник дарили невесте на свадьбе, а заканчивалось свадебное пиршество тем, что гостям давали по кусочку пряника. Получив этот кусочек, гости знали, что праздник окончен и пора расходиться по домам. Такой пряник назывался «разгонный» или «разгоня».

Современные пряники

А вот в Саратовской и Калужской губерниях пряники имели совсем неожиданное применение: в них играли. Во время ярмарок и базаров собирались люди и кидали пряники. Для этого брали их размером не более 20 см. Выигрывал тот, чей пряник летел дальше всех и, падая плашмя, не разбивался. Играли еще и по-другому: надо было взять пряник в руку таким образом, чтобы от одного удара он разломился на три части.

Но, прежде всего, пряники были излюбленным лакомством. Особенно любили их дети. Для них делали специальные пряники с изображением птичек, петушков, рыб, различных животных; а пряники с изображением отдельных букв служили своеобразной вкусной азбукой.

Posted in #сидимдома, Для чего же это? | Leave a comment

Всероссийский день семьи, любви и верности.

В память о святых супругах Петре и Февронии Муромских с 2008 года 8 июля мы отмечаем Всероссийский день семьи, любви и верности.

В этот прекрасный день хочется поздравить вас с этим праздником! 
Желаем вам хранить свой очаг и не позволять ему гаснуть. Любви и взаимопонимания, терпения и удачи, счастья и благополучия, добра и улыбок! Храните семейный уют и тепло, любите друг друга и дарите нежность.

Семья — самое ценное сокровище, которое люди могут иметь в жизни. Никакая сногсшибательная карьера и золотые горы не заменят поддержку родного плеча, детскую улыбку, теплые объятия. Хотим пожелать в этот день ценить превыше всего свою семью, дорожить каждой минутой, проведенной рядом с родными людьми, ставить семейное благополучие приоритетом, наслаждаться близостью и теплом. Пускай семья будет здоровой, счастливой, позитивной и большой!

Posted in Новости | Leave a comment

«Солнечный удар»

Солнечный удар — художественный фильм Никиты Михалкова, снятый по мотивам двух произведений Ивана Бунина — рассказа «Солнечный удар» (1925) и дневников 1918—1920 годов «Окаянные дни».

Фильм был выдвинут от России на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Фильм о последних днях безымянного капитана разбитой армии Врангеля в фильтрационном лагере красных в ноябре 1920 года. Его периодически посещают видения давнего, мимолётного адюльтера, когда он был поручиком. Одновременно он задаётся вопросом: «Кто виноват в произошедшем с Россией?». Терзания прекращает только погрузка и капитана, и всех военнопленных лагеря на баржу под предлогом транспортировки до Очакова. После погрузки красные, отбуксировав старое судно на глубину, затапливают его.

Режиссер: Никита Михалков
Композитор: Эдуард Артемьев
Оператор: Владислав Опельянц
В ролях: Мартиньш Калита, Виктория Соловьева, Анастасия Имамова, Сергей Серов, Ксения Попович, Андрей Попович, Александр Устюгов, Александр Обласов, Александр Борисов, Максим Битюков, Илья Кипоренко, Сергей Бачурский, Кристина Кириллова, Мириам Сехон, Авангард Леонтьев, Александр Адабашьян, Кирилл Болтаев, Елизавета Измайлова

Posted in #сидимдома, Экранизация произведений Бунина | Leave a comment

Поставка под граммофон

Популярный в конце ХIХ – начале ХХ века аппарат для воспроизведения звука с граммофонной пластинки назывался граммофоном. Звук  возникал с помощью механического звукоснимателя – иглы и мембраны.  Колебания иглы,  образующиеся  при её движении по звуковой  дорожке вращающейся грампластинки, передаются мембране, которая преобразует их в упругие колебания воздуха – звук, усиливаемый рупором. 

Предшественником граммофона считается фонограф, изобретенный в 1877 году Томасом Эдисоном.  Устройство  записывало и воспроизводило звук, правда, плохого качества.

 В 1887 году немецкий изобретатель Эмиль Берлинер, жившей в США,  усовершенствовал его  и запатентовал, назвав  граммофоном.  Берлинеру удалось  уменьшить искажение звука, а также увеличить громкость.

  Широкое распространение в мире  граммофон получил в 1902 году, когда вышла в свет грампластинка с записью десяти песен итальянского тенора Энрико Карузо.

 Тогда же,  инженер Василий Иванович Ребиков при поддержке зарубежных представителей основал первую в России граммофонную фабрику    в Санкт-Петербурге,  наладив выпуск граммофонов и грампластинок. Оборот компании составил 10 тысяч пластинок в год. В репертуар входили в основном русские исполнители: оркестры, хоры, сольные исполнения.

 Если в деревне  граммофон был редкостью, то в городе даже мещанские семьи не слишком большого достатка,  старались его приобрести.

В. Маковский. Слушают граммофон…

«Наша семья была, увы, не музыкальна. Никто в ней не играл и не пел, разве только в праздник взрослые после выпивки разохотятся подтянуть кому-либо из более певучих гостей. Поэтому не удивительно, что, примерно, в году 1912 отец купил граммофон, один из лучших продаваемых тогда в Ельце, а скорее всего он купил его в Москве в одну из редких поездок туда. Я не видел подобного в других домах. Корпус граммофона был из красного дерева, по сторонам его были вмонтированы картинки  на эмали, труба большая, с полным оборотом, что позволяло получать более мелодичный звук. К граммофону прилагалась высокая тумбочка вместительностью свыше 100 пластинок, и была ими заполнена. Запомнились пластинки с пением Шаляпина (Элегия, Дубинушка, арии Демона, Мефистофеля, варяжского гостя), Вальцевой (романс о подстреленной чайке, цыганские романсы), вальс «На сопках Манчжурии», некоторые народные песни, например, душещипательная «Лучина, лучинушка, неясно горишь», вызывавшая всегда слезинки у женщин, более весёлая «Камаринская», затем нравились диалоги комиков Бима и Бома. Я думаю, что месячного жалования отца не хватило на эту покупку, но граммофон стал гордостью нашей семьи».

                                   (из воспоминаний уроженца Ельца К.В. Скуфьина)

 Граммофон  можно было  увидеть и услышать как в частном доме, так  и в общественном заведении, в частности в трактире.

«Забрел он недавно в трактир Авдеича на Бабьем базаре. Вошел во двор, утопая по щиколку в грязи, и со двора поднялся во второй этаж по такой вонючей, насквозь сгнившей деревянной лестнице, что даже его, человека, видавшего виды, затошнило; с трудом отворил тяжелую, сальную дверь в клоках войлока, в рваных ветошках вместо обивки, с блоком из веревки и кирпича, – и ослеп от табачного дыма, оглох от звона посуды на стойке, от топота бегущих во все стороны половых и гнусавого крика граммофона». 

                      И.А. Бунин «Деревня»

 « В полдень вскачь неслись извозчики, поспешая к вокзалу, стоявшему за городом, под горой. В час они медленно тянулись назад и везли приезжих, чаще всего купцов с ковровыми сумками, которые и теперь еще называются сак-де-войяжами, а не то распространителей граммофонов, молодых бритых евреев в английских картузах, с английскими трубочками в зубах. /…/

Граммофон ХIХ века из коллекции музея

  Он купил граммофон и никогда не заводил его. Но однажды, когда Александра Васильевна воротилась от всенощной раньше времени, не достояв, по слабости, службы, и вошла в дом с черного хода, услыхала она крикливые плясовые звуки. А заглянувши в залу, обомлела: Селихов, легкий, старенький, один во всем полутемном доме дико вскидывал ноги перед трубкой граммофона, весело и хрипло кричавшей: «Ай, ай, караул! Батюшки мои, разбой!..

          И.А. Бунин «Чаша жизни»

Граммофонные пластинки оказались весьма массовым товаром. Они  быстро расходились по ярмаркам, базарам, магазинам и лавкам Российской империи.   Их  с удовольствием слушали на свадьбах и именинах, проводах, посиделках и чаепитиях, семейных вечерах.

Фрагмент музейной экспозиции

«Святочная метель, вихрями носившаяся по снежным крышам и снежным пустым улицам, стала мутно синеть, наливаться сумерками, а в доме темнело. Там, в зале, чинно стояли кресла вокруг стола под бархатной скатертью, над диваном тускло блестела картина — зеленоватый кружок луны в облаках, дремучий литовский лес, тройка лошадей, сани, из которых розовыми лучами палили охотники, и кувыркающиеся за санями волки; в одном углу до потолка раскидывалось из кадки мертвыми листьями сухое тропическое растение, а в другом воронкой зиял хобот граммофона, оживавший только по вечерам, при гостях, когда из него вопил в притворном отчаянии чей-то хриплый голос: «Ах, тяжело, тяжело, господа, жить с одной женой всегда!» 

                                                       И.А. Бунин «Старуха»

Posted in #сидимдома, Для чего же это?, Экспонаты | Leave a comment

«Мещерские»

Режиссер: Борис Яшин
Сценаристы: Лев Проталин, Борис Яшин
Оператор: Владимир Папян
Композитор: Юрий Саульский
Художник: Михаил Карташов
Актеры: Елена Дробышева, Анастасия Немоляева, Елена Ивасишина, Денис Карасёв, Владимир Гостюхин, Лев Дуров
Производство: Время (Мосфильм), Роскомкино
Жанр: военный фильм, драма, экранизация По мотивам рассказов И.Бунина «Натали», «Таня», «В Париже». Хроника послереволюционной жизни трех представителей семьи русской интеллигенции. В её истории отразилась судьба поколения — усадьба, каникулы, первые романы в юности, ад Гражданской войны, горечь эмиграции…

Номинация на приз Киноакадемии «Ника-95» в категории «Лучшая музыка к фильму» (Ю.Саульский);

Posted in #сидимдома, Экранизация произведений Бунина | Leave a comment

Лампа универсальная.

Лампа универсальная из коллекции музея

XIX век по праву можно назвать эрой керосина. В то время продукты нефтепереработки особой популярностью не пользовались, и даже бензин порой сливали в ямы из-за ненужности. Но вот керосин лидировал по использованию для освещения домов.  Его можно было купить во многих магазинах и аптеках по сравнительно низким ценам.  Спрос на него появился во второй половине ХIХ века, когда львовским аптекарем Игнатием Лукасевичем была изобретена керосиновая лампа .  Она  быстро перекочевала в дома горожан, а вскоре затем начала появляться и в деревне. Ее использовали  в уличных фонарях, в цехах мануфактур и заводов и во всех общественных местах.

Но керосин шел не только на освещение – его использовали и для приготовления пищи. Даже в 1950-х годах в Москве на многих кухнях еду готовили на керосинках, примусах и керогазах, за которым ходили с бидонами в керосиновые лавки. Намного раньше до этого, в начале XX века тульская фабрика «Берта Тейле и сыновья» выпускала по патенту керосиновые самовары. 

В рекламном проспекте фабрики об этих изделиях говорилось, что они «…нисколько не коптят, не производят угара и кипят довольно скоро. Ставить их можно в комнате… Просим заказывать эти самовары по возможности заблаговременно, так как на изготовление их фабрикой требуется более долгий срок».

Нижняя часть керосиновых самоваров была очень похожа на основание и горелку керосиновой лампы, только вместо стеклянного колпака-абажура надевался самоварный корпус и закреплялся специальными фиксаторами. Обычно такие самовары выпускались в форме банки или рюмки, емкостью от 10 до 30 стаканов . Съемный корпус позволял легко и быстро наполнять резервуар керосином. Боковой винт позволял регулировать пламя горелки, а фитиль можно было поджечь через раздвижное окошечко в шейке самовара.

По такому же принципу немецкие фирмы выпускали керосиновые  лампы -обогреватели. Топливо в них поднималось из бака в фитиль благодаря капиллярному эффекту и сгорало, выделяя тепло.  

 Дополнительным плюсом  лампы  была  возможность приготовления или разогрева  на ней пищи.

Вид лампы универсальной внутри

 Фирма «Хиршхорн», известная с 1869 года, помимо первоначального выпуска  керосиновых ламп, в конце ХIХ века стала заниматься изготовлением кулинарных аппаратов, работающих на керосине.  С 1875 года она  была известна как „первая Берлинская фабрика нефтяных кулинарных аппаратов“, а в 1886 году,  став  «крупнейшим заводом  керосиновых ламп, фонарей и кулинарных аппаратов“,  помимо кухонных и осветительных приборов,  занималась производством ламп — обогревателей.

Повышенным спросом в России пользовалась выпускаемая ею  «Лампа универсальная», с помощью которой можно было согреться, приготовить или разогреть еду, высушить одежду, осветить помещение.

Posted in #сидимдома, Для чего же это?, Экспонаты | Leave a comment

Бунин. Биография. Ранняя Лирика.

Иван Алекссевич Бунин. Биография. Ранняя Лирика Лектор: Бак Дмитрий Петрович — кандидат филологических наук, профессор РГГУ, проректор РГГУ.

В тексте допущена ошибка. См. ролик на 01:43 мин. «Он жил в Елецком уезде, затем учился в Елецкой гимназии. Елец — это город в Воронежской губернии» — утверждает Бак Д.П. Не совсем так: «В 1779 году из Воронежской губернии были выделены Курская и Тамбовская, Елец стал центром уезда. Елецкий уезд вошел в состав Курской, а затем Орловской губернии.» И.А. Бунин родился в 1870 году, т.е спустя почти 100 лет после выхода Ельца из состава Воронежской губернии.

Posted in #сидимдома, Биография И.А. Бунина, Видео | Leave a comment