«Герои лермонтовских книг»

( к Дню памяти М.Лермонтова )

Михаила Юрьевича Лермонтова многие литературоведы  называют  преемником  А.С. Пушкина. За очень короткий срок, отпущенный судьбой, он создал поразительные по силе произведения, значимость которых не исчезает со временем и вызывает желание подражать  у молодых писателей.  Марк Алданов вспоминал, что однажды в разговоре,   Бунин, рассказывая  о своих первых шагах в творчестве,  признался, что «в отрочестве… подражал то одному, то другому, — больше всего Лермонтову». Не менее интересная фраза есть и в воспоминаниях Георгия Адамовича:  «В нашем последнем разговоре   речь зашла о литературе. «Я всегда думал, что наш величайший поэт был Пушкин, —  нет, это был Лермонтов, — сказал Иван Алексеевич. — Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если б не погиб двадцати семи лет».  Впечатляли Бунина не только лермонтовские стихи, которые он в последний год жизни с удовольствием цитировал, но и проза. Галина Кузнецова в «Грасском дневнике» писала, что  Иван Алексеевич «благоговейно относился к лермонтовской “Тамани”», называл этот маленький шедевр Лермонтова «одним из самых прекрасных перлов нашей литературы». Кстати, именно об этом произведении в своё время А.П. Чехов высказался так: «Не могу понять, как мог он, будучи почти мальчиком, сделать это!»

Но, у каждого из нас своё восприятие  лермонтовских книг и их главных героев. Воображение рисует их образы в зависимости от очень многих факторов. Тем интереснее смотреть иллюстрации, сделанные профессионалами,  и сравнивать, совпадают ли они с нашими представлениями, или сильно отличаются.  При жизни Лермонтова его произведения не сопровождались рисунками. Только после его смерти появились картины, обращенные к его творчеству. Многие из них были созданы такими признанными мастерами, как В.И. Суриков, И.Е. Репин, В.А. Серов, М.В. Нестеров.  В ХХ веке одними из лучших по романам «Герой нашего времени» и «Княгиня Лиговская»  были признаны иллюстрации художника  Леонида Михайловича Непомнящего.   В них нашли отражение не только основные события сюжетов, но и среда, в которой находятся герои. Обстановка, костюмы и другие элементы николаевской России переданы художником с поразительной точностью. Почти во всех иллюстрациях образ Печорина является главенствующим, как бы центром, вокруг которого выстроена вся композиция рисунка. Неизменный черный офицерский сюртук, облегающий  его стройную фигуру, контрастно отделяет от других персонажей, словно подчеркивая тем самым одиночество, отчужденность и непонятость окружающими. По мнению искусствоведа Е.М. Трубиловой,  «живые портреты героев М.Ю. Лермонтова,  представленные нам  Л. Непомнящим, дают возможность еще глубже понять все своеобразие гения поэта».

«Княгиня Лиговская»
«Княгиня Лиговская»
«Герой нашего времени» «Бэла»
«Герой нашего времени» «Бэла»
«Герой нашего времени» «Бэла»
«Герой нашего времени» «Бэла»
«Герой нашего времени» «Тамань»
«Герой нашего времени» «Тамань»
«Герой нашего времени» «Княжна Мери»
«Герой нашего времени» «Княжна Мери»
«Герой нашего времени» «Княжна Мери»
«Герой нашего времени» «Княжна Мери»
«Герой нашего времени» «Княжна Мери»
«Герой нашего времени» «Княжна Мери»
«Герой нашего времени» «Княжна Мери»
«Герой нашего времени» «Фаталист»
Posted in Выставка | Leave a comment

«Что вы знаете о вреде наркотиков?»

 Тридцать шесть лет тому назад, 26 июня, был  учрежден Всемирный день борьбы с наркоманией, напоминающий всему человечеству об этом страшном недуге.  Это повод  для всех, и в первую очередь для молодёжи,  серьёзно задуматься о жизненных ценностях   и  сказать решительное «нет!» наркотикам.  Это напоминание о том,  что наркомания  забирает все хорошее, что есть в жизни: ваше будущее, ваши надежды, ваши мечты и ваше здоровье. Подтверждением тому – грустная исповедь девушки-наркоманки, которую обязательно стоит прочесть до конца и сделать нужные выводы.

Лена выросла в Саратове  в семье любящих родителей. С детства хорошо рисовала,   мечтала  поступить в художественное училище, а потом  посвятить себя живописи.

В подростковом возрасте  захотелось  выделиться, причем не только красивой одеждой,  хотя она считалась в классе первой модницей.

Но хотелось чего-то другого. Быть крутой.  Клубы, гулянки…   И, к тому же, тебе всего  15 лет. Однажды  в ночном клубе, за компанию с подружкой, попробовала наркотик, героин. «Я  и не думала, к чему это приведет, просто кайфовала от тех ощущений и все.

Первое время думала, что я могу все держать под контролем. Захочу и брошу. Ну и передозов не будет. Ведь я же не такая, как все. Особенная.  Сильная, смогу вовремя остановиться.

 А разгульная жизнь, без контроля и тормозов, на доверии родителей, брала свое.

Ходила по клубам, знакомилась с людьми, у которых были наркотики. Деньги были — покупала добавку. Не было, не гнушалась и тем, что манипулировала родителями, врала им, а то и брала без спросу, попросту воруя.

Со временем барыгу,  который  снабжал наркотиками,  посадили. А весь запас героина, который был у меня — тоже был на исходе. И вот тогда у меня началась ломка.

Героин —  это такая зараза, что доза нужна утром, в обед и вечером. Тогда ты будешь чувствовать себя нормально, а если  её нет, то просыпаешься в холодном поту. Начинает трясти и  накрывает полнейшая паника. Кажется, что конец света приближается. Сразу агрессия прет.   Нет сна, и взрываешься по малейшему поводу.

Немного отрезвил следующий случай. Парень, с которым  встречалась два года, случайно принял двойную дозу, и его с большим трудом врачам в больнице удалось спасти.  Я  испугалась. Слишком близко смерть подобралась ко мне. В общем, под нажимом родителей, решила завязать с наркотиками.  Даже на лечение пошла. Но ощущения…. Живешь, но, что бы ты ни делал, тебя ничего не радует. Расслабиться просто  так или получить хоть какое-то удовольствие,   как под героином, ты уже не можешь. Полгода прошли в постоянных сомнениях, столько раз  был соблазн начать заново.    Я поняла, что отвыкла уже нормально жить в социуме. У меня не было никаких интересов.

  Когда лечилась, давали таблетки, которые вызывали отвращение от наркотиков. Даже малая доза их действовала так, что никакого кайфа от наркотика не испытывала. Поэтому я и завязала. Когда избавилась от зависимости, с удивлением начала чувствовать пение птиц.  Читаешь  книгу и понимаешь её совершенно по-другому. А под наркотиком смотрела в книгу как в пустоту. И вкусовые качества  постепенно возвращались.

Нариков уже даже на глаз могла определить. Противно на них было смотреть. Все не могла понять, как я могла опуститься так низко.

А потом все повторилось снова, я сорвалась…   Только после героина  перешла на метадон.

И вот уже седьмой год я ни дня  не обхожусь без него,  что и привело к катастрофическим последствиям.    Если раньше я употребляла его для кайфа, то теперь просто, чтобы хоть как-то существовать. Просто, чтобы хоть как-то унять боль, которая теперь во всём теле.

 Нижняя половина  у меня сейчас  заживо гниет. Вонища такая, что дышать невыносимо. А боль  неописуемая.  Раньше ещё могла выходить на улицу на костылях. Теперь уже всё,  ноги не  двигаются.

Надо постоянно делать перевязки. Мать уже давно на пенсии, но вынуждена  работать,   ведь   медикаменты стоят дорого и их нужно много. Без перевязок никак нельзя. Боли невыносимые. Все ноги в трофических язвах. Тело гниёт, хотя я еще живая.

Теперь наркотик нужен,  чтобы снять болевые ощущения. Иногда достаточно одной дозы. А иногда приходится и две уколоть.  Боль нечеловеческая,  особенно при перевязках.

 Всем, кто еще не пытался начать колоться, хотела бы сказать. Не пытайтесь экспериментировать. Хорошего все равно ничего не выйдет. Каждый, кто начинает  — проигрывает свою жизнь. Это билет в один конец, для большинства  без  возможности что-либо изменить.

Отдала бы многое за то, чтобы убрать тот момент из жизни, когда впервые попробовала наркотики.  

Вот так я сама себе испортила жизнь. Все, что было хорошее — променяла на кайф. Стыдно и больно. Но уже изменить ничего нельзя, а поняла я это слишком поздно… »

Вот так, достаточно легко можно загубить свою жизнь!

А что вы знаете о вреде наркотиков?
Предлагаем вам в игровой форме проверить себя.
Вам даны утверждения, что относится к мифам о
наркотиках, а что, является реальностью, распредели на два варианта — да или нет

Posted in Акции, Викторины, конкурсы, кроссворды | Leave a comment

СВЯТЫНИ РОССИИ. ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ

В сентябре прошлого года в нашем музее проходили съёмки небольшого сюжета для просветительского проекта «Святыни России» кинокомпанией «АРТОС» по заказу Телеканала «СПАС».

http://bunin.eletsmuseum.ru/muzejnye-budni-21-09-22/
Выпуск, посвященный Липецкой области, и недавно показанный по телеканалу, теперь можно увидеть здесь.

Желаем приятного просмотра.

Posted in Видео | Leave a comment

Храм, связанный с именами И.А.Бунина и Т.Н. Хренникова

(к 110-летию со дня рождения Т.Н. Хренникова)

Елец конца ХIХ – начала ХХ века многие современники, вслед за святителем Тихоном Задонским, называли «Вторым Сионом».

Величественные храмы, один краше другого,  украшали центр города. У каждого на колокольне было по несколько колоколов, создающих удивительные звуки. В большие праздники  они звучали не вразнобой, а удивительно гармонично, создавая   неповторимую единую мелодию. Звонари храмов  хорошо знали, в какой последовательности, с какой громкостью и интервалом должны звучать их колокола. Праздничный благовест  начинал самый большой, 500 — пудовый  колокол церкви Покрова Пресвятой Богородицы.  Он был украшен барельефами херувимов, а чуть ниже — фамилией купца, на чьи средства был отлит.   В его верхней части  был «барельефный лик строгого и прекрасного Ангела Великого Совета» и  «сильное и краткое веление: «Благовествуй земле радость велию…»  Эта надпись очень поразила и на всю жизнь осталась  в памяти первого русского нобелевского лауреата по литературе, в ту пору  юного гимназиста Ивана Бунина.

Вместе с одноклассниками он  часто поднимался на самый верх пятиярусной колокольни, чтобы посмотреть на город с высоты птичьего полета.   Не забылись с годами  ни звонарь, ни «предвечернее время весеннего дня, ясное небо в арках колокольни», ни  «та могучая дрожь, которой гудела вершина колокольни вместе со всеми нами, когда, после долгих раскачиваний била, Васька оглушал нас первым ударом, спугивал голубей со всех карнизов и уже весь отдавался любимому делу, утопая в звонком и непрерывном гудении меди. От этого гудения у нас верезжало в ушах, во всем теле; казалось, что вся колокольня с вершины до основания полна голосов, гула и пения. Не спуская глаз с мотающихся рук Васьки, стояли мы, охваченные восторгом перед гигантской силой звуков, замирая от захватывающей дух гордости, точно сами мы были участниками в возвышенном назначении колокола благовествовать радость.

Затерявшиеся в звуках, мы как будто сами носились по воздуху вместе с их разливающимися волнами и ждали только одного — чтобы поскорее ответил своим низким басом соборный колокол и чтобы Васька, в волнении соревнования, поднялся с лестницы во весь рост и уже изо всех сил ударил звонилом. Боже, какой трезвон начинался тогда /…/   и как мечтал я хоть когда-нибудь побыть на месте Васьки!»

Имя купца, чьим старанием был отлит колокол, Иван Алексеевич не запомнил, для него, дворянина, это было совсем неважно. Скорее всего, спустя годы, об этом знал и, может быть,  втайне гордился,  другой выдающийся сын елецкой земли, композитор Тихон Николаевич Хренников.  Это был его дальний родственник, ктитор храма,  богатый и благочестивый купец Иван Петрович Хренников. Немало пожертвовали в 1853 году на перестройку храма из-за появившихся в стенах трещин и другие  представители этой известной в городе фамилии — почетные граждане Ельца Сергей и Николай Петровичи Хренниковы. Их вклад – 3000 серебром, был самым крупным среди купечества.

Проект новой постройки  в  стиле позднего классицизма, по образцу Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге,  был выполнен харьковским архитектором Андреем Андреевичем Тоном, братом знаменитого зодчего.  13 лет ушло на стройку, зато и результат был отменным.

Покровский храм стал одним из самых больших и величественных в городе, а колокольня – самой высокой. С  её последнего  яруса  вокруг себя, по воспоминаниям юного Бунина, можно было увидеть « только лазурь да волнистую степь. Город, как пестрый план, лежал далеко под нами, маленький и скученный, а в сердцах у нас было то, что должны испытывать на полете ласточки».  Воспитанники казенной мужской гимназии на колокольню поднимались достаточно часто. Такая привилегия была  потому, что их учебное заведение  вместе с начальными городскими училищами и женской гимназией, числилось в Покровском приходе. По воспоминаниям Д.И. Нацкого, произошло это следующим образом:       

«В то время в гимназиях и других учебных заведениях было обязательно в праздничные и воскресные дни бывать у обедни, а под праздник – у всенощной, в царские дни тезоименитств тоже. Когда я учился в приготовительном и первых классах (1881 – 1882 гг.) мы, гимназисты, ходили в церковь, но без большой охоты. /…/ В соборе в то время служил /…/ протоиерей о. Николай Шубин. Он потребовал, чтобы гимназисты стояли не перед алтарём, где шла служба, а по другую сторону церкви. Директор гимназии не согласился, но переубедить Шубина не смог и гимназистов стали водить в Покровскую церковь, где специально для них стали служить всенощные и поздние обедни. Такой порядок соблюдался до 1918 года. Покровская церковь была одна из лучших: чисто, сухо, тепло, пел гимназический хор. Красив был главный иконостас в виде высокого портика, опирающегося на четыре золочёных колонны».  

Прихожанами Покровской церкви были, разумеется, и жители близлежащих домов.   Летом 1913 года здесь крестили последнего, десятого ребёнка супругов Хренниковых. Назвали мальчика в честь святителя Тихона Задонского, на поклонение к которому мать, незадолго до его зачатия,  ходила пешком. Да и храм, на который смотрели окна дома, тоже был тесно связан  с именем этого подвижника. Во второй половине  ХVIII века святитель, приезжая в Елец, останавливался обычно именно здесь, в церковной сторожке  у своего друга и единомышленника Косьмы  Ивановича Студеникина.  Бывший богач,  раздав своё имущество нуждающимся, стал в нём старостой.

Большая,  чудом сохранившаяся  фреска внутри храма, как раз и напоминает об этом.  Несомненно, когда-то её очень внимательно разглядывали,  как и все юные прихожане, и Хренниковы — младшие.

Вспоминая детские годы, Тихон Николаевич  в книге «Так это было…» писал: «Напротив нашего дома была церковь Покрова, старинная, большая, с великолепной колокольней. Мы всегда семьей ходили в эту церковь. В ней часто служил архиерей, а я ему прислуживал в качестве архиерейского костыльника. Как известно, он держит костыль архиерея, когда тот,  остановившись, благословляет кого-то или читает молитву. Костыльник, маленький мальчишка, ходит следом, облаченный в соответствующую одежду из парчи — стихарь. Все это я узнал на себе, будучи архиерейским костыльником. Я до сих пор знаю и помню все молитвы, службы, обедни, всенощную… На меня вообще необыкновенное впечатление производит колокольный звон. В детстве слаще для меня не было звуков. Помню, просыпаешься утром, в церкви Покрова  звонят к заутрене. Колокольный звон плывет густыми медленными волнами. У меня он всегда рождал ощущение какого-то большого счастья».   

  Пройдут годы, и после революции  отец композитора, Николай Иванович,  будет  в этой церкви  старостой. Вырастут и покинут отчий дом дети, но память о родном городе,  домашнем тепле и молитвах  в приходском  храме останутся в сердцах навсегда.

  Подтверждение тому – в  следующих словах Тихона Николаевича: «Для меня самое святое место на земле – мой родной и любимый город Елец. С ним связаны мои детство и юность. С ним связана жизнь самых дорогих и  милых моему сердцу людей. /…/ Здесь я вырос духовно и определил свое  отношение к окружающему миру».

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - og_og_1532841424269585892.jpg

Храм Покрова и сейчас стоит напротив хренниковского дома, теперь уже музея, композитора. Нет только  колокольни, рухнувшей из-за подмыва грунта в 60-е годы ХХ века, и оставшейся к тому времени без креста и колоколов.  Постепенно  усилиями неравнодушных горожан  на скромные пожертвования он начинает оживать, восстанавливаться из руин. В его стенах проходят службы, звучат песнопения, с временной звонницы слышны колокола. До былого благолепия еще далеко, но так хочется, чтобы поскорее настал тот день, когда появятся и новая высокая колокольня, и  большой колокол,  и станут явью бунинские строки рассказа «Над городом»:

« Я мысленно взбираюсь на колокольню и уже в свои руки беру веревку, привязанную к колокольному билу. Трудно раскачивать его, но нужно раскачивать сильнее, чтобы с первого же удара дрогнул воздух. А когда ответят другие колокола, нужно позабыться, затеряться в бурных звуках и хоть на мгновение поверить и напомнить людям, что «Бог не есть Бог мертвых, но живых»!

Posted in Елец старинный | Leave a comment

ВНИМАНИЕ!

Уважаемые жители и гости города!

График работы музея, в связи с проведением фестиваля Т.Н.Хренникова, изменен.

Posted in Новости, Объявление | Leave a comment

«Что за прелесть здешняя деревня!»

6 июня — Пушкинский день России

«Что за прелесть здешняя деревня!» — так выразил свои чувства Александр Сергеевич в письме П. Плетневу. Эти слова были адресованы селу Болдино Нижегородской губернии, которое поэт впервые увидел 3 сентября 1830 года. Приезд сюда был продиктован необходимостью привести в порядок «имущественные» дела перед женитьбой, а именно, вступить во владение частью деревни Кистенево, полученной от отца. Его взору предстали: одноэтажный дом, вотчинная контора, церковь с белой колокольней, темные избы, крытые соломой, небольшой пруд и золотое убранство осенних рощ. Но более всего впечатлило то, что кругом была бесконечная степь… В письме он так скажет об этом: «…вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает». Пушкин пробыл здесь дольше планируемого, почти три месяца, до конца ноября. Карантин из-за эпидемии холеры стал невольным виновником вынужденного уединения поэта, благодаря чему появились одни из лучших его произведений: две последние главы романа «Евгений Онегин», поэма «Домик в Коломне», пять «Повестей Белкина», «Маленькие трагедии», «История села Горюхина», «Сказка о попе и работнике его Балде», около тридцати стихотворений. вспоминая время, проведенное там, он признался: «…Я в Болдине писал, как давно уже не писал».


В настоящее время болдинская усадьба — Музей-заповедник А.С. Пушкина. Она относится к памятникам культуры федерального значения и является одним из важнейших мест, связанных с творчеством великого русского поэта. Здесь сохранился господский дом, лиственница напротив парадного крыльца, по преданию посаженная им самим, тенистые аллеи парка и роща «Лучинник», где он когда-то гулял.

Музей-заповедник А. С. Пушкина «Болдино» .
Герб рода Пушкиных.
Кабинет.
Рисунки поэта на рукописях.
Дом-музей А.С. Пушкина. Уголок интерьера.
Заповедный парк. Первый пруд.

Письменный стол с рукописью поэта.
Заповедный парк. «Беседка сказок»
Липовая аллея.
Горбатый мостик.
Портрет Н.Н. Пушкиной. Акварель А. Брюллова.
Заповедный парк. Первый пруд.
Заповедный парк. Старый колодец.
Заповедный парк. Вишневая аллея.
Вотчинная контора. Внешний вид.
Вотчинная контора. Уголок конторской комнаты.

Вотчинная контора.
Комната, где останавливался поэт в свой последний приезд.
Вотчинная контора.
Интерьер конторской комнаты.
Заповедная роща «Лучинник»
Дом-музей А.С. Пушкина. Зал.
Заповедный парк. Дерновая скамья.
Posted in Выставка | Leave a comment

«Нам — 35!»

4 июня филиалу Елецкого городского краеведческого музея литературно-мемориальному музею И.А. Бунина исполняется 35 лет. Много это или мало? Для человеческой жизни — это период расцвета, время, когда уже удается добиться чего-то и получить то, к чему стремился, время результативных и эффективных решений, потрясающих находок и открытий. Всё это верно и для музея, только он по-прежнему остается молодым и продолжает развиваться. Оглядываясь назад, понимаешь, что пройден немалый путь. Потребовались усилия многих людей на протяжении нескольких десятилетий, начиная с момента предложения об организации музея до его открытия, чтобы претворить в жизнь задуманное.

Небольшой мещанский дом с первоначально достаточно скромной экспозицией с годами постепенно превратился в один из самых посещаемых и востребованных туристических объектов не только Ельца, но и Липецкой области.

Сегодня бунинский музей хорошо знают не только в нашей стране, но и за рубежом. Число посетителей, давно перевалило за 600 000. Не менее впечатляет и список стран иностранных туристов: Австрия, Австралия, Алжир, Бразилия, Великобритания, Германия, Греция, Гондурас, Италия, Испания, Иран, Канада, Китай, Панама, Польша, США, Турция, Чехословакия, Франция, Финляндия, Шотландия, Эквадор, Япония, Южная Корея, Непал; Казахстан, Беларусь, Молдова, Украина, Эстония, Литва…

Но самыми дорогими посетителями являются для нас, конечно же, соотечественники. Они приезжают сюда из самых разных городов нашей необъятной Родины, чтобы не только узнать что-либо новое о любимом писателе, но и прикоснуться к частичке истории древнего города, воспетого на страницах книг первого русского Нобелевского лауреата по литературе.

Писатели и поэты, известные режиссеры и артисты,

буниноведы и театральные критики,

ученые и бизнесмены, другие гости города,

школьники и студенты,

переступая порог музея, попадают в дом, который, как замечают многие, «хранит дух Бунина».

По мнению большинства экскурсантов, здесь незримо ощущается его присутствие, становятся ближе и понятней многие строки замечательных произведений, воскресает давно минувшее прошлое той России, которую он хорошо знал и любил. А ещё возникает большое желание непременно перечитать его книги, или познакомиться с ними впервые.

Впечатление, что попадаешь в ХIХ век, необычайно усиливается во время театрализованных экскурсий «В гостях у мещанки А.О. Ростовцевой» и «Час из далекого прошлого». Их главные действующие лица, и особенно юный гимназист Иван Бунин, надолго остаются в памяти.

Posted in Выставка, Отзывы, Фотомоменты, Экскурсия | Leave a comment

«Северная столица»

27 мая 2023 года Санкт-Петербургу исполняется 320 лет.
Этот большой и красивый город, который нередко называют «северной столицей», в жизни и творчестве И.А. Бунина занимал особое место. Здесь писатель побывал более 40 раз. В петербургском журнале «Родина» увидели свет его первые стихотворения, а в знаменитом зале Кредитного общества состоялось дебютное выступление с чтением рассказа «На край света».
В «Автобиографической заметке» Бунин вспоминал: «В январе 1895 года, бросив службу, я впервые попал в Петербург, видел некоторых писателей, Михайловского, Кривенко, который отнесся ко мне с истинно-отеческой нежностью». В романе «Жизнь Арсеньева» первое впечатление от города воссоздано так:
«Петербург мне показался уже крайним севером. Извозчик мчал меня в сумрачной вьюге по необыкновенным для меня своей стройностью, высотой и одинаковостью улицам к Лиговке, к Николаевскому вокзалу. Был всего третий час, но круглые часы на казенной громаде вокзала уже светились сквозь вьюгу. Я остановился в двух шагах от него, в той стороне Лиговки, что идет вдоль канала. Тут было ужасно, – дровяные склады, извозчичьи постои, чайные, трактиры, портерные. В номерах, что посоветовал мне извозчик, я долго сидел, не раздеваясь, глядя с высоты шестого этажа в бесконечно грустное окно, в предвечернюю снежную муть, весь плывя от усталости, вагонной качки… Петербург! Я чувствовал это сильно: я в нем, весь окружен его темным и сложным, зловещим величием». И, тем не менее, город будущему нобелевскому лауреату понравился.

Со временем он стал для него местом полезных и приятных встреч. В популярных литературных салонах Бунин познакомился с известными писателями, критиками, издателями. Д.Н. Мамин-Сибиряк, Ф.Ф. Фидлер, С.Я. Елпатьевский, И.Ф. Анненский, В.Г. Короленко, К.М. Станюкович, К.С. Баранцевич, П.В. Засодимский, Ф.К. Сологуб — вот далеко не полный список тех, с кем довелось подружиться в северной столице. С приемной дочерью издательницы А.А. Давыдовой, Марией, будущей женой А.И. Куприна и ее подругами он неоднократно бывал на спектаклях прославленных петербургских театров: “Мариинки” и “Александринки”. 

Всероссийское литературное признание также пришло к нему в Петербурге. В 1903 и 1909 годах Иван Алексеевич был отмечен высшими литературными наградами Императорской Академии наук – Пушкинскими премиями; а, спустя несколько лет, за рецензии литературных трудов, представленных на премию имени А.С. Пушкина, ему были вручены золотые медали (1911, 1915 гг.). В 1909 году Императорская академия наук избрала писателя Почетным академиком по разряду изящной словесности.

До сегодняшнего дня город сохранил свою уникальность, неповторимый исторический облик. Если немного помечтать, то можно представить, что предстало бы взору Бунина спустя сто лет с его первого приезда сюда, правда, не зимой, а в летнее время. И это легко можно сделать, посмотрев следующие фотографии.

Петропавловская крепость.
Инженерный (Михайловский) замок.
Государственный Русский музей.
Государственный Эрмитаж.
Академия художеств.
Академия наук СССР.
Решетка Летнего сада.
Исаакиевский собор.
Арка Главного штаба.
Адмиралтейство.
Стрелка Васильевского острова.
Posted in Выставка | Leave a comment

«Современники И.А. Бунина: В.М. Васнецов»

(к 175-летию со дня рождения художника)

24 мая 1907 года, возвращаясь  из путешествия по Ближнему Востоку, Иван Алексеевич Бунин и Вера Николаевна Муромцева  проездом оказались в Киеве. В их распоряжении было всего несколько часов, которые можно было   потратить на осмотр города. 

Владимирский собор (начало ХХ века)

 И супруги решили  побывать в недавно построенном Владимирском соборе,   росписи которого были выполнены лучшими в ту пору художниками: Виктором Васнецовым, Михаилом Нестеровым, Михаилом Врубелем, Павлом Сведомским, Вильгельмом Котарбинским.   « Когда мы вошли в собор,— вспоминала Муромцева, — кончалась обедня, которую мы и достояли. Собор новый, — слишком все блестит и нет того страха Божьего, который я ощутила в Софийском».   Вера Николаевна, до этого видевшая храм и его внутреннее убранство по снимкам, не могла наглядеться на Богоматерь кисти Васнецова, восхищаясь «тонкостью овала лица и влекущими византийскими глазами».

«Богоматерь с младенцем»

Казалось, что Царица Небесная легко и неторопливо идет навстречу,  неся грешному миру своего Сына…   Её  бледное, озаренное внутренним светом лицо было необыкновенно прекрасно, а большие, полные печали и любви  глаза смотрели ласково и участливо.  Как выяснилось впоследствии,  этот удивительный образ художник создавал около двух лет  из 11, которые ушли у него на большую часть росписей этого великолепного храма.

Внимание же Бунина привлекла другая  васнецовская  работа: «Страшный Суд». Стоял он перед  ним очень долго.

«Страшный суд» (1885 — 1896 г.)

  Врезался в память и образ Бога-Отца, выполненный на одном из куполов.

«Бог Саваоф» (1885 — 1896 г.)

Вполне возможно, именно об этой фреске он упоминал в  стихотворении  «Саваоф», написанном  спустя год:

«Я помню сумрак каменных аркад,
В средине свет — и красный блеск атласа
В сквозном узоре старых царских врат,
Под золотой стеной иконостаса.
Я помню купол грубо-голубой:
Там Саваоф с простертыми руками,
Над скудною и темною толпой,
Царил меж звезд, повитых облаками».

  С творцом так понравившихся росписей,  Виктором Михайловичем Васнецовым,  писатель был  знаком хорошо.    Встречались   на заседаниях литературно-художественного кружка «Среда»,  Москве и Ялте в 1900 году.

Художник русского народа судьба Виктора Васнецова, фото № 38
«Северная земля» (1899 г.)

За талант и художественное мастерство он называл его и младшего брата Аполлинария, уроженцев Вятской губернии,    русскими самородками и ставил в один ряд с Ломоносовым и Шаляпиным.  Стоит отметить, что Бунин  очень хорошо разбирался в живописи,  интересовался этим искусством, имел множество знакомств с мастерами кисти, среди которых, помимо братьев Васнецовых,  были Нестеров,  Коровин, Репин, Поленов, Левитан. Не прошла  бесследно и многолетняя дружба с одесскими художниками:  Буковецким, Костанди, Куровским и др. Как писал его друг, художник и беллетрист П.А. Нилус, «своих друзей-художников Бунин слегка побаивался: уж очень они решительно нападали на него за неумение отличать оттенки цветов, и с большим вниманием прислушивался к их бесконечным разговорам о природе, искусстве. Нужно сказать, что художники любят вслух выражать свои впечатления, и тут — то Бунин особенно живо понял, что небо и море не только голубого цвета, что есть теплые и холодные тона, что небо отражается не только на крышах и в воде, но облекает все предметы своим отражением, что луна бывает серебряной, и золотой, и красноватой, а ночное небо зеленоватым,  и розоватым, и золотистым, и что солнце и луна насыщают светом испарений воздух, землю…»  

«Затишье» (1881 г.)

 Общение с ними научило его обращать внимание на множество цветов и их оттенков и уметь описывать их.

 О том, как это непросто,  Иван Алексеевич  говорил: «Я всю жизнь испытываю муки Тантала. Всю жизнь страдаю от того, что не могу выразить того, что хочется… как сказать обо всей этой красоте, как передать эти краски, за этим жёлтым лесом дубы, их цвет, от которого изменяется окраска неба…»  И тем большее восхищение испытывал перед полотнами  настоящих мастеров.   Картины Васнецова были особенно созвучны его мировосприятию.

«Нищие- певцы (Богомольцы)» (1873 г.)

Пейзажные зарисовки или сюжеты из народной жизни трогали  реалистичностью изображения, будили воспоминания детства. Бунин, так же, как и Васнецов, мог сказать:

«… если все припоминать, все лица, с которыми встречался и жил, так всех подробностей наберется бесконечная вереница — придется вспомнить и детские годы, как я жил в селе среди мужиков и баб и любил их не «народнически», а попросту, как своих друзей и приятелей, — слушал их песни и сказки…».

 Еще больше привлекали Ивана Алексеевича исторические, былинные сюжеты картин художника.

   11 марта 1900 года  Валерий Брюсов записал в дневнике: «В Москве опять был Бунин. Заходил ко мне. Потом я был у него в каких-то странных допотопных меблированных комнатах с допотопными услужающими. Бунин только что вернулся с Михеевым от Васнецова. Восторгались оба безумно его новой картиной «Баян».  

«Баян» (1910 г.)

Бунин, смолоду  плененный  «Словом о полку Игореве», и даже посетивший места сражений Игорева войска, увидел на полотне  удивительный по убедительности и силе эпизод  древнерусской истории.   Художник смог как нельзя лучше  передать навеянную «Словом» обстановку, состояние природы и людей.  Это и высокий холм, на котором во время тризны собравшиеся воины  слушают древнее предание из уст седовласого гусляра ;  и их сосредоточенные, суровые лица; и низкое серое небо с гонящими ветром облаками,  и едва  заметная  вдали  река…   Более того, главное действующее лицо, Баян  – княжеский певец и сказитель,  также упоминался в «Слове о полку Игореве».

Подобное сильное впечатление произвела на Бунина и  другая картина Васнецова «Витязь на распутье». Итогом стало появление стихотворения  «На распутье» («На распутье в диком древнем поле…») в 1900 году.

  Критик Стасов  описал эту картину Васнецова так: «Витязь» его принадлежит к лучшему, что он до сих пор сделал. Это род тяжелого, немножко неуклюжего (как и следует) Руслана, раздумывающего о своей дороге на поле битвы, где валяющиеся на земле кости и черепа поросли «травой забвения». Большой с надписью камень, торчащий из земли, богатырский конь, грузный, лохматый, ничуть не идеальный и в самом деле исторический, такой, на каких должны были ездить Ильи Муромцы и Добрыни и которых найдешь сколько угодно даже и до сих пор по России, унылость во всем поле, красная полоска зари на дальнем горизонте, солнце, играющее на верхушке шлема, богатые азиатские доспехи на самом витязе, его задумчивый вид и опустившаяся на седле фигура — все это вместе составляет картину с сильным историческим настроением».

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - image-5961-1651261788.jpeg
«Витязь на распутье» 1882 г.

 О надписи на камне  Виктор Михайлович в письме от 5 ноября 1898 года к   В.В. Стасову пояснял: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стёр частью».   А вот Бунин строки, пропущенные на картине Васнецова,  изменяет по-своему, выражая мысль об опасности любого из возможных направлений:

«На распутье люди начертали
Роковую надпись: «Путь прямой
Много бед готовит, и едва ли
Ты по нем воротишься домой.
Путь направо без коня оставит —
Побредешь один и сир, и наг, —
А того, кто влево путь направит,
Встретит смерть в незнаемых полях…
»

 В первых числах октября 1900 года, когда стихотворение «На распутье» готовилось к печати в «Книжках «Недели»,  автор в письме к М.О. Меньшикову просил  указать посвящение его В.М. Васнецову. По техническим причинам сделать это оказалось невозможно, и только 5 января 1903 года в вышедшем  в издательстве «Знания» 2 томе сочинений Бунина  оно появилось с посвящением художнику.

«После побоища Игоря Святославича с половцами»

Созвучность поэзии Бунина полотнам Васнецова не осталась незамеченной современниками.   Литературный критик  Ю. Айхенвальд писал  : «Так сочетается в Бунине прошедшее и настоящее, что даже природа лежит перед ним не  только теперешняя, но и  старая, сказочная – такая,  какой она была тогда, когда мелколесьем скакал древний князь  и сорока нагадала ему смерть его сына, когда «солнце мутное  Жар-Птицей  горело в дебрях вековых», и ковыль расстилался перед полком Игоревым, и воткнутое в курган торчало копьё мертвого богатыря, и Баба-Яга ругала себя… вся эта стихия Васнецова близка и Бунину».

Художник-славянист Васнецов Виктор Михайлович, ч.1
«Сказка» (1880 г.)

  Обращался  Бунин к Васнецову и по поводу  оформления своих книг.

   Уделявший этому пристальное  внимание,  включая качество бумаги, шрифт,  рисунки, и выступая за строгость и простоту, он  полагал, что текст и иллюстрация должны составлять определенную целостность.   В этом плане интересен фрагмент его письма В.Я. Брюсову 4 октября 1900 года.  Иван Алексеевич, извиняясь, что из-за неотложных дел не смог подготовить   рукопись сборника «Листопад» для издания «Скорпионами» «в надлежащем виде», сообщал: « Мы говорили с Сергеем  Александровичем Поляковым, и он дал мне право делать поправки в корректуре и даже перемещения. /…/ Относительно рисунка на обложку /…/  предлагает выбрать из Васнецова заставку. Сообщите мне, какую выберете, а я выпрошу у Васнецова».  

Уже одна эта последняя фраза красноречиво говорит о дружеских отношениях поэта и художника.  Симпатия, уважение и искреннее восхищение  даром слова как нельзя лучше передает и телеграмма  Васнецова  осенью 1912 года, когда отмечалось 25-летие литературной деятельности Бунина:  

Н. Кузнецов Портрет В.М. Васнецова. 1891 г.

«От души поздравляю  Вас с праздником Вашего юбилея дай Вам Бог здоровья и сил долго и долго радовать и утешать нас Вашими стихами и рассказами».  

И тогда же Л. Клод в статье «Певцу Листопада», посвященной юбиляру в газете «Саратовский вестник» (№ 237) написал:

«Тонко и проникновенно рисует он пейзаж родного края – просто и тепло, как Левитан,  /…/ захватывая, как Нестеров, молитвенной сосредоточенностью, /…/ как Васнецов, заставляя проникнуться вещим духом сказки. /…/

Краски Бунина ярки, ясен и четок рисунок – настолько, что слово местами прямо граничит с живописью».

Как и бунинское, творчество Васнецова было глубоко национальным, пронизано народной поэзией, близко и понятно каждому.  М.В. Нестеров писал: «В.М. Васнецов был истинным художником и никем и ничем иным быть он не мог… И то, что оставил нам Васнецов в наследство, не всякому удается оставить …»

 Сам же Виктор Михайлович считал:

Viktor_Vasnetsov_-_Богатыри_-_Google_Art_Project.jpg
«Богатыри» 1881 — 1898 г.

 «Мы только тогда и внесём свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, когда все силы свои устремим на развитие своего родного искусства…изобразим и выразим красоту, мощь, смысл родных наших образов, нашей русской природы и человека, нашей настоящей жизни и нашего прошлого, наши грёзы, нашу веру и сумеем в своём, истинно национальном, отразить вечное, непреходящее».

Posted in Современники И.А. Бунина | Leave a comment

Видео-выставка «Подвиг ваш бессмертен…»


9 мая 1945 года… Долгих четыре года, ценой миллионов жизней советских людей была завоевана Победа над фашистской нечистью.  Героизм, мужество, отвага и самопожертвование солдат и офицеров на полях жестоких сражений остались и по-прежнему живы в воспоминаниях очевидцев, в военной кинохронике и художественных фильмах, литературных произведениях и в живописи. Предлагаем вашему вниманию виртуальную выставку картин разных художников, посвященных Великой Отечественной войне.

Posted in Выставка | Leave a comment