(к 150 -летию со дня рождения И.С. Шмелёва)
Выпуск 1.
Январским вечером 1908 года в уютной квартире драматурга Разумовского на втором этаже старинного деревянного дома было шумно. Московские писатели собрались, чтобы послушать новую пьесу Ивана Шмелёва. Среди присутствующих были и супруги Бунины. Из памяти Веры Николаевны со временем стерлись многие детали, в частности, дата и повод: «была ли это «Среда» или просто литературный вечер?» Запомнились «гостеприимные хозяева, обильный ужин с горячими закусками», но больше всего – автор пьесы, Иван Сергеевич Шмелев. В «Беседах с памятью» она вспоминала:

«Небольшого роста, с нервным асимметричным лицом, с волосами ежиком, с замоскворецкими манерами, он произвел впечатление колючего и самолюбивого человека. Видимо, он волновался и был рад приступить к чтению. Содержание пьесы выпало у меня из памяти, но, вероятно, что-то из военной жизни, так как один герой был денщик». Очень удивил Муромцеву один момент: на замечание Бунина об одной фразе в пьесе он отреагировал достаточно резко, в тоне, не принятом среди писателей. Но Иван Алексеевич не обиделся. Он уже тогда немного знал Ивана Сергеевича, признавал его дарование и не обращал внимания на эту черту характера. Собратья по перу ценили Шмелева, прежде всего, за талант московской богатой русской словесности. Георгий Гребенщиков писал:
«Неказист он был на вид, не высок, не дороден, а сух; к тому же сутул, лицо даже неправильно, но сильно, выразительно, взгляд решительный, прямой, зоркий, жесты широкие, сиповатый голос басил, когда надо, вопил тенором, когда убеждал кого-либо или утверждал прямоту и правду. Нервный, живой, подвижный и весь московский в слове /…/»
Уроженец Москвы, выросший в семье потомственных купцов, Иван Сергеевич с детства, так же, как и Бунин, хорошо знал простой народ. Мастеровые, работавшие у отца – подрядчика, хозяина большой плотничьей артели, оставили в памяти добрые чувства, вызвали по его словам, « любовь и уважение к этому народу, который все мог». Их язык, меткие выражения, старинные обычаи, традиционный уклад жизни – все это впоследствии и отразилось в его произведениях. Он раскрывал душу русского человека, её потаенные уголки; описывал нелёгкую жизнь обычных людей.

Иван Алексеевич уже тогда всё это прекрасно видел и отмечал.
Спустя три года Бунин и Шмелёв станут участниками в «Товарищества издательстве писателей» сначала в Санкт-Петербурге, а затем в Москве. Причем, в столичном издательстве будут избраны членами Наблюдательного комитета. Новые бунинские рассказы, повесть Шмелева «Человек из ресторана», а также книги А.М. Горького и И.А. Новикова стали первыми изданиями московского «Книгоиздательства писателей»
О рейтинге популярности среди читателей В.Н. Муромцева сообщала Бунину в письме от 13 сентября 1912 года:
«Вчера я со всеми говорила о выкупе книг. /…/ В книгоиздательство уже пришли заказы.
В Одессу больше всего требуют тебя, потом идет Шмелев, затем Горький и, наконец, Новиков, а в Петербурге Горький, ты, Шмелев и Новиков».
И тогда же критики всё чаще стали сравнивать их произведения, обращая внимание на схожесть и различия.

Так, в 1912 году Н. Кондратьев в статье «Всегда старое, всегда новое» в петербургском журнале «Неделя» писал:
«Вот перед нами небольшой рассказ Ив. Бунина «Хорошая жизнь» /…/ Старая тема. Показано, как глубоко коренятся в «душе деревни» страсти к «своему», к наживе. Но это не все. Есть еще вопрос: как показать? Показано по-новому.
Очевидно, у Ивана Шмелёва, талантливого автора «Человека из ресторана», — легкая рука. У Бунина – тот же своеобразный прием обрисовки героя, что и там. Рассказ ведется самой Жоховой, на языке её среды. И это сильно помогает все время видеть перед собой образ ловкой, своеобразной женщины. /…/ И автор удивительно художественно показал её нам, показал старое в новой форме».

В другой рецензии, уже на первый сборник «Слово», помещенной в московской газете «Раннее утро» 13 сентября 1913 года, было отмечено: «Лучшая вещь в сборнике — «Росстани» И. Шмелева. / …/ обращает внимание рассказ И. Бунина «При дороге».
А еще через год, в интервью под заглавием «На литературные темы» газете «Одесские новости» Д.Н. Овсянико- Куликовский, говоря о творчестве Бунина, Зайцева, Шмелёва, Куприна, констатировал: « Из произведений этих писателей брызжет здоровый, бодрый талант».
Как впоследствии в эмиграции вспоминал Шмелев в письме О. Бредиус-Субботиной, в годы, предшествовавшие революции, его произведения в приложениях к журналу «Нива» были настолько популярны в читательской среде, что их «тираж в России был втрое сильней Бунина, все рос…».
(продолжение в следующем выпуске)