Коногонка.

Коногонка ХIХ века

Коногонка   — это профессиональный осветительный прибор, применяемый шахтерами. От качественного освещения в горных туннелях зачастую зависит не только личность безопасность, но и жизнь горняков. Лампа  «коногонка» прошла долгий исторический путь, прежде чем превратилась в современное надежное осветительное устройство, которое отлично освещает пространство на разных уровнях.  

  Горняцкая профессия не зря всегда считалась очень опасной. Вопрос освещения в сумрачных подземных ходах всегда стоял очень остро. Сначала использовали самые элементарные приспособления — самодельные плошки или баночки с фитилями наполняли горючими веществами. Это мог быть мазут или масло. Горение сопровождалось чадом, давало тусклое свечение и быстро затухало.

    Следующим этапом стали масляные лампы, включающие в себя закрытый резервуар. В качестве горючего использовалось сурепковое, рыжиковое, рапсовое и горчичное масла. Устройство этой лампы было крайне незамысловатым: металлический бак с открытым фитилем плюс кронштейн с крюком для подвешивания.   Такие светильники были крайне взрывоопасны, поэтому на многих  лампах  имелась  надпись «Бог в помощь».

Свечение при этом оставалось крайне неудовлетворительным и вызвало появление новой горняцкой профессии лампоноса, в нехитрые обязанности которого входило развешивание ламп по пути следования откатчика, что обеспечить хоть какую-то видимость.

 В  середине ХIХ века на шахтах уголь добывался вручную. Достигнув угольного пласта, горняки-забойщики   рубили топливо, которое лопатой загружали в санки – деревянные ящики с металлическими полозьями на дне. Когда сани были нагружены, рабочий-саночник   волоком тащил их   до ствола шахты, где был подъемный механизм. Когда объемы добычи выросли, на шахтах вместо саночников стали использовать лошадей, а санки заменили на вагонетки. Причем лошади содержались прямо под землей в специально вырубленных конюшнях, рядом с которыми строилось хранилище для сена и фуража. Кроме того, существовало помещение под названием «братская» или «гурьба». Тут собирались пришедшие на работу горняки и хранилась упряжь со всем необходимым. Работник, который заботился о конях, назывался «конюшенным», а тот, кто непосредственно управлял лошадьми в шахте — «коногоном».  Лампа «коногонка» зачастую крепились к лошадиной упряжи для освещения пути.

Шахтерская лошадь и коногон.

Заправляли лампы,   разносили их по выработкам и следили за их исправностью  «лампоносы», которыми, как правило,  были дети.    Зажигать открытым огнем лампу в шахте было нельзя из-за опасности взрыва гази или угольной пыли, поэтому  это делали в специальном помещении – ламповой и затем разносили по шахте.   Л. А. Либерман в книге «В стране черного золота» так описывал труд лампоносов: «В помещениях ламповых воздух до такой степени насыщен парами наливаемого в лампы бензина, что вызывает головокружение и тошноту. Здесь вы увидите целые вереницы крошек-мальчуганов, движущихся среди батарей и ламп, вытирающих, наливающих их, заряжающих их пистонами для автоматического зажигания в подземных выработках. С бледными, истомленными лицами, перепачканные копотью и сажей, с черными руками, замасленными донельзя, быстро движутся они по огромному зданию под недремлющим оком десятника».

Posted in #сидимдома, Для чего же это?, Экспонаты | Leave a comment

Грамматика любви 1988.

В ролях: Геннадий Коротков, Анна Исайкина, Ирина Жалыбина, Андрей Смоляков, Василий Мищенко

Фильм-спектакль по рассказам И. Бунина “Таня”, “В Париже”, “Грамматика любви”, «Холодная осень» из цикла “Темные аллеи”. Герой фильма, писатель средних лет, знакомится с эмигранткой из России, которая работает в русской столовой в Париже. Тоска по родине соединяет их. Они делятся своими воспоминаниями – единственным, и самым дорогим, что им осталось. Он рассказывает ей историю своей любви. Она – о своем женихе, который погиб на фронте в 14 году. Он – о невесте, с которой его разлучил февраль 17 года. Война становится основной темой, темой расставания в поздних произведениях писателя, а утрата любви – темой потери Родины.

Posted in #сидимдома, Экранизация произведений Бунина | Leave a comment

Скрипель

Неотъемлемым  атрибутом  не только русского костюма, но и русского образа жизни, русской зимы и даже русского характера были валенки – теплая, удобная обувь из сваленной шерсти. «Прост, как валенок», «Ваньку валяет», «Не мытьем, так катаньем» –    эти присказки навсегда вошли  в наш язык. 

 Были они достаточно дорогими. Так, в начале ХХ века за одну пару валенок приходилось платить около двух рублей серебром – по тем временам это были очень большие деньги. Такая обувь считалась роскошью. Крестьянскую семью, где каждый имел свою пару, называли зажиточной, даже богатой. В большинстве же домов обходились одной-единственной парой. Её носили все –  по очереди или по старшинству. В старину они считались ценным подарком, иметь свои валенки было более  чем престижно. По валенкам даже выбирали жениха:  если есть такая обувь, значит, состоятельный человек.

В Елецкий край валяние валенок пришло предположительно около 200 лет назад из Рязанской губернии.   Считалось, что этим ремеслом  могли заниматься только очень терпеливые и спокойные люди,  так процесс это был кропотливый и  непростой, требующий полной самоотдачи. Свалять валенок точно по мерке мог только хороший мастер.

Деревенская мастерская ХIХ века.

   Вот как валял валенки  житель села Черкассы Тихон Демьянович  Ляпин, считавшийся одним из лучших в своем деле.

  «Работу он обычно начинал спозаранок. Тщательно состриженную и вычесанную  зимнюю шерсть заворачивал в ткань, обрызгивал её водой и начинал катать. Причем катал до тех пор, пока она не становилась пластиной, равномерно плотной и одинаковой по толщине. Потом на пластину накладывал заготовку – холщовую ткань, вырезанную по размеру будущего валенка. Ткань  оборачивал пластиной шерсти, а там, где верх голенища, оставлял место для ноги.

Будущий валенок пока был ещё плоский, а для того, чтобы он стал объёмным, существовали колодки и валики различных размеров. Медленно, точными и выверенными движениями укатывал голенища, а потом клал валик – укатывал носок.

Тем временем жена мастера топила печь. Дед  Тихон закладывал будущие валенки в чугун с горячей водой и варил определённое время. Иногда вынимал  обувку железным прутом, выжимал из неё лишнюю воду, внутрь заталкивал валик  и колодку. И снова катал на специальной катальной палке. Шлёпал, бил, колотил, и чем сильнее, тем лучше валенок садился на колодку, а сам становился все меньше и меньше».

Скрипель ХIХ века

Итак, помимо недюжинной физической силы, вальщику требовались специальные приспособления. Одно из них – скрипель, то есть плаха с длинным пазом, в который забиты заостренные дощечки. По сути, это тот же рубель, только раза в два шире, повёрнутый зубцами кверху. Для работы его укладывали на стол и закрепляли между двумя чурбаками, чтобы не скользил.  Практически готовый валенок двигали туда — сюда по зубцам, сначала едва нажимая сверху, затем понемногу наращивая усилие, непрестанно  вращая в разные стороны, чтобы он садился   равномерно.    Как только он достаточно затвердевал, то  начинал греметь или скрипеть, как трещотка, на зубцах. Может из-за этого, и назвали его в Елецком крае «скрипель», а вот в других местностях его называли по-другому —  «коза».

    После основной работы ещё сырой  валенок  вместе с валиком, колодкой и специальным клином – распоркой в голенище –   отправляли   на русскую печь сушиться. Когда он высыхал, все заготовки из него вынимали. И валенок был готов!  

Posted in #сидимдома, Для чего же это?, Экспонаты | Leave a comment

Холодная осень

Режиссер: Игорь Максимчук
Сценарист: Игорь Максимчук
Оператор: Евгений Павлов
Композитор: Екатерина Комалькова
Художник: Владимир Лыков

Страна: СССР
Производство: Главная редакция литературно-драматический программ ЦТ
Жанр: драмаэкранизация
Год: 1990

Актеры: Татьяна Фесенко (II)Андрей СоколовГеннадий КоротковСветлана АлексееваМихаил РемизовСергей КарленковЗинаида Кулакова
Озвучивание: Лариса Данилина

По одноименному рассказу И.Бунина.

Posted in #сидимдома, Экранизация произведений Бунина | Leave a comment

Мера, безмен, аршин.

Все необходимые для дома продукты и товары любая елецкая семья приобретала в лавках и магазинах. Как вспоминали старожилы, экономные  и практичные хозяева продукты закупали в больших количествах: если крупу – то мешок, мясо –  тушей, селедку – бочонком, сахар-рафинад – целой «головой», а яблоки, арбузы, капусту –   возами.

«По дороге домой на обед отец иногда заезжал в магазин и покупал что-нибудь объемистое, то 10-фунтовый мешок муки или пшена, гречки, упакованный, с клеймом, небольшой бочонок селёдки того или иного сорта (а их было немало). В семье старались брать сразу побольше, это обходилось дешевле, обычно в магазине делали скидку в цене покупателю, берущему побольше. Тем более это делалось на базаре. Однажды, помню в конце лета отец взял и приехал с целым возом царицынских светло-салатных без полос арбузов, пожалуй, сотни полторы, которые потом и ели до глубокой осени».

(из воспоминаний уроженца Ельца К.В. Скуфьина)

 « – Гуси летят, – с удовольствием говорит Ростовцев, входя в дом в теплой чуйке и теплом картузе и внося с собой зимний воздух. – Сейчас целый косяк видел… Купил у мужика два воза капусты, прими,   Любовь Андреевна, сейчас привезет. Загляденье капуста, кочан к кочану…»

                                                И.А. Бунин « Жизнь Арсеньева»

 Выгода при этом была очевидна, ведь у купцов было правило: покупателю, который брал много, продавали намного дешевле.  Если финансовые возможности не позволяли так поступить или  потребность в каком-либо продукте  был не велика, то тогда покупали в небольшом количестве, допустим, несколько килограмм.

Для этого существовали специальные металлические емкости – меры. Как правило, они предназначались для измерения сыпучих продуктов. Мера, которую можно увидеть в нашем музее, небольшая, «четверка».

Для растительного масла (подсолнечного, конопляного, горчичного, оливкового или провансальского)  была своя мера – металлический сосуд с двумя ручками.

Пользовались также и безменом – ручными весами. Они представляют собой металлический стержень со специальными отметками: фунты, кг. На одном конце безмена находится гиря, на другом – крючок, за который  цепляли взвешиваемый предмет. С помощью свободно перемещаемой  плотной  петли -бечевки добивались максимального равновесия и по отметкам на безмене узнавали вес предмета.

Ещё один интересный экспонат нашей коллекции – аршин. Раньше им купцы отмеряли ткани, его длина 71 см 4 мм.

Не обходились без него и уличные торговцы галантереей: «Особенно запомнились дюжие китайцы, несущие на плечах огромные тюки с шелковыми материями, чаще всего с чесучой. Их обычно приглашали в дом и там с аршином в руках китаец раскрывал свой тюк, раскатывал разноцветный товар…»

(из воспоминаний  уроженца Ельца  К. В. Скуфьина).

Posted in #сидимдома, Для чего же это?, Экспонаты | Leave a comment

СУХОДОЛ (2011) / Драма

Posted in #сидимдома, Экранизация произведений Бунина | Leave a comment

Гребень, веретено, прялка.

С наступлением холодов у хозяйки появлялись новые заботы: чинить одежду, вязать теплые вещи и прясть пряжу.

Прялка была спутницей женщины всю жизнь. Высоко ценилось среди рукодельниц умение тонко прясть, но не все достигали вершины мастерства, хотя обучаться начинали с 7 – 8 лет. Мерилом совершенства в этом ремесле было обручальное кольцо: если 300 ниток, сложенных вместе, проходили через него, значит, спрядены они замечательной мастерицей-тонкопряхой.

Процесс изготовления пряжи был сложен и трудоемок. Сначала шерсть мыли в теплой воде, просушивали и вручную разбирали слипшиеся волокна, удаляя остатки мусора.

Гребень для шерсти (ХIХ век)

Потом расчесывали на деревянном гребне с длинными тупыми и редкими зубьями: небольшой клочок шерсти надевали на вертикально расположенные зубья и руками разводили шерсть в стороны. Полученные кусочки складывали и повторяли эту операцию до тех пор, пока волокна не ложились в одном направлении. Затем полученную пушистую массу сворачивали в рулон – это так называемая кудель. Впоследствии вместо этого пользовались деревянными дощечками с набитыми на них гвоздями: на одну клали шерсть, другой чесали.

Веретено (ХIХ век)

С древнейших времен известно и деревянное веретено, с помощью которого волокна превращались в пряжу. Оно представляет собой утолщенный стержень, и чем длиннее было, тем легче им было пользоваться. Верхняя часть веретена называется носком, нижняя – пяткой. Пользовались им так: привязав к середине веретена тонкую полоску шерсти, вытянутую из кудели, правой рукой равномерно вращали по часовой стрелке веретено, а левой в это же время вытягивали волокно. Спряденные нитки в процессе работы наматывали на веретено, а затем перематывали в клубок.

Фрагмент музейной экспозиции

Проходили годы, и появилось новое, более усовершенствованное механическое веретено или прялка, в котором с помощью специального приспособления регулировалась толщина нити, и сам собой наматывался клубок. Она состояла из колеса, которое быстрее подавало нить на катушку. В движение колесо приводилось с помощью  педали.  Со временем конструкция была усовершенствована с помощью вилки (рогульки) возле катушки.

Posted in #сидимдома, Для чего же это?, Экспонаты | Leave a comment

«Натали», телеспектакль.

Телеспектакль по мотивам произведений И. Бунина. ЛенТВ, 1988 г.

В ролях: М. Тонтегоде, М. Воронина, В. Соловьев Режиссер: В. Латышев

Posted in #сидимдома, Экранизация произведений Бунина | Leave a comment

Утюг.

 В восемнадцатом столетии в России вошли в обиход   чугунные утюги.

Фрагмент музейной экспозиции.

Были  они достаточно тяжёлыми, некоторые модели могли весить до десяти килограммов.   Их нагревали в печке, а затем старались быстро разгладить одежду, пока утюг не остыл. Если он охлаждался, его опять помещали в печь, подогревали,  и снова приступали к глажке. Некоторые модели были разборными: верх с ручкой можно было снять.

Позже появились утюги полегче, полые внутри.   В них насыпали горячие угли в специальную нишу, находящуюся в середине утюга. По бокам имелись отверстия, в которые дули для разгорания угольков. Иногда просто размахивали утюгом, что тоже способствовало горению углей.

 Утюги ХIХ века были украшены всевозможными завитушками и другими  интересными  деталями.

Небольшие утюги предназначались для манжет, воротничков и кружев.

«Хлопчато-бумажное и шерстяное бельё гладилось утюгом. Их в нашем хозяйстве было два – один простой, нагреваемый в вытопленной печке, без внутренней полости и другой большой «мужской», внутрь которого засыпались древесные угли и с короткой трубой для тяги, принцип согревания тот же, что и у самовара, только без воды.

Применялся в основном для шерстяных вещей».

(из воспоминаний уроженца Ельца К.В. Скуфьина)

Posted in #сидимдома, Для чего же это?, Экспонаты | Leave a comment

«Лика». Часть 5

Posted in #сидимдома, Аудиокниги | Leave a comment