Самовар.

«Печка – матушка, а самовар – батюшка»  — с уважением говорили наши предки. И это было действительно так. Для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем просто водонагревательный прибор.  Он был своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения.

фрагмент музейной экспозиции

Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. Он входил в приданое девушек из состоятельных семей, мог быть дорогим подарком на день рождения, переходил как семейная реликвия по наследству.   Самовар был обязательным предметом и в путешествии.

Люди, отправлявшиеся в дальний путь, брали с собой дорожный самовар и погребец с чайницей, заварным чайником, коробкой для сахара и коробкой для бутербродов, с ложками, чашками и блюдцами. Самовары обязательно имелись на каждой ямской, а позднее железнодорожной станции, в придорожных трактирах и на постоялых дворах.

В России самовар появился благодаря императору Петру  Первому, который привёз его из Голландии. 

Первые упоминания о самоварном производстве и о самоварах относятся к 1745 году. Они отличались от современных собратьев и были предназначены для использования в походных условиях, поэтому были небольшими, со съёмными ножками, необычных форм. Самыми распространёнными были 3-8 литровые самовары. Но существовали и самовары для большого количества людей, 12-15 литровые, так называемые «армейские» или «цыганские». Поскольку российский климат не жарок, то люди выпивали по несколько кружек чая, чтобы согреться. Да и жар от самовара мог нагреть помещение. Всё это способствовало тому, что самовар постепенно занял прочное место в жизни русского народа, несмотря на его весьма высокую стоимость. Кстати,  цена в ту пору определялась его весом: чем тяжелее самовар, тем он был дороже.

И лишь к концу восемнадцатого века в России появился самовар, который почти ничем не отличался от тех самоваров, которые мы с вами привыкли видеть. В конце ХIХ века обычная елецкая мещанская семья на завтрак пила чай из  самовара.

«Утром вся семья, за исключением отца, уезжавшего на работу натощак, собиралась у самовара. Отец же рассчитывал попить чай в станционном буфете. Весь домашний завтрак заключался в питье чая с мягкими французскими булками, с калачами или ситным хлебом. Детям в чай подливали топленого молока какого-то палевого цвета с румяными пенками (молоко томили в горшочке в русской печи). Молоко наливали из небольшого синего молочника, а в чашку клали две чайные ложки сахарного песку. Взрослым, включая и старшего сына, подавалась вазочка с наколотыми кусочками сахара-рафинада величиной с лесной орех, чай при этом пили вприкуску. Пить внакладку считалось допустимым лишь в праздники или воскресенье, когда и варенье подавалось, ну и , конечно, когда были гости. Помню,  как моя бабушка про кого-то говорила – она барыня, в будний день чай пьет внакладку, да ещё и с вареньем».

(из воспоминаний  уроженца Ельца  К.В. Скуфьина)

Приглашение на чай в России ХIХ века было знаком дружеского расположения. Гости и хозяева с удовольствием проводили время в неторопливой беседе за самоваром.

 «Запахло самоваром, посыпались расспросы; стали появляться из столетней горки хрустальные вазочки для варенья, золотые ложечки, /…/ сахарные сушки, сбереженные на случай гостей».  

                                                                 И.А. Бунин «Суходол»

«В буфетной кипел ведерный самовар: старик-буфетчик /…/ накладывал граненые вазы вареньем, наливал стаканы черным чаем и посылал подносы в гостиную».  

                         И.А. Бунин  «Святые»

Как вспоминал Иван Алексеевич, аппетиты у елецких помещиков были легендарные: «Рышков съел в Ельце за ужином девять порций цыплят!.. А вот Петр Николаевич Бунин заваривал кофий всегда в самоваре…»

Posted in #сидимдома, Для чего же это?, Экспонаты | Leave a comment

«Жизнь Арсеньева» часть 1 из 2

Бунин Иван Алексеевич — Жизнь Арсеньева (читает В.Коршунов) часть 1 из 2

Posted in #сидимдома, Аудиокниги | Leave a comment

Горшки.

Не менее удобны для приготовления пищи были глиняные горшки, также разные по размеру. В них можно было сварить кашу,  прогреть в теплой печи прокисшее молоко для лучшего  отхождения сыворотки при приготовлении творога, уварить квас или поставить тесто на пирог.

  «Еще в комнате было тепло и душно, как в бане, еще в замерзшие окна не брезжил рассвет, когда Софья Ивановна проснулась и сейчас же перелезла через спящего мужа, зажгла свечу, накинула платок и пошла в девичью.

Зачем она проснулась, зачем вскочила тотчас же, как открыла глаза?.. Все это было крайне необычно, как несвойственное характеру и привычкам Софьи Ивановны, если бы не было особых причин.

dav

Причины были, с одной точки зрения, очень незначительные, а с другой — очень важные… Короче, наступал праздник Знаменья, который справляется прудковскими помещиками три дня, и Софья Ивановна еще с вечера беспокоилась за судьбу двух громадных горшков с тестом, стоявших в девичьей на лежанке: тесто могло уйти!

И оно ушло бы, если бы Софья Ивановна, следуя своему обыкновению, полежала в постели; когда она вошла в девичью, горшки, завязанные белыми скатертями, сильно увеличились; тесто взошло «пышно» и росло с каждым мигом».

                                                               И.А. Бунин «Мелкопоместные»

В крынках или махотках — сосудах,
похожих на глиняные кувшины без ручки и крышки, обычно хранили в погребе молоко или квас; в небольшом широком горшке — простоквашу или сметану. И в них же эту пищу можно было подать к столу.

Posted in #сидимдома, Для чего же это?, К 150-летию со дня рождения И.А. Бунина, Экспонаты | Leave a comment

9 июня. Международный день архивов

Уважаемые работники архивов!

Искренне, с чувством глубокой благодарности, поздравляем вас с профессиональным праздником!  Благодаря  вашим стараниям  бережно хранится история важнейших фактов, документальная работа многих организаций и учреждений нашей страны!  К архивам обращаются, как к важнейшему источнику достоверной информации! Вы восстанавливаете мельчайшие подробности, которые востребованы во все эпохи! Хотим поблагодарить вас за ваш кропотливый труд, за ваше ответственное отношение к работе, за скрупулезное внимание к деталям, за любовь к своей профессии!

Видео 2018 г.
Posted in Видео, Новости | Leave a comment

«Солнечный удар»

Posted in #сидимдома, Аудиокниги | Leave a comment

Праздник Святой Троицы в произведениях И.А. Бунина.

Троица — величайший христианский праздник, празднуемый в 50-й день Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов и посвященный прославлению Святой Троицы.  В  этот день   в православных храмах совершается одна из самых торжественных и красивых служб в году.

На Троицу  принято украшать храмы ветвями и травой, которые символизируют обновление людей благодаря Святому Духу. Священники надевают зеленые одежды, так как этот цвет означает животворящую силу Святого Духа.

В ХIХ веке в народе этот праздник  называли «зелеными святками», и не только потому, что в этот день прихожане выстаивают в церкви обедни с букетами цветов или   зелеными веточками, но и по той причине, что улицы и дома раньше украшали березками. Полевые цветы, траву и ветки, которые  были в  храме, после праздника приносили домой, засушивали и хранили за иконами весь год в качестве благословения и оберега семьи от болезней и бед.

В   произведениях И.А. Бунина  можно встретить поэтические картины этого праздника. В 1893 году вышло его стихотворение «Троица», в котором  он очень точно описал один из обязательных элементов праздника – торжественную обедню.

                       ***

Гудящий благовест к молитве призывает,
На солнечных лучах над нивами звенит…
А на селе с утра идет обедня в храме:
Зеленою травой усыпан весь амвон,
Алтарь, сияющий и убранный цветами,
Янтарным блеском свеч и солнца озарен.
И звонко хор поёт, веселый и нестройный,
И в окна ветерок приносит аромат…
Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,
Весенний праздник твой, и светлый, и спокойный!
Ты нынче с трудовых засеянных полей
Принес сюда простые приношенья:
Гирлянды молодых березовых ветвей,
Печали тихий вздох, молитву – и смиренье.

      Сельская молодежь в этот день от души веселилась: пела песни, водила хороводы. Девушки плели из березовых ветвей венки, бросали их в реку, гадая о будущем: плывет венок – счастье, скорая свадьба, потонет – близкая смерть, завертится на одном месте – особых перемен в судьбе в этот год не жди. После Троицы начинались покосы.

Ю. Борсук «Скоро Троица».

***

Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.
Скоро троицын день, скоро песни, венки и покосы…
Все поёт и цветет, молодые надежды тая…
О весенние зори и теплые майские росы!
О далекая юность моя!

 Всё – то  хорошее, светлое и доброе, что обычно сопровождает праздники, надолго остается в нашей памяти. Остается, чтобы спустя годы мы со светлой грустью могли вспомнить и ещё раз пережить и ясные дни беззаботного детства, и радость долгожданной встречи, и первое успешно преодоленное жизненное препятствие. Каждый помнит своё. Так, в памяти Ивана Алексеевича на всю жизнь остались счастливые картины деревенских праздников, воплощенные им  в  рассказе «Эпитафия»:

П. Суходольский «Троицын день».

 «… помню солнечное утро на Троицу, когда даже бородатые мужики, как истые потомки русичей, улыбались из-под огромных березовых венков; помню грубые, но могучие песни на Духов день, когда мы с закатом уходили в ближний дубовый лесок и там варили кашу, расставляли ее в черепках по холмикам и «молили кукушку» быть милостивой вещуньей; помню «игры солнца» под Петров день, помню величальные песни и шумные свадьбы, помню трогательные молебны перед кроткой заступницей всех скорбящих, — в поле, под открытым небом…»

Posted in #сидимдома, К 150-летию со дня рождения И.А. Бунина, Минута поэзии | Leave a comment

А.С. Пушкин в судьбе И.А. Бунина.

Имя Пушкина – «священно для русской литературы», писал И.А. Бунин.

Его статья «Думая о Пушкине»,  вошедшая в переработанном виде   в третью книгу романа «Жизнь Арсеньева»,  пронизана духом родства, близости к великому поэту.  Александр Сергеевич для Бунина – это  олицетворение России, Родины.

Тропинин В.А. Портрет А.С. Пушкина

«Когда он вошёл в меня, когда я узнал и полюбил его? Но когда вошла в меня Россия? Когда я узнал и полюбил её небо, воздух, солнце, родных, близких? Ведь он со мной – и так особенно – с самого начала моей жизни».

Стихи А.С. Пушкина Иван слышал с самого раннего детства. Их  хорошо знала и читала по-старинному нараспев его мама, Людмила Александровна. Особенно любила она поэму «Руслан и Людмила», которую знала полностью наизусть. Вспоминая детство, Бунин признавался, что пушкинский пролог «У лукоморья дуб зелёный…» поразил и заворожил его на всю жизнь.

«Казалось бы, какой пустяк – несколько хороших, пусть даже прекрасных, на редкость прекрасных стихов! А меж тем они на весь век вошли во всё моё существо, стали одной из высших радостей, пережитых мною на земле».

В гимназическую пору  юный Бунин  вырабатывал  почерк, похожий на пушкинский, а в  20 лет  написал стихотворение, которое так и назвал:

Автограф одного из ранних стихотворений И.А. Бунина.

«Подражание Пушкину».

От праздности и лжи, от суетных забав
Я одинок бежал в поля мои родные,
Я странником вступил под сень моих дубрав,
Под их навесы вековые,
И, зноем истомлен, я на пути стою
И пью лесных ветров живительную влагу…
О, возврати, мой край, мне молодость мою,
И юных блеск очей, и юную отвагу!
Ты видишь — я красы твоей не позабыл
И, сердцем чист, твой мир благословляю…
Обетованному отеческому краю
Я приношу остаток гордых сил.

                                                                 1890 г.

Впоследствии произведения Александра Сергеевича стали вызывать у Бунина «желание написать что-нибудь по-пушкински, что-нибудь прекрасное, свободное, стройное, желание, проистекавшее от любви, от чувства родства к нему, от тех светлых (пушкинских каких-то) настроений, что Бог порою давал в жизни».

В 1912 году, гостя у друзей в псковской деревне, Иван Алексеевич признавался:

«А вот лето в псковских лесах, и соприсутствие Пушкина не оставляет меня ни днём, ни ночью, и я пишу стихи с утра до ночи, с таким чувством, точно всё написанное я смиренно слагаю к его стопам, в страхе своей недостойности и перед ним, и перед всем тем, что породило нас».

Псковский бор.

Вдали темно и чащи строги.
Под красной мачтой, под сосной
Стою и медлю — на пороге
В мир позабытый, но родной.

Достойны ль мы своих наследий?
Мне будет слишком жутко там,
Где тропы рысей и медведей,
Уводят к сказочным тропам,

Где зернь краснеет на калине,
Где гниль покрыта ржавым мхом
И ягоды туманно-сини
На можжевельнике сухом.

И ещё одна картина из жизни писателя: Бунин в старинном деревянном доме, в усадьбе, принадлежавшей его двоюродной сестре, Софье Васильевне Пушешниковой, в селе Глотово.

«Весь день пишу стихи. После завтрака перечитываю «повести Белкина» и так волнуюсь от их прелести и желания тотчас же написать что-нибудь старинное, пушкинских времён, что не могу больше читать. Бросаю книгу, прыгаю в окно, в сад и долго, долго лежу в траве, в страхе и радости ожидая того, что должно выйти из той напряженной, беспорядочной, нелепой и восторженной работы, которой полно сердце и воображение, и чувствуя бесконечное счастье от принадлежности всего моего существа к этому летнему деревенскому дню, к этому саду, ко всему этому родному миру моих отцов и дедов и всех их далёких дней, пушкинских дней…»

Так  27 июля 1916 года появилось стихотворение

«Дедушка в молодости»:

Вот этот дом, сто лет тому назад,
Был полон предками моими,
И было утро, солнце, зелень, сад,
Роса, цветы, а он глядел живыми,
Сплошь темными глазами в зеркала
Богатой спальни деревенской
На свой камзол, на красоту чела,
Изысканно, с заботливостью женской
Напудрен рисом, надушен,
Меж тем как пахло жаркою крапивой
Из-под окна открытого, и звон,
Торжественный и празднично-счастливый,
Напоминал, что в должный срок
Пойдет он по аллеям, где струится
С полей нагретый солнцем ветерок
И золотистый свет дробится
В тени раскидистых берез,
Где на куртинах диких роз,
В блаженстве ослепительного блеска,
Впивают пчелы теплый мед,
Где иволга то вскрикивает резко,
То окариною поет,
А вдалеке, за валом сада,
Спешит народ, и краше всех — она,
Стройна, нарядна и скромна,
С огнем потупленного взгляда.

И.А. Бунин мечтал создать художественную биографию Пушкина.  И объяснял это так:«Разве кто-нибудь другой может так почувствовать? Вот это, наше, моё, родное…  Но ведь этим надо жить, родиться в этом».

Пушкин всегда был для него олицетворением душевного здоровья, гармоничности. Это духовное родство с Пушкиным ощущали и те, кто окружал Бунина.

Члены московского литературного кружка «Среда»

Не случайно к двадцатипятилетию его литературной деятельности члены телешовских «Сред» подарили писателю портрет Пушкина с такой надписью: «Дорогой Иван Алексеевич. Твои многочисленные спутники, твои старые товарищи по «Среде», ныне вольно и невольно рассеянные по лицу земли, шлют тебе дружеский горячий привет, тебе – одному из немногих писателей  того яркого светоча чистой поэзии, который у нас в России был впервые зажжен гением Пушкина. Прими же от нас, дорогой Иван Алексеевич, этот портрет – это изображение Солнца русской поэзии – на память о твоём литературном празднике и о нашей общей неизменной дружбе. «Среда». 1899 – 1912 г. Москва, 1912 г., октября 28».

Можно представить, как дорог был  Ивану Алексеевичу именно такой символичный подарок – портрет  великого поэта, который всю жизнь являлся для него воплощением «простоты, благородства, свободы, здоровья, ума, такта, меры, вкуса».

Posted in #сидимдома, К 150-летию со дня рождения И.А. Бунина, Минута поэзии | Leave a comment

«Господин из Сан-Франциско»

Posted in #сидимдома, Аудиокниги | Leave a comment

Чугунки, таганы.

  В печи наши предки готовили множество блюд, чаще всего используя чугуны — традиционно русскую посуду,  предназначенную для приготовления блюд путем долгого, медленного томления.  Толстое чугунное дно и часть стенок равномерно передавали тепло всей посуде, а значит и готовящейся в ней пище.

В них готовили всё – от каш и супов до овощного рагу,  яичницы и холодца.    

«/работник купца/ съел чугунчик горячих картошек, насыпав кучку соли на доску стола и отрезав огромный ломоть хлеба».

                                                      И.А. Бунин «Игнат»

«Баба разводит огонь на загнетке: набила в чугун яиц, хочет делать яичницу. /…/

Приложив к краям чугуна ветошки, баба несет его от печки и ставит на стол. Потом режет на ломти краюшку хлеба /…/

Яиц всего десяток, хлеба тоже мало, но так вкусно пахнет салом и хлебом».

                                                      И.А. Бунин «Сказка»

«В людской /…/ спекли ржаную витушку – «ряженый пирог». Готовились варить два чугуна студня, чугун лапши, чугун щей, чугун каши – все с убоиной».

                                                      И.А. Бунин «Деревня»

 Но, наверное, самыми вкусными были приготовленные в русской печи в чугунах щи.

 
«В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом; ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи; из-за печной заслонки сладко пахло щами — разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом.»

                                                                              И.А. Бунин «Темные аллеи»

Кстати, по кулинарным книгам того времени, щи могли быть 7 видов:

1) щи зеленые из молодой капусты,

2) щи из зеленой рассады,

3) щи из кислой капусты,

4) кислые щи из свежей капусты,

5) кислые щи,

6) щи зеленые из щавеля или пополам со шпинатом,

7) щи ленивые.

Любые щи  рекомендовалось варить на жирном говяжьем бульоне с обязательным добавлением небольшого количества поджаренной муки.

Кованый таган ХIХ века

  Горячий  чугун  можно было поставить на стол на   таганеметаллическом обруче на ножках, служащим одновременно и подставкой при приготовлении пищи на огне.

Также как и чугуны, они были различны по размеру и форме.

Posted in #сидимдома, Для чего же это?, Экспонаты | Leave a comment

6 июня. «День русского языка»

Posted in #сидимдома, Минута поэзии, Новости | Leave a comment