Храм, связанный с именами И.А.Бунина и Т.Н. Хренникова

(к 110-летию со дня рождения Т.Н. Хренникова)

Елец конца ХIХ – начала ХХ века многие современники, вслед за святителем Тихоном Задонским, называли «Вторым Сионом».

Величественные храмы, один краше другого,  украшали центр города. У каждого на колокольне было по несколько колоколов, создающих удивительные звуки. В большие праздники  они звучали не вразнобой, а удивительно гармонично, создавая   неповторимую единую мелодию. Звонари храмов  хорошо знали, в какой последовательности, с какой громкостью и интервалом должны звучать их колокола. Праздничный благовест  начинал самый большой, 500 — пудовый  колокол церкви Покрова Пресвятой Богородицы.  Он был украшен барельефами херувимов, а чуть ниже — фамилией купца, на чьи средства был отлит.   В его верхней части  был «барельефный лик строгого и прекрасного Ангела Великого Совета» и  «сильное и краткое веление: «Благовествуй земле радость велию…»  Эта надпись очень поразила и на всю жизнь осталась  в памяти первого русского нобелевского лауреата по литературе, в ту пору  юного гимназиста Ивана Бунина.

Вместе с одноклассниками он  часто поднимался на самый верх пятиярусной колокольни, чтобы посмотреть на город с высоты птичьего полета.   Не забылись с годами  ни звонарь, ни «предвечернее время весеннего дня, ясное небо в арках колокольни», ни  «та могучая дрожь, которой гудела вершина колокольни вместе со всеми нами, когда, после долгих раскачиваний била, Васька оглушал нас первым ударом, спугивал голубей со всех карнизов и уже весь отдавался любимому делу, утопая в звонком и непрерывном гудении меди. От этого гудения у нас верезжало в ушах, во всем теле; казалось, что вся колокольня с вершины до основания полна голосов, гула и пения. Не спуская глаз с мотающихся рук Васьки, стояли мы, охваченные восторгом перед гигантской силой звуков, замирая от захватывающей дух гордости, точно сами мы были участниками в возвышенном назначении колокола благовествовать радость.

Затерявшиеся в звуках, мы как будто сами носились по воздуху вместе с их разливающимися волнами и ждали только одного — чтобы поскорее ответил своим низким басом соборный колокол и чтобы Васька, в волнении соревнования, поднялся с лестницы во весь рост и уже изо всех сил ударил звонилом. Боже, какой трезвон начинался тогда /…/   и как мечтал я хоть когда-нибудь побыть на месте Васьки!»

Имя купца, чьим старанием был отлит колокол, Иван Алексеевич не запомнил, для него, дворянина, это было совсем неважно. Скорее всего, спустя годы, об этом знал и, может быть,  втайне гордился,  другой выдающийся сын елецкой земли, композитор Тихон Николаевич Хренников.  Это был его дальний родственник, ктитор храма,  богатый и благочестивый купец Иван Петрович Хренников. Немало пожертвовали в 1853 году на перестройку храма из-за появившихся в стенах трещин и другие  представители этой известной в городе фамилии — почетные граждане Ельца Сергей и Николай Петровичи Хренниковы. Их вклад – 3000 серебром, был самым крупным среди купечества.

Проект новой постройки  в  стиле позднего классицизма, по образцу Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге,  был выполнен харьковским архитектором Андреем Андреевичем Тоном, братом знаменитого зодчего.  13 лет ушло на стройку, зато и результат был отменным.

Покровский храм стал одним из самых больших и величественных в городе, а колокольня – самой высокой. С  её последнего  яруса  вокруг себя, по воспоминаниям юного Бунина, можно было увидеть « только лазурь да волнистую степь. Город, как пестрый план, лежал далеко под нами, маленький и скученный, а в сердцах у нас было то, что должны испытывать на полете ласточки».  Воспитанники казенной мужской гимназии на колокольню поднимались достаточно часто. Такая привилегия была  потому, что их учебное заведение  вместе с начальными городскими училищами и женской гимназией, числилось в Покровском приходе. По воспоминаниям Д.И. Нацкого, произошло это следующим образом:       

«В то время в гимназиях и других учебных заведениях было обязательно в праздничные и воскресные дни бывать у обедни, а под праздник – у всенощной, в царские дни тезоименитств тоже. Когда я учился в приготовительном и первых классах (1881 – 1882 гг.) мы, гимназисты, ходили в церковь, но без большой охоты. /…/ В соборе в то время служил /…/ протоиерей о. Николай Шубин. Он потребовал, чтобы гимназисты стояли не перед алтарём, где шла служба, а по другую сторону церкви. Директор гимназии не согласился, но переубедить Шубина не смог и гимназистов стали водить в Покровскую церковь, где специально для них стали служить всенощные и поздние обедни. Такой порядок соблюдался до 1918 года. Покровская церковь была одна из лучших: чисто, сухо, тепло, пел гимназический хор. Красив был главный иконостас в виде высокого портика, опирающегося на четыре золочёных колонны».  

Прихожанами Покровской церкви были, разумеется, и жители близлежащих домов.   Летом 1913 года здесь крестили последнего, десятого ребёнка супругов Хренниковых. Назвали мальчика в честь святителя Тихона Задонского, на поклонение к которому мать, незадолго до его зачатия,  ходила пешком. Да и храм, на который смотрели окна дома, тоже был тесно связан  с именем этого подвижника. Во второй половине  ХVIII века святитель, приезжая в Елец, останавливался обычно именно здесь, в церковной сторожке  у своего друга и единомышленника Косьмы  Ивановича Студеникина.  Бывший богач,  раздав своё имущество нуждающимся, стал в нём старостой.

Большая,  чудом сохранившаяся  фреска внутри храма, как раз и напоминает об этом.  Несомненно, когда-то её очень внимательно разглядывали,  как и все юные прихожане, и Хренниковы — младшие.

Вспоминая детские годы, Тихон Николаевич  в книге «Так это было…» писал: «Напротив нашего дома была церковь Покрова, старинная, большая, с великолепной колокольней. Мы всегда семьей ходили в эту церковь. В ней часто служил архиерей, а я ему прислуживал в качестве архиерейского костыльника. Как известно, он держит костыль архиерея, когда тот,  остановившись, благословляет кого-то или читает молитву. Костыльник, маленький мальчишка, ходит следом, облаченный в соответствующую одежду из парчи — стихарь. Все это я узнал на себе, будучи архиерейским костыльником. Я до сих пор знаю и помню все молитвы, службы, обедни, всенощную… На меня вообще необыкновенное впечатление производит колокольный звон. В детстве слаще для меня не было звуков. Помню, просыпаешься утром, в церкви Покрова  звонят к заутрене. Колокольный звон плывет густыми медленными волнами. У меня он всегда рождал ощущение какого-то большого счастья».   

  Пройдут годы, и после революции  отец композитора, Николай Иванович,  будет  в этой церкви  старостой. Вырастут и покинут отчий дом дети, но память о родном городе,  домашнем тепле и молитвах  в приходском  храме останутся в сердцах навсегда.

  Подтверждение тому – в  следующих словах Тихона Николаевича: «Для меня самое святое место на земле – мой родной и любимый город Елец. С ним связаны мои детство и юность. С ним связана жизнь самых дорогих и  милых моему сердцу людей. /…/ Здесь я вырос духовно и определил свое  отношение к окружающему миру».

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - og_og_1532841424269585892.jpg

Храм Покрова и сейчас стоит напротив хренниковского дома, теперь уже музея, композитора. Нет только  колокольни, рухнувшей из-за подмыва грунта в 60-е годы ХХ века, и оставшейся к тому времени без креста и колоколов.  Постепенно  усилиями неравнодушных горожан  на скромные пожертвования он начинает оживать, восстанавливаться из руин. В его стенах проходят службы, звучат песнопения, с временной звонницы слышны колокола. До былого благолепия еще далеко, но так хочется, чтобы поскорее настал тот день, когда появятся и новая высокая колокольня, и  большой колокол,  и станут явью бунинские строки рассказа «Над городом»:

« Я мысленно взбираюсь на колокольню и уже в свои руки беру веревку, привязанную к колокольному билу. Трудно раскачивать его, но нужно раскачивать сильнее, чтобы с первого же удара дрогнул воздух. А когда ответят другие колокола, нужно позабыться, затеряться в бурных звуках и хоть на мгновение поверить и напомнить людям, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых»!

Posted in Елец старинный | Leave a comment

ВНИМАНИЕ!

Уважаемые жители и гости города!

График работы музея, в связи с проведением фестиваля Т.Н.Хренникова, изменен.

Posted in Новости, Объявление | Leave a comment

«Что за прелесть здешняя деревня!»

6 июня — Пушкинский день России

«Что за прелесть здешняя деревня!» — так выразил свои чувства Александр Сергеевич в письме П. Плетневу. Эти слова были адресованы селу Болдино Нижегородской губернии, которое поэт впервые увидел 3 сентября 1830 года. Приезд сюда был продиктован необходимостью привести в порядок «имущественные» дела перед женитьбой, а именно, вступить во владение частью деревни Кистенево, полученной от отца. Его взору предстали: одноэтажный дом, вотчинная контора, церковь с белой колокольней, темные избы, крытые соломой, небольшой пруд и золотое убранство осенних рощ. Но более всего впечатлило то, что кругом была бесконечная степь… В письме он так скажет об этом: «…вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает». Пушкин пробыл здесь дольше планируемого, почти три месяца, до конца ноября. Карантин из-за эпидемии холеры стал невольным виновником вынужденного уединения поэта, благодаря чему появились одни из лучших его произведений: две последние главы романа «Евгений Онегин», поэма «Домик в Коломне», пять «Повестей Белкина», «Маленькие трагедии», «История села Горюхина», «Сказка о попе и работнике его Балде», около тридцати стихотворений. вспоминая время, проведенное там, он признался: «…Я в Болдине писал, как давно уже не писал».


В настоящее время болдинская усадьба — Музей-заповедник А.С. Пушкина. Она относится к памятникам культуры федерального значения и является одним из важнейших мест, связанных с творчеством великого русского поэта. Здесь сохранился господский дом, лиственница напротив парадного крыльца, по преданию посаженная им самим, тенистые аллеи парка и роща «Лучинник», где он когда-то гулял.

Музей-заповедник А. С. Пушкина «Болдино» .
Герб рода Пушкиных.
Кабинет.
Рисунки поэта на рукописях.
Дом-музей А.С. Пушкина. Уголок интерьера.
Заповедный парк. Первый пруд.

Письменный стол с рукописью поэта.
Заповедный парк. «Беседка сказок»
Липовая аллея.
Горбатый мостик.
Портрет Н.Н. Пушкиной. Акварель А. Брюллова.
Заповедный парк. Первый пруд.
Заповедный парк. Старый колодец.
Заповедный парк. Вишневая аллея.
Вотчинная контора. Внешний вид.
Вотчинная контора. Уголок конторской комнаты.

Вотчинная контора.
Комната, где останавливался поэт в свой последний приезд.
Вотчинная контора.
Интерьер конторской комнаты.
Заповедная роща «Лучинник»
Дом-музей А.С. Пушкина. Зал.
Заповедный парк. Дерновая скамья.
Posted in Выставка | Leave a comment

«Нам — 35!»

4 июня филиалу Елецкого городского краеведческого музея литературно-мемориальному музею И.А. Бунина исполняется 35 лет. Много это или мало? Для человеческой жизни — это период расцвета, время, когда уже удается добиться чего-то и получить то, к чему стремился, время результативных и эффективных решений, потрясающих находок и открытий. Всё это верно и для музея, только он по-прежнему остается молодым и продолжает развиваться. Оглядываясь назад, понимаешь, что пройден немалый путь. Потребовались усилия многих людей на протяжении нескольких десятилетий, начиная с момента предложения об организации музея до его открытия, чтобы претворить в жизнь задуманное.

Небольшой мещанский дом с первоначально достаточно скромной экспозицией с годами постепенно превратился в один из самых посещаемых и востребованных туристических объектов не только Ельца, но и Липецкой области.

Сегодня бунинский музей хорошо знают не только в нашей стране, но и за рубежом. Число посетителей, давно перевалило за 600 000. Не менее впечатляет и список стран иностранных туристов: Австрия, Австралия, Алжир, Бразилия, Великобритания, Германия, Греция, Гондурас, Италия, Испания, Иран, Канада, Китай, Панама, Польша, США, Турция, Чехословакия, Франция, Финляндия, Шотландия, Эквадор, Япония, Южная Корея, Непал; Казахстан, Беларусь, Молдова, Украина, Эстония, Литва…

Но самыми дорогими посетителями являются для нас, конечно же, соотечественники. Они приезжают сюда из самых разных городов нашей необъятной Родины, чтобы не только узнать что-либо новое о любимом писателе, но и прикоснуться к частичке истории древнего города, воспетого на страницах книг первого русского Нобелевского лауреата по литературе.

Писатели и поэты, известные режиссеры и артисты,

буниноведы и театральные критики,

ученые и бизнесмены, другие гости города,

школьники и студенты,

переступая порог музея, попадают в дом, который, как замечают многие, «хранит дух Бунина».

По мнению большинства экскурсантов, здесь незримо ощущается его присутствие, становятся ближе и понятней многие строки замечательных произведений, воскресает давно минувшее прошлое той России, которую он хорошо знал и любил. А ещё возникает большое желание непременно перечитать его книги, или познакомиться с ними впервые.

Впечатление, что попадаешь в ХIХ век, необычайно усиливается во время театрализованных экскурсий «В гостях у мещанки А.О. Ростовцевой» и «Час из далекого прошлого». Их главные действующие лица, и особенно юный гимназист Иван Бунин, надолго остаются в памяти.

Posted in Выставка, Отзывы, Фотомоменты, Экскурсия | Leave a comment

«Северная столица»

27 мая 2023 года Санкт-Петербургу исполняется 320 лет.
Этот большой и красивый город, который нередко называют «северной столицей», в жизни и творчестве И.А. Бунина занимал особое место. Здесь писатель побывал более 40 раз. В петербургском журнале «Родина» увидели свет его первые стихотворения, а в знаменитом зале Кредитного общества состоялось дебютное выступление с чтением рассказа «На край света».
В «Автобиографической заметке» Бунин вспоминал: «В январе 1895 года, бросив службу, я впервые попал в Петербург, видел некоторых писателей, Михайловского, Кривенко, который отнесся ко мне с истинно-отеческой нежностью». В романе «Жизнь Арсеньева» первое впечатление от города воссоздано так:
«Петербург мне показался уже крайним севером. Извозчик мчал меня в сумрачной вьюге по необыкновенным для меня своей стройностью, высотой и одинаковостью улицам к Лиговке, к Николаевскому вокзалу. Был всего третий час, но круглые часы на казенной громаде вокзала уже светились сквозь вьюгу. Я остановился в двух шагах от него, в той стороне Лиговки, что идет вдоль канала. Тут было ужасно, – дровяные склады, извозчичьи постои, чайные, трактиры, портерные. В номерах, что посоветовал мне извозчик, я долго сидел, не раздеваясь, глядя с высоты шестого этажа в бесконечно грустное окно, в предвечернюю снежную муть, весь плывя от усталости, вагонной качки… Петербург! Я чувствовал это сильно: я в нем, весь окружен его темным и сложным, зловещим величием». И, тем не менее, город будущему нобелевскому лауреату понравился.

Со временем он стал для него местом полезных и приятных встреч. В популярных литературных салонах Бунин познакомился с известными писателями, критиками, издателями. Д.Н. Мамин-Сибиряк, Ф.Ф. Фидлер, С.Я. Елпатьевский, И.Ф. Анненский, В.Г. Короленко, К.М. Станюкович, К.С. Баранцевич, П.В. Засодимский, Ф.К. Сологуб — вот далеко не полный список тех, с кем довелось подружиться в северной столице. С приемной дочерью издательницы А.А. Давыдовой, Марией, будущей женой А.И. Куприна и ее подругами он неоднократно бывал на спектаклях прославленных петербургских театров: “Мариинки” и “Александринки”. 

Всероссийское литературное признание также пришло к нему в Петербурге. В 1903 и 1909 годах Иван Алексеевич был отмечен высшими литературными наградами Императорской Академии наук – Пушкинскими премиями; а, спустя несколько лет, за рецензии литературных трудов, представленных на премию имени А.С. Пушкина, ему были вручены золотые медали (1911, 1915 гг.). В 1909 году Императорская академия наук избрала писателя Почетным академиком по разряду изящной словесности.

До сегодняшнего дня город сохранил свою уникальность, неповторимый исторический облик. Если немного помечтать, то можно представить, что предстало бы взору Бунина спустя сто лет с его первого приезда сюда, правда, не зимой, а в летнее время. И это легко можно сделать, посмотрев следующие фотографии.

Петропавловская крепость.
Инженерный (Михайловский) замок.
Государственный Русский музей.
Государственный Эрмитаж.
Академия художеств.
Академия наук СССР.
Решетка Летнего сада.
Исаакиевский собор.
Арка Главного штаба.
Адмиралтейство.
Стрелка Васильевского острова.
Posted in Выставка | Leave a comment

«Современники И.А. Бунина: В.М. Васнецов»

(к 175-летию со дня рождения художника)

24 мая 1907 года, возвращаясь  из путешествия по Ближнему Востоку, Иван Алексеевич Бунин и Вера Николаевна Муромцева  проездом оказались в Киеве. В их распоряжении было всего несколько часов, которые можно было   потратить на осмотр города. 

Владимирский собор (начало ХХ века)

 И супруги решили  побывать в недавно построенном Владимирском соборе,   росписи которого были выполнены лучшими в ту пору художниками: Виктором Васнецовым, Михаилом Нестеровым, Михаилом Врубелем, Павлом Сведомским, Вильгельмом Котарбинским.   « Когда мы вошли в собор,— вспоминала Муромцева, — кончалась обедня, которую мы и достояли. Собор новый, — слишком все блестит и нет того страха Божьего, который я ощутила в Софийском».   Вера Николаевна, до этого видевшая храм и его внутреннее убранство по снимкам, не могла наглядеться на Богоматерь кисти Васнецова, восхищаясь «тонкостью овала лица и влекущими византийскими глазами».

«Богоматерь с младенцем»

Казалось, что Царица Небесная легко и неторопливо идет навстречу,  неся грешному миру своего Сына…   Её  бледное, озаренное внутренним светом лицо было необыкновенно прекрасно, а большие, полные печали и любви  глаза смотрели ласково и участливо.  Как выяснилось впоследствии,  этот удивительный образ художник создавал около двух лет  из 11, которые ушли у него на большую часть росписей этого великолепного храма.

Внимание же Бунина привлекла другая  васнецовская  работа: «Страшный Суд». Стоял он перед  ним очень долго.

«Страшный суд» (1885 — 1896 г.)

  Врезался в память и образ Бога-Отца, выполненный на одном из куполов.

«Бог Саваоф» (1885 — 1896 г.)

Вполне возможно, именно об этой фреске он упоминал в  стихотворении  «Саваоф», написанном  спустя год:

«Я помню сумрак каменных аркад,
В средине свет — и красный блеск атласа
В сквозном узоре старых царских врат,
Под золотой стеной иконостаса.
Я помню купол грубо-голубой:
Там Саваоф с простертыми руками,
Над скудною и темною толпой,
Царил меж звезд, повитых облаками».

  С творцом так понравившихся росписей,  Виктором Михайловичем Васнецовым,  писатель был  знаком хорошо.    Встречались   на заседаниях литературно-художественного кружка «Среда»,  Москве и Ялте в 1900 году.

Художник русского народа судьба Виктора Васнецова, фото № 38
«Северная земля» (1899 г.)

За талант и художественное мастерство он называл его и младшего брата Аполлинария, уроженцев Вятской губернии,    русскими самородками и ставил в один ряд с Ломоносовым и Шаляпиным.  Стоит отметить, что Бунин  очень хорошо разбирался в живописи,  интересовался этим искусством, имел множество знакомств с мастерами кисти, среди которых, помимо братьев Васнецовых,  были Нестеров,  Коровин, Репин, Поленов, Левитан. Не прошла  бесследно и многолетняя дружба с одесскими художниками:  Буковецким, Костанди, Куровским и др. Как писал его друг, художник и беллетрист П.А. Нилус, «своих друзей-художников Бунин слегка побаивался: уж очень они решительно нападали на него за неумение отличать оттенки цветов, и с большим вниманием прислушивался к их бесконечным разговорам о природе, искусстве. Нужно сказать, что художники любят вслух выражать свои впечатления, и тут — то Бунин особенно живо понял, что небо и море не только голубого цвета, что есть теплые и холодные тона, что небо отражается не только на крышах и в воде, но облекает все предметы своим отражением, что луна бывает серебряной, и золотой, и красноватой, а ночное небо зеленоватым,  и розоватым, и золотистым, и что солнце и луна насыщают светом испарений воздух, землю…»  

«Затишье» (1881 г.)

 Общение с ними научило его обращать внимание на множество цветов и их оттенков и уметь описывать их.

 О том, как это непросто,  Иван Алексеевич  говорил: «Я всю жизнь испытываю муки Тантала. Всю жизнь страдаю от того, что не могу выразить того, что хочется… как сказать обо всей этой красоте, как передать эти краски, за этим жёлтым лесом дубы, их цвет, от которого изменяется окраска неба…»  И тем большее восхищение испытывал перед полотнами  настоящих мастеров.   Картины Васнецова были особенно созвучны его мировосприятию.

«Нищие- певцы (Богомольцы)» (1873 г.)

Пейзажные зарисовки или сюжеты из народной жизни трогали  реалистичностью изображения, будили воспоминания детства. Бунин, так же, как и Васнецов, мог сказать:

«… если все припоминать, все лица, с которыми встречался и жил, так всех подробностей наберется бесконечная вереница — придется вспомнить и детские годы, как я жил в селе среди мужиков и баб и любил их не «народнически», а попросту, как своих друзей и приятелей, — слушал их песни и сказки…».

 Еще больше привлекали Ивана Алексеевича исторические, былинные сюжеты картин художника.

   11 марта 1900 года  Валерий Брюсов записал в дневнике: «В Москве опять был Бунин. Заходил ко мне. Потом я был у него в каких-то странных допотопных меблированных комнатах с допотопными услужающими. Бунин только что вернулся с Михеевым от Васнецова. Восторгались оба безумно его новой картиной «Баян».  

«Баян» (1910 г.)

Бунин, смолоду  плененный  «Словом о полку Игореве», и даже посетивший места сражений Игорева войска, увидел на полотне  удивительный по убедительности и силе эпизод  древнерусской истории.   Художник смог как нельзя лучше  передать навеянную «Словом» обстановку, состояние природы и людей.  Это и высокий холм, на котором во время тризны собравшиеся воины  слушают древнее предание из уст седовласого гусляра ;  и их сосредоточенные, суровые лица; и низкое серое небо с гонящими ветром облаками,  и едва  заметная  вдали  река…   Более того, главное действующее лицо, Баян  – княжеский певец и сказитель,  также упоминался в «Слове о полку Игореве».

Подобное сильное впечатление произвела на Бунина и  другая картина Васнецова «Витязь на распутье». Итогом стало появление стихотворения  «На распутье» («На распутье в диком древнем поле…») в 1900 году.

  Критик Стасов  описал эту картину Васнецова так: «Витязь» его принадлежит к лучшему, что он до сих пор сделал. Это род тяжелого, немножко неуклюжего (как и следует) Руслана, раздумывающего о своей дороге на поле битвы, где валяющиеся на земле кости и черепа поросли «травой забвения». Большой с надписью камень, торчащий из земли, богатырский конь, грузный, лохматый, ничуть не идеальный и в самом деле исторический, такой, на каких должны были ездить Ильи Муромцы и Добрыни и которых найдешь сколько угодно даже и до сих пор по России, унылость во всем поле, красная полоска зари на дальнем горизонте, солнце, играющее на верхушке шлема, богатые азиатские доспехи на самом витязе, его задумчивый вид и опустившаяся на седле фигура — все это вместе составляет картину с сильным историческим настроением».

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - image-5961-1651261788.jpeg
«Витязь на распутье» 1882 г.

 О надписи на камне  Виктор Михайлович в письме от 5 ноября 1898 года к   В.В. Стасову пояснял: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стёр частью».   А вот Бунин строки, пропущенные на картине Васнецова,  изменяет по-своему, выражая мысль об опасности любого из возможных направлений:

«На распутье люди начертали
Роковую надпись: «Путь прямой
Много бед готовит, и едва ли
Ты по нем воротишься домой.
Путь направо без коня оставит —
Побредешь один и сир, и наг, —
А того, кто влево путь направит,
Встретит смерть в незнаемых полях…
»

 В первых числах октября 1900 года, когда стихотворение «На распутье» готовилось к печати в «Книжках «Недели»,  автор в письме к М.О. Меньшикову просил  указать посвящение его В.М. Васнецову. По техническим причинам сделать это оказалось невозможно, и только 5 января 1903 года в вышедшем  в издательстве «Знания» 2 томе сочинений Бунина  оно появилось с посвящением художнику.

«После побоища Игоря Святославича с половцами»

Созвучность поэзии Бунина полотнам Васнецова не осталась незамеченной современниками.   Литературный критик  Ю. Айхенвальд писал  : «Так сочетается в Бунине прошедшее и настоящее, что даже природа лежит перед ним не  только теперешняя, но и  старая, сказочная – такая,  какой она была тогда, когда мелколесьем скакал древний князь  и сорока нагадала ему смерть его сына, когда «солнце мутное  Жар-Птицей  горело в дебрях вековых», и ковыль расстилался перед полком Игоревым, и воткнутое в курган торчало копьё мертвого богатыря, и Баба-Яга ругала себя… вся эта стихия Васнецова близка и Бунину».

Художник-славянист Васнецов Виктор Михайлович, ч.1
«Сказка» (1880 г.)

  Обращался  Бунин к Васнецову и по поводу  оформления своих книг.

   Уделявший этому пристальное  внимание,  включая качество бумаги, шрифт,  рисунки, и выступая за строгость и простоту, он  полагал, что текст и иллюстрация должны составлять определенную целостность.   В этом плане интересен фрагмент его письма В.Я. Брюсову 4 октября 1900 года.  Иван Алексеевич, извиняясь, что из-за неотложных дел не смог подготовить   рукопись сборника «Листопад» для издания «Скорпионами» «в надлежащем виде», сообщал: « Мы говорили с Сергеем  Александровичем Поляковым, и он дал мне право делать поправки в корректуре и даже перемещения. /…/ Относительно рисунка на обложку /…/  предлагает выбрать из Васнецова заставку. Сообщите мне, какую выберете, а я выпрошу у Васнецова».  

Уже одна эта последняя фраза красноречиво говорит о дружеских отношениях поэта и художника.  Симпатия, уважение и искреннее восхищение  даром слова как нельзя лучше передает и телеграмма  Васнецова  осенью 1912 года, когда отмечалось 25-летие литературной деятельности Бунина:  

Н. Кузнецов Портрет В.М. Васнецова. 1891 г.

«От души поздравляю  Вас с праздником Вашего юбилея дай Вам Бог здоровья и сил долго и долго радовать и утешать нас Вашими стихами и рассказами».  

И тогда же Л. Клод в статье «Певцу Листопада», посвященной юбиляру в газете «Саратовский вестник» (№ 237) написал:

«Тонко и проникновенно рисует он пейзаж родного края – просто и тепло, как Левитан,  /…/ захватывая, как Нестеров, молитвенной сосредоточенностью, /…/ как Васнецов, заставляя проникнуться вещим духом сказки. /…/

Краски Бунина ярки, ясен и четок рисунок – настолько, что слово местами прямо граничит с живописью».

Как и бунинское, творчество Васнецова было глубоко национальным, пронизано народной поэзией, близко и понятно каждому.  М.В. Нестеров писал: «В.М. Васнецов был истинным художником и никем и ничем иным быть он не мог… И то, что оставил нам Васнецов в наследство, не всякому удается оставить …»

 Сам же Виктор Михайлович считал:

Viktor_Vasnetsov_-_Богатыри_-_Google_Art_Project.jpg
«Богатыри» 1881 — 1898 г.

 «Мы только тогда и внесём свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда все силы свои устремим на развитие своего родного искусства…изобразим и выразим красоту, мощь, смысл родных наших образов, нашей русской природы и человека, нашей настоящей жизни и нашего прошлого, наши грёзы, нашу веру и сумеем в своём, истинно национальном, отразить вечное, непреходящее».

Posted in Современники И.А. Бунина | Leave a comment

Видео-выставка «Подвиг ваш бессмертен…»


9 мая 1945 года… Долгих четыре года, ценой миллионов жизней советских людей была завоевана Победа над фашистской нечистью.  Героизм, мужество, отвага и самопожертвование солдат и офицеров на полях жестоких сражений остались и по-прежнему живы в воспоминаниях очевидцев, в военной кинохронике и художественных фильмах, литературных произведениях и в живописи. Предлагаем вашему вниманию виртуальную выставку картин разных художников, посвященных Великой Отечественной войне.

Posted in Выставка | Leave a comment

«Современники И.А. Бунина: С.В. Рахманинов»

Выпуск 6 (заключительный).

  В  интервью американскому журналисту в 1934 году  Рахманинов сказал: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остаётся желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожных воспоминаний».

 Не мог забыть Родину и Бунин. Вдали от  неё, погружаясь воображением в   прошлое,  на бумаге под его стремительным пером, оживали   впечатления давних лет, русские поля и перелески, косцы на лугу, постоялые дворы, монастыри и трактиры былой Руси, страдания, боль и любовные волнения молодости. Так  появились во Франции «Жизнь Арсеньева», «Митина любовь»,   многочисленные рассказы. Соотечественники читали их, мысленно возвращаясь  домой, в прежнюю Россию, в прежнюю жизнь…   Произведения русских эмигрантов находили отклик и в душе композитора, который  считал чтение самым приятным времяпровождением.

  Младшая дочь Рахманинова Татьяна  вспоминала, что Сергей Васильевич   «очень любил Ивана Алексеевича… любил его стихотворения, рассказы, говорил, что Иван Алексеевич все по-особенному слышит, рассказал даже, как он поправил какое-то слово, когда отец читал, и научил его, как его произносить нужно, — и о внутренней музыкальности стихов его говорил, и о том, как Иван Алексеевич читал вслух…

Не было большего удовольствия для отца, как подарить ему хорошую книгу. А Ивана Алексеевича он читал часто».

Нападение фашистской Германии на СССР были восприняты  с огромной болью большинством русских эмигрантов.  С мучительной остротой Рахманинов переживал падение каждого города и ужасно волновался за судьбу  родины.

  И до этого  оказывающий помощь нуждающимся соотечественникам —      инвалидам,  голодающим в России,  старым друзьям в Москве и Петербурге,      русским студентам в Париже,  – теперь  он передавал через посольство гонорары от концертов на медицинскую помощь русской армии, посылал через американский Красный Крест посылки русским военнопленным.  В 1942 году, незадолго до смерти, на одном из чеков с пожертвованием в советское консульство, Рахманинов приписал: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу!»

  Верил в победу и освобождение родины и Бунин. Как вспоминал журналист А.В. Бахрах, на  грасской вилле «Жаннет»  ежедневно по радиоприемнику нобелевский лауреат « силился поймать Лондон или Швейцарию /…/.   В своей комнате он развесил огромные карты Советского Союза и внимательно следил за штабными сводками, негодуя, когда какую-нибудь местность, упомянутую в этих сводках, он не находил на своих картах. Только когда нацистские армии приникли слишком далеко вглубь советской территории, перестал он делать отметки на картах, «чтобы не огорчаться».    

Вилла «Жаннет»

 А вот еще одно свидетельство писателя А.  П. Ладинского: «Во время оккупации Франции гитлеровцами он решительно отказался от всякого сотрудничества с ними, не напечатал при них ни одной строчки и искренне радовался победам советских армий. Об этом он не раз говорил и писал: «Горячо радуюсь победам России…».  В другом: «Хочу домой…»

Рахманинов не дожил до Победы своей горячо любимой Родины. Он скончался 28 марта 1943 года в Америке.

 Иван Алексеевич услышал об этом по радио.   Заплакал, а потом несколько дней ни с кем не разговаривал. Переживала и Вера Николаевна. 29 марта она записала:

«…все застилает смерть Рахманинова. В «Эклерер де Нис» есть уже сообщение «Великий композитор». Не дожил он до конца войны, до свидания с Таней /дочерью/, до возможности вернуться на родину».

Сергея Васильевича  похоронили на кладбище Кенсико, близ Нью-Йорка.  

В 1958 году,   молодой американский   пианист Харви Ван Клиберн, победитель  Международного конкурса имени Чайковского в Москве, привез из России и посадил на могиле Рахманинова куст сирени в память о русской земле, которая подарила миру  неповторимого музыканта.

Posted in С.В. Рахманинов, Современники И.А. Бунина | Leave a comment

График работы музея в выходные и праздничные дни 29 апреля-01 мая и 06 — 09 мая 2023 года

Posted in Новости, Объявление | Leave a comment

«Современники И.А. Бунина: С.В. Рахманинов»

Выпуск 5.

Спустя три года друзья встретились уже в Париже. 5 мая 1933 года  С.В. Рахманинову исполнилось 60 лет.  Бунин присутствовал на торжественном приёме по этому случаю.  Получив приглашение, он писал:   “…Дорогой Сергей Васильевич, простите, не хотел писать в пространство, куда-то вдаль, теперь же, когда Вы близко, ощутимо, от всей души приветствую Вас, целую и желаю еще многих лет сил, здоровья, благополучия и всяческих возможностей продолжать свое славное поприще, гордость русскую и всемирную, Ваш Иван Бунин”.  

 Через полгода, 10 ноября,  Рахманинов стал одним из первых, кто поздравил Ивана Алексеевича с присуждением Нобелевской премии.  “Искренние поздравления от господина из Нью-Йорка” – телеграфировал он.  О тех днях своего долгожданного триумфа Бунин потом будет рассказывать другу на обеде в парижской квартире Рахманинова 31 марта 1937 года.  Вспоминал  об этом общий знакомый, врач В. М. Зернов:

« Помню Бунина-лауреата на обеде у Рахманинова. Сергей Васильевич слушает внимательно и словно  немного снисходительно, как Бунин рассказывает о происхождении  своего древнего рода,   о своей поездке в Стокгольм. /…/ И кажется мне, что Бунину  это нужно, нужен  и  древний род и торжество его признания, и слава, и хочется, чтобы эта слава была мировой, всемирной, с лаврами, цветами и рукоплесканиями.

А Рахманинов слушает его, как царь, владеющий безграничным царством, для которого вся эта слава и блеск  только «суета и томление духа».  Но слушает  его доброжелательно, с живым интересом, иногда вставляя немного шутливые замечания».  

   В июле 1937 года  Бунины побывали на швейцарской вилле Рахманинова «Сенар»  в окрестностях Гертенштейна. Участок земли на берегу озера для её постройки Рахманинов купил в августе 1930 г.

    Название супруги придумали сами, взяв первые слоги от своих имен (Сергей и Наталья) и прибавив начальную букву фамилии.  Построенный спустя четыре года дом в стиле модерн по последнему слову техники и комфорта того времени,  был красив и уютен.  

Вокруг него – удивительной красоты сад, где Рахманиновы, наряду с деревьями и кустарниками посадили  очень много роз и других цветов.  На  Ивана Алексеевича  вилла произвела очень большое впечатление. Он  вспоминал о «Сенаре» как  о чудесной усадьбе на берегу Люцернского озера, где они провели «прекрасный вечер».

Сергей Рахманинов с косой за работой в саду. Сенар, август 1938 года
Рахманинов за работой в саду. 1938 г.

Встреча оказалась недолгой,   на другой день  Бунины должны были уехать, так как  Иван Алексеевич ездил с чтениями по городам Швейцарии: Женева, Гертенштейн, Монтрё, Лозанна.  В отличие от Рахманинова, публичные  выступления  Бунин не любил.   «…Труднее этого заработка – чтениями – кажется, ничего нет. Вагоны, отели, встречи, банкеты – и чтения – актерская игра, среди кулис, уходящих /…/ вверх, откуда несёт холодным сквозняком», — писал  он  в  дневнике   во время турне по Балтийским странам в 1938 году.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - senar.jpg

В 1955 году, спустя восемнадцать лет, младшая дочь  Рахманинова Татьяна Конюс, которая дружила с Верой Николаевной,  прислала ей открытку с изображением «Сенара»:

«Дорогая Вера Николаевна, помните ли Вы этот дом? С тех пор, что Вы здесь были, деревья очень выросли и сад стал красивый. В доме – всё то же. Портрет Ивана Алексеевича на том же месте».

 В саду Рахманиновы посадили три берёзки как память о родной земле, но они очень плохо приживались и требовали многих хлопот, как бы безмолвно утверждая, что вдали от родной земли расти тяжело.

Ни красота швейцарской природы,  ни ощущение самого безопасного места Европы,  ни  уютная вилла и её великолепный сад  не могли заменить Рахманинову родной земли. Сын Шаляпина, Федор, рассказывал:  «Сколько раз, бывало, часами вспоминали мы картины нашей родины. Берёзовые рощи, бесконечные русские леса, пруд на краю деревни, покосившиеся бревенчатые сарайчики и дожди, наш осенний, мелкий, частый дождик…» Подтверждал это и журналист А.Седых: «Разлуку с родиной Рахманинов  переживал очень мучительно. Когда говорил о России, взгляд становился пристальным, в нем загорался  какой-то огонь и временами ему трудно было сдерживать слезы».

(продолжение следует)

Posted in С.В. Рахманинов, Современники И.А. Бунина | Leave a comment