(к 150 — летию со дня рождения И.С. Шмелёва)
Выпуск 6.

Непонимание и некоторую отстраненность в отношениях усугубило и выдвижение писателей, вместе с Мережковским, в 1931 и 1932 годах кандидатами на получение Нобелевской премии. После присуждения её в 1933 году Бунину Мережковский сильно обиделся, а Шмелев, наоборот, радовался за Ивана Алексеевича. Вот всего лишь одна фраза из его письма Ильину на это известие: «Всё вышло хорошо, достойно решил Стокгольм – прекрасный писатель Бунин, и наша великая Словесность за него не постыдится». Еще одно подтверждение тому — в «Слове на чествовании Бунина», где есть такие строки:
«Наша великая литература, рожденная народом русским, породила нашего славного писателя, ныне нами приветствуемого, – И. А. Бунина.

Он вышел из русских недр, он кровно, духовно связан с родимой землёй и родимым небом, с природой русской, – с просторами, с полями, далями, с русским солнцем и вольным ветром, со снегом и бездорожьем, с курными избами и барскими усадьбами, с сухими и звонкими проселками, с солнечными дождями, с бурями, с яблочными садами, с ригами, с грозами… – со всей красотой и богатством родной земли. Всё это – в нём, всё это впитано им, остро и крепко взято и влито в творчество – чудеснейшим инструментом, точным и мерным словом, – родной речью. Это слово вяжет его с духовными недрами народа, с родной литературой. /…/
Через нашу литературу, рождённую Россией, через Россией рождённого Бунина признается миром сама Россия, запечатлённая в письменах».
Из Нобелевской премии Бунин подарил Шмелеву 3 000 франков, что, по словам Ивана Сергеевича, было очень своевременным и «дало возможность передохнуть, расплатиться с должишками, а то – петля».

В этом же году, на 60-летний юбилей Шмелёва, увидела свет первая часть его новой книги «Лето Господне», воссоздававшая в соответствии с церковным календарем неизменный круг бытия «святой Руси»: повседневную жизнь большого купеческого дома и работников, религиозные и семейные праздники. Признанная впоследствии наивысшим достижением писателя, опубликована полностью она была в 1948 году, как и её продолжение «Богомолье».
Эти книги В.П. Рябушинский в статье, посвященной Москве, называл художественными произведениями,

«которые, как материал для характеристики некоторых слоев московского купечества, должны считаться идеалом». М. Дьяченко, отдавая дань стилю Шмелева, отмечал:
«Для него, /../, «слово – высший подарок Бога человеку», которое должно звучать не для одного лишь праздного наслаждения, но и заставлять звенеть заветные душевные струны, «пробуждать лучшие чувства».
(заключительная часть в следующем выпуске)