«Печка – матушка, а самовар – батюшка» — с уважением говорили наши предки. И это было действительно так. Для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем просто водонагревательный прибор. Он был своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения.

Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. Он входил в приданое девушек из состоятельных семей, мог быть дорогим подарком на день рождения, переходил как семейная реликвия по наследству. Самовар был обязательным предметом и в путешествии.

Люди, отправлявшиеся в дальний путь, брали с собой дорожный самовар и погребец с чайницей, заварным чайником, коробкой для сахара и коробкой для бутербродов, с ложками, чашками и блюдцами. Самовары обязательно имелись на каждой ямской, а позднее железнодорожной станции, в придорожных трактирах и на постоялых дворах.
В России самовар появился благодаря императору Петру Первому, который привёз его из Голландии.
Первые упоминания о самоварном производстве и о самоварах относятся к 1745 году. Они отличались от современных собратьев и были предназначены для использования в походных условиях, поэтому были небольшими, со съёмными ножками, необычных форм. Самыми распространёнными были 3-8 литровые самовары. Но существовали и самовары для большого количества людей, 12-15 литровые, так называемые «армейские» или «цыганские». Поскольку российский климат не жарок, то люди выпивали по несколько кружек чая, чтобы согреться. Да и жар от самовара мог нагреть помещение. Всё это способствовало тому, что самовар постепенно занял прочное место в жизни русского народа, несмотря на его весьма высокую стоимость. Кстати, цена в ту пору определялась его весом: чем тяжелее самовар, тем он был дороже.
И лишь к концу восемнадцатого века в России появился самовар, который почти ничем не отличался от тех самоваров, которые мы с вами привыкли видеть. В конце ХIХ века обычная елецкая мещанская семья на завтрак пила чай из самовара.

«Утром вся семья, за исключением отца, уезжавшего на работу натощак, собиралась у самовара. Отец же рассчитывал попить чай в станционном буфете. Весь домашний завтрак заключался в питье чая с мягкими французскими булками, с калачами или ситным хлебом. Детям в чай подливали топленого молока какого-то палевого цвета с румяными пенками (молоко томили в горшочке в русской печи). Молоко наливали из небольшого синего молочника, а в чашку клали две чайные ложки сахарного песку. Взрослым, включая и старшего сына, подавалась вазочка с наколотыми кусочками сахара-рафинада величиной с лесной орех, чай при этом пили вприкуску. Пить внакладку считалось допустимым лишь в праздники или воскресенье, когда и варенье подавалось, ну и , конечно, когда были гости. Помню, как моя бабушка про кого-то говорила – она барыня, в будний день чай пьет внакладку, да ещё и с вареньем».
(из воспоминаний уроженца Ельца К.В. Скуфьина)
Приглашение на чай в России ХIХ века было знаком дружеского расположения. Гости и хозяева с удовольствием проводили время в неторопливой беседе за самоваром.
«Запахло самоваром, посыпались расспросы; стали появляться из столетней горки хрустальные вазочки для варенья, золотые ложечки, /…/ сахарные сушки, сбереженные на случай гостей».
И.А. Бунин «Суходол»

«В буфетной кипел ведерный самовар: старик-буфетчик /…/ накладывал граненые вазы вареньем, наливал стаканы черным чаем и посылал подносы в гостиную».
И.А. Бунин «Святые»
Как вспоминал Иван Алексеевич, аппетиты у елецких помещиков были легендарные: «Рышков съел в Ельце за ужином девять порций цыплят!.. А вот Петр Николаевич Бунин заваривал кофий всегда в самоваре…»