Керосиновая лампа.

Светильники, работающие на основе сгорания керосина, были необычайно популярны в XIX — начале XX века, заменив собой свечи и масляные лампы. Считается, что появились керосиновые лампы  в 1853 году, а с 1856 года был начат их серийный выпуск. Они могли быть настольными, настенными и даже в красивых абажурах в качестве люстры.

Абажур керосиновой люстры в интерьере музея
Настенная керосиновая лампа в экспозиции музея

Конструкция керосиновой лампы проста – в металлической или стеклянной емкости налит керосин, в который погружен фитиль. Другой конец фитиля используется для зажигания лампы.  Регулировка высоты фитиля с помощью небольшого колёсика  позволяет регулировать яркость лампы. Неровные излишки фитиля, который обычно делался из хлопка, периодически подрезали ножницами во избежание копоти.  

В качестве дополнительной тяги и защиты от ветра фитиль накрывался стеклянной колбой.

Настольная керосиновая лампа в экспозиции музея

Традиционно до сих пор керосиновые лампы, стёкла к ним, и фитили указываются в линиях.  Например, диаметр лампового стекла в нижней части — 20 линий (50,8 мм). Лампа с шириной фитиля 7 линий (около 18 мм) получила название семилинейная керосиновая лампа или семилинейка.

        Ветроустойчивый фонарь с керосиновой лампой,  созданный немецкой фирмой «Fledermaus» , в народе называли   «летучей мышью».

«Электричество в городе было тогда в диковинку, только в центре, где был небольшой движок, снабжавший энергией кинематограф «Экспресс». Возможно, ещё где-нибудь в двух-трех местах были движки, освещавшие отдельные особняки. Довольно эффективным на фоне, в общем-то, темноватого города, было освещение газокалильными лампами, которые применялись в центральной аптеке, в одной парикмахерской, в колониальном магазине и ещё двух-трех местах в центре.

Елец. Улица Торговая, ХIХ век

Это были большие металлические лампы, устроенные, видимо по принципу примуса, они сильно шипели и давали синее пламя, которое было окружено асбестовой сетчатой муфтой, раскаляющейся до бела. Если обычные керосиновые лампы, даже большие, давали   желтоватый свет, то газокалильные сияли, как нам казалось, каким-то неземным голубовато-белым и очень ярким светом, который хорошо освещал не только помещение, но и через окна бросал светлые полосы на всю ширину улицы. Естественно, что этот свет служил хорошей рекламой.   За этими лампами приходилось все время присматривать, время от времени подкачивать газ, поправлять пламя. В аптечном огне выставлялись тогда большие хрустальные шары с водой, просвечивавшиеся насквозь ярким светом газокалильной лампы и привлекавшие внимание прохожих. В магазине же для целей рекламы  выставлялись аквариумы с ярко-красными рыбками или показывались яркие картинки проекционным, или как тогда говорили, волшебным фонарем. Сами же улицы в основном освещались небольшими керосиновыми фонарями.

Для этого на улицах через три-четыре дома ставились деревянные столбы со стеклянным фонарем, внутри которого помещалась лампа. Вечерами на сумерках появлялся сторож с небольшой лесенкой под мышкой, который и зажигал лампу. В обязанности сторожа, или  как чаще его называли, караульщика, входило, также,  проходить время от времени по своему кварталу или околотку с деревянной колотушкой. Меланхолические звуки  последней успокоительно действовали на обывателей. В те наивные времена ещё думали всерьёз, что эти звуки могут отпугнуть недоброго человека».

( из воспоминаний уроженца Ельца К.В. Скуфьина»

«Есть нечто совсем особое в теплых и светлых ночах русских уездных городов в конце лета. Какой мир, какое благополучие! Бродит по ночному веселому городу старик с колотушкой, но только для собственного удовольствия: нечего стеречь, спите спокойно, добрые люди, вас стережет божье благоволение, это высокое сияющее небо, на которое беззаботно поглядывает старик, бродя по нагретой за день мостовой и только изредка, для забавы, запуская колотушкой плясовую трель». 

                                                 И.А. Бунин «Поздний час»

«Окраинные улицы не имели и такого, надо признать, слабого освещения и хорошо помню, как засидевшийся вечером гость, уходя, брал заведомо припасенную лампу, так называемую «летучую мышь», и отправлялся с супругой куда-нибудь в Лучок или в Аргамач».

( из воспоминаний уроженца Ельца К.В. Скуфьина»)

#сидимдома, Для чего же это?, ЭкспонатыPermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *