«Русская кухня бунинских времён»

Выпуск 9.

Званые обеды по поводу православных двунадесятых праздников или семейных торжеств, в дворянских и купеческих семьях отличались размахом и изысканностью блюд. Подготовка к ним велась не один день.

В. Первунинский. В гостях

«Все сбились с ног, готовясь к празднику, отдавая и принимая распоряжения /…/ боясь, что не застынет желе, что не хватит  вилок, что пережарятся налевашники, хворостики…» («Суходол»)

Желе, налевашники, хворостики считались десертом. Налевашники представляли собой жареные во фритюре большие вареники с начинкой из сваренных в сиропе ягод, обсыпанные сахаром или толченой корицей. Хворостики – жареное во фритюре тонко раскатанное сладкое тесто разной формы. По рецептам Елены Молоховец их легко приготовить современным хозяйкам.

«Хворост обыкновенный.
Взять 2 яйца, 1/4  стакана воды, l,5 ложки водки или рома, 1/4 стакана сахара, около 2,5 стакана муки, замесить довольно крутое тесто. Раскатать очень тонко, нарезать полосками, прорезать середину, вывернуть один конец; или три узенькие полоски сплести вместе; или вырезать розанчики. Жарить в масле».

 Из  тонко раскатанного теста, сделанного по этому же рецепту, не менее вкусными получаются и небольшие пирожки треугольной формы (наливашники). Их следует «начинить вареньем, слепить плотно края, смазывая яйцом, изжарить в масле».

К. Молль. Перед ужином

«В столовой стол был уставлен закусками, посудой и разнообразными графинами: гости то и дело выходили из гостиной, наливали рюмки, чокались и, потыкав вилками, возвращались к картам. В буфетной кипел ведерный самовар: старик-буфетчик /…/ накладывал граненые вазы вареньем, наливал стаканы черным чаем и посылал подносы в гостиную» («Святые»)

В.Н. Муромцева, впервые побывавшая на праздничном застолье в Глотово по поводу престольного праздника, святого Равноапостольного князя Владимира, святых мучеников Кирика и Иулиты, в книге «Беседы с памятью» описала это следующим образом:

К. Молль. За обеденным столом

«В зале уже были накрыты два стола, которые ломились от закусок, громадных пирогов, покрытых белоснежными салфетками, от бутылок с водками, наливками, вином /…/ Наконец все разместились, на некоторое время стало тихо: отдают должное Дуняшиным пирогам с разными начинками. И только и слышен стеклянный стук рюмок, шуршание платьев горничных да редкие фразы хозяев: «Не хотите ли балычка?» или «Передайте, пожалуйста, вон ту селедочку…», или «Еще по рюмочке…» Только после супа, поразившего меня количеством пупков разной величины, завязываются разговоры /…/ после мороженого встают изо стола…»

О том, какие столы накрывали специально для случайных гостей на Пасху, можно судить по одной дневниковой записи Ивана Алексеевича:

«Весной 1901 годы мы с Куприным часто ходили в гости к начальнице женской ялтинской гимназии, Варваре Константиновне Харкевич, восторженной даме, обожательнице писателей. На Пасху мы пришли к ней и не застали дома. Пошли в столовую, к пасхальному столу, и, веселясь, стали пить и закусывать.

М. Гермашев. Пасхальный стол

Куприн предложил: «Давай напишем и оставим ей на столе стихи». И стали, хохоча, сочинять, и я написал:

В столовой у Варв. Константинны
Накрыт был стол отменно-длинный,
Была тут ветчина, индейка, сыр, сардинки,
И вдруг ото всего ни крошки, ни соринки:
Все думали, что это крокодил,
А это Бунин в гости приходил».

Ю. Кротов. Именины

Одним из любимых семейных праздников были именины – день памяти святого, в честь которого был назван виновник торжества.

«Дом был полон гостей, соседей, родственников, своих и чужих слуг, — в доме именины.

Идет обед, долгий, необычный, с пирожками, с янтарным бульоном, с маринадами к жареным индейкам, с густыми наливками, с пломбиром, с шампанским в узких старинных бокалах». («Именины»)

В дворянских семьях на именинах всегда было шампанское – вино, считавшееся праздничным, дорогим. Подавали его к концу обеда, перед десертом. Накормить гостя «за здоровье именинника» старались как можно лучше. Не скупились на деликатесы. Гости за столом тоже не стеснялись. Вера Николаевна в книге «Жизнь Бунина» рассказывает об одном забавном эпизоде на именинах отца писателя. «17 марта, в день Алексея Божьего Человека, именины отца. Было много гостей. В Ельце Алексей Николаевич закупил вина, закусок — деньги еще не перевелись, и вот в этот-то день дьякон из Знаменского съел один всю икру, два фунта /…/

А. Бриспо. Гурман

— А какой аппетит был у отца в пору моего раннего отрочества, — часто вспоминал Ивана Алексеевич, — раз он, уже совсем одетый, чтобы отправиться на охоту, проходил мимо буфета, где стоял непочатый окорок. Он остановился, отрезал кусок, окорок оказался очень вкусным, и он так увлекся им, что съел его весь…  Да и вообще, — продолжал Иван Алексеевич, — аппетиты у помещиков были легендарные: Рышков съел в Ельце за ужином девять порций цыплят!.. а вот Петр Николаевич Бунин заваривал кофий всегда в самоваре…»

Отсутствием аппетита не страдали представители самых разных сословий. В бунинском рассказе «Хорошая жизнь»  есть такая фраза о мальчике, купеческом сыне:

Б. Кустодиев. Чаепитие

 «/…/ ел он страсть сколько: и колбасу, и бомбы шоколадные, и крендели, и слойки, — чего только его душа захочет».

«/…/ весь вечер пили чай, варенья было страшно много и все разное, так что можно было подходить и пробовать, подходить и пробовать…» («Суходол»)

Posted in Бунинская Россия, Елец старинный | Leave a comment

Почтовая связь в бунинские времена

Вашему вниманию несколько интересных фактов о том, какой была почтовая связь в бунинские времена,  в конце ХIХ — начале ХХ века.

«Берем кусочек души, кладем его в конверт, лизнем, заклеим и бросим в пространство. И будет он лететь, пока не упадет в другую душу, — открытую, ждущую. Разве это не счастье?» — вот так, трогательно и образно, рассуждала о письмах хорошая знакомая И.А. Бунина, писательница Надежда Тэффи. Но, чтобы любая весточка благополучно попала в руки адресата, также как и периодические издания – газеты и журналы, которых нетерпеливо ждали миллионы людей по всей России, необходимо было немало потрудиться далеко не одному человеку.

В конце XIX и начале XX века рабочий день городского почтальона длился целых 16 часов – с раннего утра и до самой ночи. За это время сотрудник почтового ведомства мог прошагать около 30 километров с сумкой, весившей десятки килограммов. Именно по этой причине корреспонденцию разносили только мужчины. Несмотря на непростые условия труда, оплачивалась эта работа весьма скромно. Так, в начале 1900-х годов средняя зарплата сотрудника почты составляла 20 рублей в месяц.

В 1912 году в «Почтово-телеграфном вестнике» вышла заметка, которая гласила: «Чай стоит 5 копеек, хлеб — 4 копейки фунт, остается 11 копеек на обед. Мудрено каши отведать на эти жалкие гроши… Неужели Главное управление не сознает, что за 20 копеек в течение суток прокормиться невозможно?».

В деревнях было немного по — другому. Письма и журналы доставляли в села, где была почтовая станция, откуда её забирали сами помещики или их слуги. Точно также было и с отправкой писем. Исключение составляли телеграммы. Их доставляли в любую погоду в любое время суток с «нарочным», которым могла быть и женщина. Так, морозной зимой 1916 года в село Глотово телеграмму с почтовой станции в Измалково И.А. Бунину привезла деревенская баба по прозвищу «Махоточка». Об этом эпизоде Иван Алексеевич вспоминал в «Окаянных днях»:
« Поздний вечер, сижу и читаю в кабинете, в старом спокойном кресле, в тепле и уюте, возле чудесной старой лампы. Входит Марья Петровна, подает измятый конверт из грязно-серой бумаги:
– Прибавить просит. Совсем бесстыжий стал народ.
Как всегда, на конверте ухарски написано лиловыми чернилами рукой измалковского телеграфиста: «Нарочному уплатить 70 копеек». И, как всегда, карандашом и очень грубо цифра семь исправлена на восемь, исправляет мальчишка этого самого «нарочного», то есть измалковской бабы Махоточки, которая возит нам телеграммы. Встаю и иду через темную гостиную и темную залу в прихожую. В прихожей, распространяя крепкий запах овчинного полушубка, смешанный с запахом избы и мороза, стоит закутанная заиндевевшей шалью, с кнутом в руке, небольшая баба.
– Махоточка, опять приписала за доставку? И еще прибавить просишь?
– Барин, – отвечает Махоточка, деревянным с морозу голосом, – ты глянь, дорога-то какая. Ухаб на ухабе. Всю душу выбило. Опять же стыдь, мороз, коленки с пару зашлись. Ведь двадцать верст туда и назад…
С укоризной качаю головой, потом сую Махоточке рубль. Проходя назад по гостиной, смотрю в окна: ледяная месячная ночь так и сияет на снежном дворе. И тотчас же представляется необозримое светлое поле, блестящая ухабистая дорога, промерзлые розвальни, стукающие по ней, мелко бегущая бокастая лошаденка, вся обросшая изморозью, с крупными, серыми от изморози ресницами… О чем думает Махоточка, сжавшись от холоду и огненного ветра, привалившись боком в угол передка?
В кабинете разрываю телеграмму: «Вместе со всей Стрельной пьем славу и гордость русской литературы!» Вот из-за чего двадцать верст стукалась Махоточка по ухабам».

Posted in Бунинская Россия | Leave a comment

МОЛОДОСТЬ И СТАРОСТЬ (1936)

МОЛОДОСТЬ И СТАРОСТЬ

Прекрасные летние дни, спокойное Черное море.

Пароход перегружен людьми и кладью, — палуба загромождена от кормы до бака.

Плавание долгое, круговое — Крым, Кавказ, Анатолийское побережье, Константинополь…

Жаркое солнце, синее небо, морс лиловое; бесконечные стоянки в многолюдных портах с оглушающим грохотом лебедок, с бранью, с криками капитанских помощников: майна! вира! — и опять успокоение, порядок и неторопливый путь вдоль горных отдалений, знойно тающих в солнечной дымке.

В первом классе прохладный бриз в кают-компании, пусто, чисто, просторно. И грязь, теснота в орде разноплеменных палубных пассажиров возле горячей машины и пахучей кухни, на парах под навесами и на якорных цепях, на канатах на баке. Тут всюду густая вонь, то жаркая и приятная, то теплая и противная, но одинаково волнующая, особая, пароходная, мешающаяся с морской свежестью. Тут русские мужики и бабы, хохлы и хохлушки, афонские монахи, курды, грузины, греки… Курды, — вполне дикий народ, — с утра до вечера спят, грузины то поют, то парами пляшут, легко подпрыгивая, с кокетливой легкостью откинув широкий рукав и плывя в расступившейся толпе, в лад бьющей в ладоши: таш-таш, таш-таш! У русских паломников в Палестину идет без конца чаепитие, длинный мужик с обвисшими плечами, с узкой желтой бородой и прямыми волосами вслух читает Писание, а с него не спускает острых глаз какая-то вызывающе независимая женщина в красной кофте и зеленом газовом шарфе на черных сухих волосах, одиноко устроившаяся возле кухни.

Долго стояли на рейде в Трапезунде. Я съездил на берег и, когда воротился, увидал, что по трапу поднимается целая новая ватага оборванных и вооруженных курдов — свита идущего впереди старика, большого и широкого в кости в белом курпее и в серой черкеске, крепко подпоясанной по тонкой талии ремнем с серебряным набором. Курды, плывшие с нами и лежавшие в одном мосте палубы целым стадом, все поднялись и очистили свободное пространство. Свита старика настелила там множество ковров, наклала подушек. Старик царственно возлег на это ложе. Борода его была бела как кипень, сухое лицо черно от загара. И необыкновенным блеском блестели небольшие карие глаза.

Я подошел, присел на корточки, сказал «селям», спросил по-русски:

— С Кавказа?

Он дружелюбно ответил тоже по-русски:

— Дальше, господин. Мы курды.

— Куда же плывешь?

Он ответил скромно, но гордо:

— В Стамбул, господин. К самому падишаху. Самому падишаху везу благодарность, подарок: семь нагаек. Семь сыновей взял у меня на войну падишах, всех, сколько было. И все на войне убиты. Семь раз падишах меня прославил.

— Це, це, це! — с небрежным сожалением сказал стоявший над нами с папиросой в руке молодой полнеющий красавец и франт, керченский грек: вишневая дамасская феска, серый сюртук с белым жилетом, серые модные панталоны и застегнутые на пуговки сбоку лакированные ботинки. — Такой старый и один остался! — сказал он, качая головой.

Старик посмотрел на его феску.

— Какой глупый, — ответил он просто. — Вот ты будешь старый, а я не старый и никогда не буду. Про обезьяну знаешь?

Красавец недоверчиво улыбнулся:

— Какую обезьяну?

Ну так послушай! Бог сотворил небо и землю, знаешь?

— Ну, знаю.

Потом бог сотворил человека и сказал человеку: будешь ты, человек, жить тридцать лет на свете, — хорошо будешь, жить, радоваться будешь, думать будешь, что все на свете только для тебя одного бог сотворил и сделал. Доволен ты этим? А человек подумал: так хорошо, а всего тридцать лет жизни! Ой, мало! Слышишь? — спросил старик с усмешкой.

— Слышу, — ответил красавец.

— Потом бог сотворил ишака и сказал ишаку: будешь ты таскать бурдюки и вьюки, будут на тебе ездить люди и будут тебя бить по голове палкой. Ты таким сроком доволен? И ишак зарыдал, заплакал и сказал богу: зачем мне столько? Дай мне, бог, всего пятнадцать лет жизни. — А мне прибавь пятнадцать, — сказал человек богу, — пожалуйста, прибавь от его доли! — И так бог и сделал, согласился. И вышло у человека сорок пять лет жизни. Правда, человеку хорошо вышло? — спросил старик, взглянув на красавца.

— Неплохо вышло, — ответил тот нерешительно, не понимая, очевидно, к чему все это.

— Потом бог сотворил собаку и тоже дал ей тридцать лет жизни. Ты, сказал бог собаке, будешь жить всегда злая, будешь сторожить хозяйское богатство, не верить никому чужому, брехать будешь на прохожих, не спать по ночам от беспокойства. И, знаешь, собака даже завыла: ой, будет с меня и половины такой жизни! И опять стал человек просить бога: прибавь мне и эту половину! И опять бог ему прибавил. Сколько лет теперь стало у человека?

— Шестьдесят стало, — сказал красавец веселее.

— Ну, а потом сотворил бог обезьяну, дал ей тоже тридцать лет жизни и сказал, что будет она жить без труда и без заботы, только очень нехороша лицом будет, — знаешь, лысая, в морщинах, голые брови на лоб лезут, — и все будет стараться, чтоб на нее глядели, а все будут на нее смеяться.

Красавец спросил:

— Значит, и она отказалась, попросила себе только половину жизни?

— И она отказалась, — сказал старик, приподнимаясь и беря из рук ближнего курда мундштук кальяна — И человек выпросил себе и эту половину, — сказал он, снова ложась и затягиваясь.

Он молчал и глядел куда-то перед собою, точно забыв о нас. Потом стал говорить, ни к кому не обращаясь:

— Человек свои собственные тридцать лет прожил по человечьи — ел, пил, на войне бился, танцевал на свадьбах, любил молодых баб и девок. А пятнадцать лет ослиных работал, наживал богатство. А пятнадцать собачьих берег свое богатство, все брехал и злился, не спал ночи. А потом стал такой гадкий, старый, как та обезьяна. И все головами качали и на его старость смеялись. Вот все это и с тобой будет, — насмешливо сказал старик красавцу, катая в зубах мундштук кальяна.

— Ас тобой отчего ж этого нету? — спросил красавец.

— Со мной нету.

— Почему же такое?

— Таких, как я, мало, — сказал старик твердо. — Не был я ишаком, не был собакой, — за что ж мне быть обезьяной? За что мне быть старым?

1936 г.

Posted in Рассказы (1931-1952) | Leave a comment

О лёгком дыхании любви

26 августа в нашем музее работала съемочная группа, о чем мы рассказывали ранее на официальном сайте

http://bunin.eletsmuseum.ru/26-avgusta-2022-g/

Итогом этой работы и стал репортаж Елены Азарченко.
Трагическая история красавицы-гимназистки, положенная в основу сюжета одного из рассказов Бунина, появилась благодаря другой девушке… вернее, её фотографии на могильной плите. О лёгком дыхании любви предлагаем посмотреть по ссылке.

https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana-territoriya-tayn/lyogkoe-dyhanie-63050.html

Posted in Видео | Leave a comment

Музейные будни 21/09/22

За окном дождь, холодное хмурое сентябрьское утро… Именно такая елецкая погода когда-то давно, в конце 19 века, повергала в уныние гимназиста Ивана Бунина.

Но, московской съемочной группе кинокомпании «АРТОС», ненастье не стало большой помехой в работе. Довольно быстро и успешно был отснят большой материал о значении Ельца и его православных храмов в жизни великого русского писателя для просветительского проекта «Святыни России» телеканала «Спас». «Мы были в Задонске, но не заехать в Елец, связанный с именем Ивана Алексеевича, просто не могли. Музей приятно удивил и очаровал» —  так выразила общее мнение шеф-редактор Елена Вавилова.  Даже мимолетное знакомство с экспозицией очень впечатлило ведущих передачи – известных актеров Анатолия Руденко и Елены Дудиной. Очень понравился старинный мещанский дом, воссозданный интерьер и аура того времени, а также рассказы сотрудников о городе бунинской поры. На прощание они сказали, что появилось желание поближе познакомится с творчеством И.А. Бунина.

Предполагаемый выход программы в эфир – нынешней осенью.

Posted in Гости и друзья нашего музея, Новости | Leave a comment

Фотосессия в русском стиле

Дорогие друзья, жители и гости города!

В литературно-мемориальном музее И.А. Бунина появилась уникальная возможность провести фотосессию в мещанских интерьерах XIX века, причем, кардинально изменив свой образ, в народных костюмах!

Подобная фотосессия   –  шанс заглянуть в наше прошлое и оценить истинную женственность и красоту россиянок. Все, что нужно —  это надеть красивый традиционный русский наряд, спокойно посмотреть в камеру, и улыбнуться. Любая современная девушка преобразится на таком фото, которое займет достойное место в её портфолио. А для создания образа для такой фотосессии потребуется не так много аксессуаров, которые мы вам с радостью предоставим.

  • Будем рады сотрудничеству с разными фотографами.
  • Просим заранее забронировать место и время в музее для того, чтобы фотосессия прошла комфортно и без спешки.
  • Стоимость фотосессии в интерьерах музея 1 500 ₽ / час
Posted in Новости, Объявление, Фотомоменты, Цены на билеты | Leave a comment

«Русская кухня бунинских времён»

Выпуск 8.

Городская кухня, конечно, отличалась от сельской. Рецептура блюд была сложнее, с обязательным присутствием специй, хотя ими и не злоупотребляли. Многие продукты в процессе приготовления подвергали разным видам обработки: бланшировали, припускали, запекали, пассеровали, обжаривали. Более разнообразным было и ежедневное меню.

В. Маковский. За письмом

 «Ел он за десятерых. Квартирные хозяйки из себя выходили, отказывали ему. Но ведь он предупреждал! Твердо отчеканивая слоги, уговаривался он:

-Суп, борщ, лапшу прошу подавать мне не в тарелочках: предпочитаю в мисочках. Живность – штучно, а не кусочками. Жаркое обязательно с картофелем, овощами. Кашу гречневую, равно как и пшенную – чугунчиками» («Чаша жизни»)

 Это – интересный фрагмент жизни обывателей Ефремова. Прототипом   персонажа рассказа  Горизонтова  был, по свидетельству писателя С.И. Малашкина, преподаватель  Ефремовского духовного училища .  А вот ельчане ХIХ века, по меткому определению В.Даля, были  сычужниками, любителями сычуга, рубцов.  Подтверждают это и бунинские строки из «Жизни Арсеньева»:

«Первый мой ужин у Ростовцевых тоже крепко запомнился мне — и не потому только, что состоял он из очень странных для меня кушаний. Подавали сперва похлебку, потом, на деревянном круге, серые шершавые рубцы, один вид и запах которых поверг меня в трепет и которые хозяин крошил, резал, беря прямо руками, к рубцам — соленый арбуз, а под конец гречишный крупень с молоком. Но дело было не в этом, а в том, что, так как я ел только похлебку и арбуз, хозяин раза два слегка покосился на меня, а потом сухо сказал:

— Надо ко всему привыкать, барчук. Мы люди простые, русские, едим пряники неписанные, у нас разносолов нету…»

Действительно, рубец, то есть отварной говяжий желудок  дворяне не только никогда не ели, но и не пробовали. Требуху, сычуг ели в основном небогатые люди. Хорошим дополнением к нему были соленые в бочках огурцы или небольшие зелёные арбузы, квашеная капуста. В бунинской семье, как и в других дворянских, к мясным или рыбным блюдам в качестве гарнира или приправы предпочитали подавать пикули — набор мелких маринованных овощей.


«Я /…/ прошел в столовую. Там на блестящей скатерти стоял чайник на спиртовке, блестела тонкая чайная посуда. Горничная принесла холодную телятину, пикули, графинчик с водкой, бутылку лафиту».  («Натали»)
Обычно в их состав входили: « молодая морковь, небольшие огурчики, стебельки от молодого салата, цветная капуста, мелкие головки лука, молодые стручки сахарного гороха и фасоли, а также маленькие дыни, арбузы, зеленые сливы, маленькие рыжики, спаржа».   (Е. Молоховец. Подарок молодым хозяйкам)

В. Маковский. Мальчик и женщина, пьющие чай


Живя нахлебником у елецких мещан, Иван часто вспоминал родной дом, родственников – дворян:
«Склад средней дворянской жизни еще и на моей памяти, — очень недавно, — имел много общего со складом богатой мужицкой жизни по своей домовитости и сельскому старосветскому благополучию. Такова, например, была усадьба тетки Анны Герасимовны. /…/ Выйдет она важно, но приветливо, и сейчас же под бесконечные разговоры /…/ начинают появляться угощения: сперва  «дули», яблоки – антоновские, «бель-барыня», боровинка, «плодовитка», — а потом удивительный обед: вся насквозь розовая вареная ветчина с горошком, фаршированная курица, индюшка, маринады и красный квас, — крепкий и сладкий-пресладкий…» («Антоновские яблоки»)

В. Маковский. Продавец кваса

В Ельце квас можно было выпить прямо на улице, купив стаканчик у разносчика. Особенно востребованным он бывал на ярмарках.

«Орал квасник:
— Вот квасок, попыривает в носок! По копейке бокал, самый главный лимонад!
» («Деревня»)

Правила гостеприимства требовали от хозяев непременного угощения даже неожиданного гостя. Чаще всего предлагали чай с вареньем и мелкой выпечкой, сладости, сезонные фрукты. Упоминание об этом обычае встречается  во многих произведениях Ивана Алексеевича.

«Запахло самоваром, посыпались расспросы; стали появляться из столетней горки хрустальные вазочки для варенья, золотые ложечки, /…/ сахарные сушки, сбереженные на случай гостей» («Суходол»)

В. Пчелин. Натюрморт

«/…/ босая девка с необыкновенной осторожностью подала на старом серебряном подносе стакан крепкого сивого чая и корзиночку с печеньем» («Грамматика любви»)

«/…/ перед диваном столик, спиртовка для чайника, пирожные, фрукты, золотые ножички /…/» «Мордовский сарафан»)

«Она пришла в восхищение от его неожиданного приезда, тотчас уставила стол тарелочками с орехами, пастилой и мармеладом…»  («Апрель»)

Своеобразным десертом и неплохим угощением в городских семьях с небольшим достатком мог быть и крупень — пирог из творожно-гречневой массы.
Он отличался великолепным вкусом, был очень полезен для здоровья и несложен в приготовлении. Его достаточно просто приготовить в современных условиях на основе гречневой каши. Для этого потребуются:
2 стакана гречневой крупы,
3 стакана воды,
два стакана молока,
200-300 граммов творога,
4-5 столовых ложек сахара,
4 яйца,
4 столовых ложки   панировочных сухарей,
4 столовых ложки сметаны,
4 столовых ложки сливочного масла,
соль по вкусу.


Гречневую крупу   промыть, пересыпать в кастрюлю и залить водой. Поставить на огонь, довести до кипения, уменьшить огонь  и варить  примерно 15  минут, после чего влить  молоко и потомить кашу ещё примерно 10 минут.  Снять кастрюлю с огня и немного остудить .Пока каша остывает, перетереть творог с сахаром, сметаной, солью и яйцами, после чего хорошо взбить   блендером. Соединить гречку с творожной массой и всё хорошо перемешать. Противень смазать   маслом  (небольшой кусочек оставить) и посыпать сухарями. Выложить  в  него готовую массу, поверхность смазать  оставшимся маслом.  Выпекать   при 170 градусах примерно полчаса. Вынимать из формы, когда остынет.

Posted in Бунинская Россия, Елец старинный | Leave a comment

«Русская кухня бунинских времён»

Выпуск 7.

Приехав в город на ярмарку или по делам, деревенские жители останавливались переночевать на постоялом дворе, где можно было заказать самовар, попить чаю, к которому чаще всего покупали калачи и колбасу. Поесть поплотнее отправлялись в трактир.

В. Васнецов. Чаепитие в трактире

Вот как описывает Бунин елецкий трактир Авдеича на Бабьем базаре: «/Кузьма/ прошел в дальнюю комнату, где народу было меньше, сел за столик, спросил бутылку мёду… под ногами на затоптанном /…/ полу – ломтики высосанного лимона, яичная скорлупа /…/» («Деревня»)

А. Попов. В трактире

«/…/ отец надевает полушубок: пора идти на базар, в трактир, — завтракать. /…/ В трактире «чистая» половина во втором этаже. И уже на лестнице /…/ слышно, как много в ней народу, как буйно носятся половые и какой густо,  горячий угар стоит повсюду. И вот отец садится /…/ и сразу заказывает несколько порций – селянку на сковородке, леща в сметане, жареной наваги. – требует графин водки, /…/ пива и приглашает за стол к себе знакомых /…/» («Подснежник»)

Кушанье из тушеной капусты с мясом, рыбой или грибами, обязательно с добавлением острых специй – вот что представляла из себя селянка. Готовили её порционно. Селянку мясную и рыбную подавали со сметаной.  Она была довольно распространенным и чисто русским блюдом не только в трактирном, но и  ресторанном меню.

Московский ресторан «Яръ»

 «Грузин Ираклий Меладзе /…/ обедал в большом людном зале под шумный струнный оркестр, с удовольствием чувствуя себя в столице, среди её богатой зимней жизни. Выпив за стойкой две рюмки померанцевой и закусив жирным угрем, он /…/ ел жидкую селянку, /…/ глухаря в сметане /…/». («Барышня Клара»).

В Москве селянку готовили по особому рецепту, который приводит в своей книге Е. Авдеева. Для неё на 6 персон требовалось: бульона мясного 4 тарелки, семги свежей 600 г, сига или судака свежих 600 г, соленой осетрины или свежей 600 г, каперсов и оливок 100 г, пюре томата 100 г, грибов белых маринованных 200 г, огурцов соленых 6 шт., луку репчатого 1 шт., перцу горошком и лаврового листа немного, укропу немного, соли по вкусу, масла столового 50 г, мягкой муки 1 ст. ложку, ракового масла 1 чайн. ложку, лимона 3 кружка, огуречного рассола 1 стакан, каенского перцу по вкусу.

Приготовление: масло и мелко изрубленный лук, положить в кастрюлю и спассировать на горячей плите, помешивая лопаткой; затем всыпать муку и вместе прокипятить, влить бульон и огуречный рассол и, размешав хорошенько, дать вскипеть. Положить нашинкованные грибы, каперсы и очищенные винтом оливки, лавровый лист и перец горошком. Очистить огурцы, разрезать вдоль на четвертинки, срезав семечки, нарезать косячками и также положить в бульон, затем хорошо прокипятить. Положить пюре томат, раковое масло, соли и каенского перцу по вкусу и размешав, опустить рыбу и дать провариться рыбе до полной готовности; тогда положить кружки лимона и, посыпав рубленым укропом, подавать».

Не обходится без селянки и завтрак героя романа «Жизнь Арсеньева» в трактире города Орла:

«Я пошел в трактир на Московской. Там выпил несколько рюмок водки, закусывая селедкой /…/. Потом ел селянку на сковородке. Народу было немало, пахло блинами и жареными снетками».

Снетки – небольшие озерные рыбки семейства корюшковых – обычно готовили так: вначале вялили на ветру, а потом слегка досушивали в печи, что придавало им оригинальный вкус. Снетки часто подавали со щами.

В трактире также постоянным блюдом были блины – сытные, вкусные тонкие лепешки, обильно политые маслом. Особенно много выпекали их на масленицу. Любили их представители всех сословий.

«В нижнем этаже в трактире Егорова в Охотном ряду было полно лохматыми, толсто одетыми извозчиками, резавшими стопки блинов, залитых сверх меры маслом и сметаной, было парно, как в бане. В верхних комнатах, тоже очень теплых, с низкими потолками, старозаветные купцы запивали огненные блины с зернистой икрой замороженным шампанским». ( «Чистый понедельник»)

Лакомятся ими и главные герои этого рассказа, представители среднего сословия.
«Мы прошли во вторую комнату, где в углу, перед черной доской иконы Богородицы Троеручицы, горела лампадка, сели за длинный стол на черный кожаный диван… 

/…подошел половой, /…/ начал скороговоркой:

— К блинам что прикажете? Домашнего травничку? Икорки, семушки? К ушице у нас херес на редкость хорош есть, а к наважке…

И к наважке хересу, — прибавила она /…/».

Традиционно тесто для блинов готовили на опаре, но не менее вкусными они получаются и безопарным способом. В этом легко убедиться, если воспользоваться рецептом «Блины скороспелые» из «Книги о вкусной и здоровой пище» 1964 года:

«Яйца смешать с 3 стаканами теплой воды, прибавить соль, сахар и соду, затем всыпать муку и хорошо размешать веселкой или сбивальным веничком так, чтобы тесто получилось без комков. Лимонную или виннокаменную кислоту развести в стакане воды, влить в подготовленное тесто, размешать и немедленно начать печь блины.

Если не имеется кислоты, то тесто для блинов можно приготовить так: муку, яйца, сахар, соль смешать с кислым молоком, а соду развести в стакане воды, влить в тесто перед выпечкой блинов и размешать.

На 500 г муки — 3 стакана воды, 2–3 яйца, 1 ст. ложку сахару, по 1/2 чайной ложки соли, соды и кислоты».

Posted in Бунинская Россия, Елец старинный | Leave a comment

26 августа 2022 г.

Общественное Телевидение России (ОТР) в конце сентября — начале октября планирует показать сюжет о произведении  Ивана Алексеевича Бунина «Лёгкое дыхание» в программе «Большая Страна». По его заказу Федеральное информационное агентство «Чистые Новости»  26 августа проводило съёмки в бывшей казённой женской гимназии, на  старом кладбище и в нашем музее.  По словам журналистки Елены Педченко и оператора Анатолия Бородина, съёмки в музее, особенно  после палящего солнца на улице, были комфортными и прошли, буквально, на  «одном дыхании». Сотрудники музея подготовили интересную информацию о  истории  создания этого великолепного бунинского рассказа, о случае  в Ельце, который мог лечь в основу сюжета, а также впечатлении Константина Паустовского после его прочтения на елецком вокзале.

Более того, оставшееся время и уникальные музейные экспонаты позволили совершенно  неожиданно снять ещё один рабочий эпизод для другого сюжета.

Posted in Фотомоменты | Leave a comment

«Русская кухня бунинских времён»

Выпуск 6.

Г. Ярцев. Село

Дорогих гостей на праздник старались угостить на славу. Старший брат Ивана Алексеевича,  Евгений,  после праздничной церковной службы  довольно часто заезжал в гости  к  зажиточному крестьянину села Рождество Даниле Алексеевичу Сисину.   Бунины сдавали ему землю, за что он был им очень благодарен.   

«В горнице накрыто чистой скатертью и нарезано свежих пирогов, водки стоит графинчик и красненькой, достают ветчины жирной, горячей, и яичницу с ветчиной, и студеньку, и творог со сметаной в обмочку, и все уговаривают: «Кушай, дорогой гостечек, не обездоль». – А когда станешь выпивать, скажешь: «Ну, за твое здоровье», — а он: «Кушай, кушай, сахар в уста». – «Ну, а сам-то что ж не выпьешь?» — «Я ведь для вашего здоровья только красненького и то только пригубить».

И не пьет, а потом меду подадут, а если престольный праздник, то и браги. И ведь не уедешь, чтобы не покушать, а он приговаривает: «Ведь мы вашим батюшкой весьма довольны, он нам земельку хорошую дает». (Е. Бунин. Раскопки далекой темной старины. )

Строго соблюдали наши предки постные дни, установленные православной церковью. В среду и пятницу, Рождественским, Великим, Петровским и Успенским постом, когда мясные и молочные  продукты запрещались, готовили овощные, грибные, крупяные, а когда разрешалось по церковному уставу, рыбные блюда.

«Перед Святками Катерина ела тюрю, толокно. Анна же питалась лишь хлебом. «Другой вещий сон хочу себе выпостить,» — сказала она сестре». («Аглая»)

Толокном называлась овсяная мука, приготовленная по специальной технологии. Мешок овса на сутки спускали в пруд или реку, потом овес томили в русской печи на слабом жару, пока зерно набухнет, приобретет приятный запах солода. Затем сушили, чтобы слегка зарумянилось.  И после этого мололи на мельнице или вручную толкли в ступах (отсюда и пошло название), просеивали на ситах. Из толокна особенно вкусна была жидкая кашка.

После окончания поста праздничный стол был обильным и сытным. Обязательно  подавали хотя бы одно мясное блюдо, а если позволяли средства, предваряли трапезу закусками – более или менее острыми или солеными кушаньями.

«-А что ты из закусок больше всего любишь?

— Из закусок-то? /…/ Да что ж, вот селедочки не плохо закусить, баранинки жареной, пирожка с сомовинкой… Ну, ещё какой-нибудь там хвостик ветчинки, хунтик колбаски вареной…» («Божье древо»)

«/…/ в праздник /…/ подали на деревянном круге круто посоленную жирную баранину, /…/ чашку голубого молока /…/ и свежих ситников». («Худая трава»)

Рецептов приготовления баранины было немало. Один из них, из книги Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам» — «Жаркое баранья грудинка«.

«Обваренную и с кореньями сваренную грудинку разрезать, немного посолить. Распустить ложку масла, поджарить в нем 2 изрубленные луковицы, всыпать ложку муки, развести бульоном из баранины, вскипятить, влить 1 стакан сметаны, еще раз вскипятить, вбить 3 желтка, подогреть, облить им сложенную на блюдо баранину, поставить в печь на 1/2 часа».

PS:  для удаления специфического запаха баранину нужно первоначально обварить, то есть вскипятить в воде, которую затем слить и заменить свежей. В качестве кореньев по рецепту используют  1 морковь, ½ корня петрушки, 1/2 сельдерея,  1/2  лука-порея, 1 луковицу, 2-3 лавровых листа, 10-15 зерен душистого перца. Запекать в духовке при температуре 200 градусов.

В. Абашин. Натюрморт

Не обходилось праздничное застолье и без солёной рыбы.
Так, в рассказе «Танька» есть упоминание о том, что на крестинах Рождественским постом приглашенных угощали соленым судаком.

«Я /../ — прямо в горницу. А там уж чистый пир какой: бутылки пивные пустые, вино столовое, сардинки, селедка большая очищена, как янтарь розовая…» («Хорошая жизнь»)

В отличие от бочкового посола,который был очень распространен в бунинское время, предлагаем попробовать посолить селёдку без особых хлопот сухим способом:

на 1 сельдь:
1 столовая ложка соли,
1 чайная ложка сахара,
1/4 чайной ложки чёрного молотого перца.

Рыбу  промыть,  отрезать голову и удалить  внутренности. Смесью из соли,  сахара и перца  натереть   рыбу снаружи и внутри,  завернуть  в пищевую плёнку или герметично упаковать в полиэтиленовый пакет.    Выдержать в холодильнике  двое суток.

Posted in Бунинская Россия, Елец старинный | Leave a comment