«Цифры»

рассказ читает М.Бабанова 1961 г.

Posted in #сидимдома, Аудиокниги | Leave a comment

Кочерга.

Кованые кочерги ХIХ века из фондов музея

Главным инструментом  во время топки печи   служит  кочерга – толстый железный прут с загнутым концом.  С её помощью  задвигали из устья в горнило печи сложенные домиком поленья, после чего разводили огонь. Кочергой перемешивали пышущие жаром головешки и выгребали угли.

 «В прихожей, совсем темной, особенно сверху, сумрачно и фантастично, точно в черной пещере, краснела грудой раскаленных углей только что истопленная печка, а Тонька, без платка, вытянув слегка раздвинутые босые смуглые ноги, берцы которых блестели против света своей гладкой кожей, сидела на полу прямо против ее устья, вся в ее пламенно-темном озареньи, держала в руках кочергу, огненно-белый конец которой лежал на углях, и, слегка отклонив от палящего жара такое же темно-пламенное лицо, полусонно смотрела на эти угли, на их малиновые, хрупко-прозрачные горки, кое-где уже меркнувшие под сиреневым тонким налетом, а кое-где еще горевшие сине-зеленым эфиром».

                                                             И.А. Бунин «Жизнь Арсеньева»

Печь — голландка в одном из залов музея.

В качестве топлива в елецких семьях использовали дрова и солому. «Дрова   ценились березовые. Иву и осину дружно ругали, но брали за дешевизну. Привозили обычно целый воз и потом приглашали пильщиков и дровоколов, опять же с улицы. Печь голландку топили ржаной соломой в снопах. Бывало, внесут зимой в наш коридор с десяток снопов, а мы, детишки, и рады стараться влезть на кучку, кувыркнуться с неё. Взрослые нас гнали в другие комнаты, поскольку снопы были холодные, боялись, что дети простудятся. Любили ещё смотреть, как горит солома в печи —сначала огонь приглушен вложенной массой соломы, все в печи дымно, тускло, но огонь понемногу борется за жизнь, крепнет, наконец, одолевает тьму и дым, разгорается ярким пламенем, превращая солому в ярко-красный, хотя и коротко живущий жар. Потом новая порция соломы, и новая борьба и победа огня».

                              (из воспоминаний уроженца Ельца К.В. Скуфьина)

Posted in #сидимдома, Для чего же это?, Экспонаты | Leave a comment

Игра — бродилка.

Мальчишки и девчонки, а также их родители!

 По – новому музей увидеть, не хотите ли?!

Взглянуть на музей по – новому, увидеть знакомые вещи в ином ракурсе и убедиться, что время потрачено с пользой? Тогда ждём вас!

Познавательная игра — бродилка

«По лабиринту бунинского времени».


Хотите почувствовать себя маленьким эрудитом ХIХ столетия? Тогда  предлагаем вам   познакомиться поближе с удивительным  миром бунинской эпохи. Ответы на задания вы  легко найдёте, внимательно познакомившись с нашими экспозициями. Что – то вам покажется знакомым, что – то потребует смекалки, что – то удивит, но, в любом случае будет увлекательно, интересно и познавательно.

Что для этого надо сделать?

  • Прийти в музей;
  • Приобрести на кассе буклеты с вопросами;
  • Следуя по залам и внимательно рассматривая экспозиции, отвечать на вопросы.
  • Предъявить на кассе отгаданные все 3 части игры – бродилки.
  • Если  все задания выполнены правильно,  получаешь звание «Юный знаток  эпохи Бунина» и бесплатный билет для тебя на следующее  посещение нашего музея вместе с другом!
Posted in Афиша, Игра - бродилка | Leave a comment

«Темные аллеи»

Posted in #сидимдома, Аудиокниги | Leave a comment

Деревянная лопата

Деревянная лопата  была необходима для выпечки хлеба.

После того, как печь была хорошо нагрета, веником разметали в разные стороны горячие угольки, подготавливая, таким образом,  место для выпечки хлеба. Для определения температуры в печи хозяйка бросала на под горсть муки. Если через несколько минут она подрумянивалась, значит всё в порядке, можно сажать хлеб. Если же мука сгорала или оставалась белой, то печь или охлаждали, или, наоборот, протапливали. На деревянную лопату клали капустные или кленовые листья, на них – тесто, и отправляли будущий каравай в печь, на под. После этого оставалось поставить на место  заслонку и ждать, когда хлеб будет готов. Вынимали его опять же с помощью лопаты.  

Лопату обычно делали из целого куска дерева,  предпочтительно из осины, липы или ольхи. Толщина кряжа должна быть хотя бы 25 см, а длина не менее полтора  метра. И ещё один нюанс: ствол должен  быть без единого сучка.

С кряжа сначала снимали слой коры и потом раскалывали его пополам, чтобы получилось две плахи.    Из плах вытёсывали доску , остругивали и размечали на ней контуры, по которым нужно было делать лопату. Если в древесине были сучья, то контуры старались делать так, чтобы в лопате их не было. Следом по этим контурам, не отступая нигде, готовили «черновой вариант» хлебной лопаты. Затем его,  как могли, шлифовали —  скоблили стеклом, проходились по нему наждачной бумагой добиваясь максимальной гладкости.

Posted in #сидимдома, Для чего же это?, Экспонаты | Leave a comment

«Танька»

Posted in #сидимдома, Аудиокниги | Leave a comment

Печь.

Главное место на кухне занимала русская печь. Сейчас она редкость не только в городе, но и во многих деревнях. Само её название говорит об авторстве этого уникального творения – русском народе. Все в печи гениально просто, практично и, по- своему, красиво. Она и грела, и кормила, и лечила. Стоило утром её протопить и тепло в ней сохранялось почти целые сутки, чего нельзя сказать о   современном водяном отоплении.   Наваристые щи и рассыпчатые каши, «утомленные» в русской печи, не идут ни в какое сравнение с приготовленными на газовой плите. То же самое можно сказать и об испеченном в ней хлебе, душистом и вкусном, долго не черствеющем.

Каждая часть печи имела свое название.

Так, боровом называли горизонтальную часть дымохода – от печи до дымовой трубы. В верхней части дымохода располагались вьюшка – маленькая дверца, закрывающая печную трубу для прекращения тяги, и баран – подвижная чугунная пластина, с помощью которой зимой, после окончания топки перекрывали трубу. Нижняя поверхность большого внутреннего отделения называлась подом. Здесь пекли хлеб, томили молоко, кашу, щи.    Полукруглый  съёмный чугунный лист с ручками, закрывающий входное отверстие печи – заслонка, своего рода печная дверь. Место перед заслонкой – загнетка. Сюда выгребали угли, когда чистили под, а также обычно ставили чугуны, горшки, таганы, а также каток.

В правой части нашей печи есть ещё два отделения. Верхнее – небольшая плита, на которой готовили различные блюда, а нижнее – поддувало – отверстие для усиления тяги и сбора золы. Большое отделение внизу печи в центре – подпечник. Сюда клали дрова.

 Продолговатый выступ справа – грубка, а три маленьких углубления ниже её – печурки, где зимой сушили варежки и носки. Грубка – это своеобразная полочка, которую можно было использовать по-разному: что-нибудь подсушить или поставить, например, утюг или небольшой самовар. Если грубка была широкой, на ней  могли  даже посидеть ребятишки.

«Прошлую зиму Танька и даже Васька ложились спать поздно и могли спокойно наслаждаться сиденьем на «групке» печки хоть до полуночи. В избе стоял распаренный, густой воздух; на столе горела лампочка без стекла, и копоть темным, дрожащим фитилем достигала до самого потолка. Около стола сидел отец и шил полушубки; мать чинила рубахи или вязала варежки; наклоненное лицо ее было в это время кротко и ласково тихим голосом пела она «старинные» песни, которые слыхала еще в девичестве…»                                                                              

                                                       И.А. Бунин «Танька»

Как правило, зимой на печи спали дети или старики.

  «С нами жила приживалка, то есть жившая в семье неродная женщина. Мы, дети, звали её бабушка Агаша. Тогда это была уже старушка, худенькая, маленькая, которая спала всегда в кухне на печке./…/ Особенно мне запомнилось блюдо, которое никто в нашем доме не мог приготовить. Я  даже не знаю, как называется это блюдо, звали мы его просто «тесто». Готовилось оно из ржаной муки. Тесто заваривалось, добавлялся солод, закваска, что-то ещё и выдерживалось на печи, потом охлаждалось в погребе и употреблялось сырым без выпечки. Знаю только, что ни сахару, ни других сладостей туда не клалось. Мы ели ложками коричневатую сладкую и душистую массу, да так, что за уши не оттащишь. Нигде потом за всю свою долгую жизнь мне не пришлось ни видеть, ни кушать такое блюдо, которым нас от души угощала бабушка Агаша на печи родного дома. Но ещё больше мы любили слушать деревенские сказки, притчи, разные истории, которые она нам рассказывала  долгими зимними вечерами в полутьме на теплой печке».

(из воспоминаний  ельчанина  К.В. Скуфьина о родительском доме, стоявшем неподалеку от дома мещанки Ростовцевой, в котором сейчас находится музей И.А. Бунина).

 В углу рядом с печкой обычно стояли: деревянная лопата, кочерга, ухваты и чапельник.

Posted in #сидимдома, Для чего же это?, К 150-летию со дня рождения И.А. Бунина, Экспонаты | 1 Comment

«В ОДНОЙ ЗНАКОМОЙ УЛИЦЕ»

Posted in #сидимдома, Аудиокниги | Leave a comment

Для чего же это?

В современной жизни все стремительно меняется. Касается это не только производства, но и быта. Многие вещи, ранее столь необходимые в хозяйстве, становятся сначала второстепенными, а затем и вовсе ненужными. Проходят годы, десятилетия и, увидев однажды то, чем пользовались наши бабушки и прабабушки, мы с удивлением говорим: «Для чего же это?» Современные дети зачастую не знают, что означают такие слова, как «ухват», «безмен», «прялка», «аршин», «рубель», «веретено». А если даже и знают, смогли бы использовать их по назначению? Вот мы и хотим рассказать о некоторых неизвестных или малоизвестных предметах быта бунинского времени – конца ХIХ – начала ХХ века.

   Знакомство с ними мы начнем в новой рубрике «Экспонаты», наверное, с самой интересной комнаты нашего музея- мещанской кухни. Именно здесь хозяйка проводила больше всего времени: топила печь, готовила еду, стирала бельё, начищала до блеска посуду, зимними вечерами пряла пряжу и вязала носки…

#к150летиюБунина

Posted in #сидимдома, Для чего же это?, К 150-летию со дня рождения И.А. Бунина, Экспонаты | Leave a comment

«Сын»

Posted in #сидимдома, Аудиокниги | Leave a comment