А.С. Пушкин в судьбе И.А. Бунина.

Имя Пушкина – «священно для русской литературы», писал И.А. Бунин.

Его статья «Думая о Пушкине»,  вошедшая в переработанном виде   в третью книгу романа «Жизнь Арсеньева»,  пронизана духом родства, близости к великому поэту.  Александр Сергеевич для Бунина – это  олицетворение России, Родины.

Тропинин В.А. Портрет А.С. Пушкина

«Когда он вошёл в меня, когда я узнал и полюбил его? Но когда вошла в меня Россия? Когда я узнал и полюбил её небо, воздух, солнце, родных, близких? Ведь он со мной – и так особенно – с самого начала моей жизни».

Стихи А.С. Пушкина Иван слышал с самого раннего детства. Их  хорошо знала и читала по-старинному нараспев его мама, Людмила Александровна. Особенно любила она поэму «Руслан и Людмила», которую знала полностью наизусть. Вспоминая детство, Бунин признавался, что пушкинский пролог «У лукоморья дуб зелёный…» поразил и заворожил его на всю жизнь.

«Казалось бы, какой пустяк – несколько хороших, пусть даже прекрасных, на редкость прекрасных стихов! А меж тем они на весь век вошли во всё моё существо, стали одной из высших радостей, пережитых мною на земле».

В гимназическую пору  юный Бунин  вырабатывал  почерк, похожий на пушкинский, а в  20 лет  написал стихотворение, которое так и назвал:

Автограф одного из ранних стихотворений И.А. Бунина.

«Подражание Пушкину».

От праздности и лжи, от суетных забав
Я одинок бежал в поля мои родные,
Я странником вступил под сень моих дубрав,
Под их навесы вековые,
И, зноем истомлен, я на пути стою
И пью лесных ветров живительную влагу…
О, возврати, мой край, мне молодость мою,
И юных блеск очей, и юную отвагу!
Ты видишь — я красы твоей не позабыл
И, сердцем чист, твой мир благословляю…
Обетованному отеческому краю
Я приношу остаток гордых сил.

                                                                 1890 г.

Впоследствии произведения Александра Сергеевича стали вызывать у Бунина «желание написать что-нибудь по-пушкински, что-нибудь прекрасное, свободное, стройное, желание, проистекавшее от любви, от чувства родства к нему, от тех светлых (пушкинских каких-то) настроений, что Бог порою давал в жизни».

В 1912 году, гостя у друзей в псковской деревне, Иван Алексеевич признавался:

«А вот лето в псковских лесах, и соприсутствие Пушкина не оставляет меня ни днём, ни ночью, и я пишу стихи с утра до ночи, с таким чувством, точно всё написанное я смиренно слагаю к его стопам, в страхе своей недостойности и перед ним, и перед всем тем, что породило нас».

Псковский бор.

Вдали темно и чащи строги.
Под красной мачтой, под сосной
Стою и медлю — на пороге
В мир позабытый, но родной.

Достойны ль мы своих наследий?
Мне будет слишком жутко там,
Где тропы рысей и медведей,
Уводят к сказочным тропам,

Где зернь краснеет на калине,
Где гниль покрыта ржавым мхом
И ягоды туманно-сини
На можжевельнике сухом.

И ещё одна картина из жизни писателя: Бунин в старинном деревянном доме, в усадьбе, принадлежавшей его двоюродной сестре, Софье Васильевне Пушешниковой, в селе Глотово.

«Весь день пишу стихи. После завтрака перечитываю «повести Белкина» и так волнуюсь от их прелести и желания тотчас же написать что-нибудь старинное, пушкинских времён, что не могу больше читать. Бросаю книгу, прыгаю в окно, в сад и долго, долго лежу в траве, в страхе и радости ожидая того, что должно выйти из той напряженной, беспорядочной, нелепой и восторженной работы, которой полно сердце и воображение, и чувствуя бесконечное счастье от принадлежности всего моего существа к этому летнему деревенскому дню, к этому саду, ко всему этому родному миру моих отцов и дедов и всех их далёких дней, пушкинских дней…»

Так  27 июля 1916 года появилось стихотворение

«Дедушка в молодости»:

Вот этот дом, сто лет тому назад,
Был полон предками моими,
И было утро, солнце, зелень, сад,
Роса, цветы, а он глядел живыми,
Сплошь темными глазами в зеркала
Богатой спальни деревенской
На свой камзол, на красоту чела,
Изысканно, с заботливостью женской
Напудрен рисом, надушен,
Меж тем как пахло жаркою крапивой
Из-под окна открытого, и звон,
Торжественный и празднично-счастливый,
Напоминал, что в должный срок
Пойдет он по аллеям, где струится
С полей нагретый солнцем ветерок
И золотистый свет дробится
В тени раскидистых берез,
Где на куртинах диких роз,
В блаженстве ослепительного блеска,
Впивают пчелы теплый мед,
Где иволга то вскрикивает резко,
То окариною поет,
А вдалеке, за валом сада,
Спешит народ, и краше всех — она,
Стройна, нарядна и скромна,
С огнем потупленного взгляда.

И.А. Бунин мечтал создать художественную биографию Пушкина.  И объяснял это так:«Разве кто-нибудь другой может так почувствовать? Вот это, наше, моё, родное…  Но ведь этим надо жить, родиться в этом».

Пушкин всегда был для него олицетворением душевного здоровья, гармоничности. Это духовное родство с Пушкиным ощущали и те, кто окружал Бунина.

Члены московского литературного кружка «Среда»

Не случайно к двадцатипятилетию его литературной деятельности члены телешовских «Сред» подарили писателю портрет Пушкина с такой надписью: «Дорогой Иван Алексеевич. Твои многочисленные спутники, твои старые товарищи по «Среде», ныне вольно и невольно рассеянные по лицу земли, шлют тебе дружеский горячий привет, тебе – одному из немногих писателей  того яркого светоча чистой поэзии, который у нас в России был впервые зажжен гением Пушкина. Прими же от нас, дорогой Иван Алексеевич, этот портрет – это изображение Солнца русской поэзии – на память о твоём литературном празднике и о нашей общей неизменной дружбе. «Среда». 1899 – 1912 г. Москва, 1912 г., октября 28».

Можно представить, как дорог был  Ивану Алексеевичу именно такой символичный подарок – портрет  великого поэта, который всю жизнь являлся для него воплощением «простоты, благородства, свободы, здоровья, ума, такта, меры, вкуса».

Posted in #сидимдома, К 150-летию со дня рождения И.А. Бунина, Минута поэзии | Leave a comment

«Господин из Сан-Франциско»

Posted in #сидимдома, Аудиокниги | Leave a comment

Чугунки, таганы.

  В печи наши предки готовили множество блюд, чаще всего используя чугуны — традиционно русскую посуду,  предназначенную для приготовления блюд путем долгого, медленного томления.  Толстое чугунное дно и часть стенок равномерно передавали тепло всей посуде, а значит и готовящейся в ней пище.

В них готовили всё – от каш и супов до овощного рагу,  яичницы и холодца.    

«/работник купца/ съел чугунчик горячих картошек, насыпав кучку соли на доску стола и отрезав огромный ломоть хлеба».

                                                      И.А. Бунин «Игнат»

«Баба разводит огонь на загнетке: набила в чугун яиц, хочет делать яичницу. /…/

Приложив к краям чугуна ветошки, баба несет его от печки и ставит на стол. Потом режет на ломти краюшку хлеба /…/

Яиц всего десяток, хлеба тоже мало, но так вкусно пахнет салом и хлебом».

                                                      И.А. Бунин «Сказка»

«В людской /…/ спекли ржаную витушку – «ряженый пирог». Готовились варить два чугуна студня, чугун лапши, чугун щей, чугун каши – все с убоиной».

                                                      И.А. Бунин «Деревня»

 Но, наверное, самыми вкусными были приготовленные в русской печи в чугунах щи.

 
«В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом; ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи; из-за печной заслонки сладко пахло щами — разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом.»

                                                                              И.А. Бунин «Темные аллеи»

Кстати, по кулинарным книгам того времени, щи могли быть 7 видов:

1) щи зеленые из молодой капусты,

2) щи из зеленой рассады,

3) щи из кислой капусты,

4) кислые щи из свежей капусты,

5) кислые щи,

6) щи зеленые из щавеля или пополам со шпинатом,

7) щи ленивые.

Любые щи  рекомендовалось варить на жирном говяжьем бульоне с обязательным добавлением небольшого количества поджаренной муки.

Кованый таган ХIХ века

  Горячий  чугун  можно было поставить на стол на   таганеметаллическом обруче на ножках, служащим одновременно и подставкой при приготовлении пищи на огне.

Также как и чугуны, они были различны по размеру и форме.

Posted in #сидимдома, Для чего же это?, Экспонаты | Leave a comment

6 июня. «День русского языка»

Posted in #сидимдома, Минута поэзии, Новости | Leave a comment

«Муза»

Бунин Иван Алексеевич — Муза (рассказ, читает В.Тихонов) 1979 г.

Posted in #сидимдома, Аудиокниги | Leave a comment

Ухват, каток.

   Ставят в печь и достают тяжелые чугуны и горшки с помощью ухвата. Он представляет собой железную изогнутую пластинку, которая крепится на длинной деревянной палке, чтобы хозяйка могла ставить в огонь и  свободно доставать из глубины печи чугуны со щами, с кашей, с водой. Ухватов  должно было быть несколько,   разного размера, для больших и маленьких чугунов или горшков. В елецком крае можно было услышать  другое название ухвата – рогач, так как по форме он напоминает рога. 

 Если чугун был большой или очень тяжелый, на помощь приходил деревянный  каток, приспособление, похожее по форме на большую катушку. Прежде чем отправить чугун в печь, его ставили на  загнетку  и подводили под его тулово рога ухвата. Рядом с чугуном под рукоятку ухвата подкладывали  каток.

Posted in #сидимдома, Для чего же это?, Экспонаты | Leave a comment

«Последнее свидание»

Бунин Иван Алексеевич — Последнее свидание (радиоспектакль с уч. Н.Симонова)

Posted in #сидимдома, Аудиокниги | Leave a comment

Чапельник (сковоро́дник)

    В русской печи готовили не только в чугунах и горшках, но и в сковородах. Так, например, на Масленицу любая хозяйка  обязательно пекла блины, как на всю семью, так и для гостей, используя чугунные  сковородки, не имеющие ручки.  Для того, чтобы вытащить  их из печи, нужно было специальное приспособление   –  чапельник.

Чапельник ХIХ века из фондов музея

 Он представлял собой железный крюк в форме изогнутой буквы «П» на продолговатой деревянной рукоятке и  мог быть как одинарным, так и тройным.

«… в нашем городе ценились блины тонкие, легкие, ноздреватые (доходистые), подрумяненные, сравнительно небольшие, не более пяди в поперечнике, как раз на небольшую тарелку для закусок. Готовились они на предварительно завариваемой в деревянной кадке опаре из гречневой муки с добавлением пшеничной.

Кованая головка одинарного чапельника

Мастерица печь такие блины была наша бабушка Паша. Это был ритуал! Прежде всего, надо было чувствовать  жар в печи, чтобы блины не подгорали, но и хорошо пропекались, не были бы бледными; употреблялся при этом чапельник-тройчатник, на который цеплялись сразу три  малых сковородки, слегка смазанные свиным салом. На них наливалось тесто, достаточно жидкое, чтобы получить тонкие блины. Затем чапельник всовывался в печь или ближе к входу, или дальше в глубину в зависимости от состояния жара. Подержавши минуту – две, по виду верхней стороны блина,  чапельник сразу вынимается из печи,  и надо было так точно и резко встряхнуть  его, чтобы все три блина ровно перевернулись, а ни одна сковорода не соскочила с чапельника. Это вырабатывается годами в молодости. Еще минута – другая и блины готовы. С пылу, с жару они выкладывались на три тарелки и сразу уносились гостям нами, детьми».

                         (из воспоминаний  уроженца Ельца  К.В. Скуфьина)

Posted in #сидимдома, Для чего же это?, Экспонаты | Leave a comment

«Ида»

Бунин Иван Алексеевич — Ида (рассказ, читает Яков Малютин)

Posted in #сидимдома, Аудиокниги | Leave a comment

«Сердцем помню только детство…»

Виртуальная выставка картин

«Сердцем помню только детство…»

художник С. Пузатых

Часто ли вы вспоминаете безмятежные дни детства? Солнечные дни, тихое журчание ручья, капельки росы на траве или причудливые морозные узоры на окне, напоминающие сказочный лес… В детстве все воспринимается ярче и доставляет истинную радость. К сожалению, взрослея, мы постепенно утрачиваем эту способность. Лишь немногим суждено её сохранить. «Сердцем помню только детство» — эти слова, вслед за И.А. Буниным, с полным правом может повторить самобытный художник, член Гатчинского товарищества художников С. Пузатых. Сотрудник Петербургского института ядерной физики свободное время посвящает творчеству. Представленные картины написаны им по воспоминаниям детства, проведенном в Ельце и окрестной деревне Хмелинец.

Золотой закат на реке Сосна в Ельце .
Июльский вечер на реке Сосна.
Лес детства Хмелевой.
Летний денёк в Ельце.
Майское буйство.
На Пасхальную службу в Ельце.
Речка детства моего. Ельчик за д. Хмелинец.
Романтическое свидание на реке Сосна.
Сенокосная пора за Ельцом.
Сорочье новоселье на Вербное воскресенье за Ельцом.
Тёплый сиреневый вечер .
Усадьба И.А. Бунина.
Антоновские яблоки.
В канун новогодних праздников.
Введенский спуск в Ельце зимой.
Масленица в Ельце. Коллаж.
Морозное зимнее утро в Ельце.
На берегу реки Сосна.
Портрет И.А. Бунина.
Пришла лиса в деревню.
Рождество в Ельце.
Скворцы прилетели (воспоминания детства, д. Хмелинец).
Утро на Рождество.
Posted in #сидимдома, Выставка | Leave a comment