1 апреля 2024 года исполняется 215 лет со дня рождения
классика русской литературы, писателя, драматурга, публициста, критика

Николая Васильевича Гоголя.
Гениальный мастер поэтического слова создал поистине великие произведения, покоряющие глубиной и правдивостью своих образов, силой творческого обобщения жизни, художественным совершенством. Вспоминая детские годы, первое знакомство с книгами, Иван Алексеевич Бунин в романе «Жизнь Арсеньева» писал:
«У Гоголя необыкновенное впечатление произвели на меня «Старосветские помещики» и «Страшная месть.» Какие незабвенные строки! Как дивно звучат они для меня и до сих пор, с детства войдя в меня без возврата, тоже оказавшись в числе того самого важного, из чего образовался мой, как выражался Гоголь, «жизненный состав.»
Эти «поющие двери», этот «прекрасный» летний дождь, который «роскошно» шумит по саду, эти дикие коты, обитавшие за садом в лесу, где «старые древесные стволы были закрыты разросшимся орешником и походили на мохнатые лапы голубей…» А «Страшная месть»! /…/
«Страшная месть» пробудила в моей душе то высокое чувство, которое вложено в каждую душу и будет жить вовеки – чувство священнейшей законности возмездия, священнейшей необходимости конечного торжества добра над злом и предельной беспощадности, с которой в свой срок зло карается».
Потом, конечно, Бунин прочел и другие его произведения, в числе которых были и «Вечера на хуторе близ Диканьки», и “Мертвые души». Последнее творение Николая Васильевича входит в школьную программу, и каждый ученик, знакомясь с ним, по — своему представляет себе гоголевских персонажей: Чичикова и Коробочку, Манилова и Собакевича, Ноздрёва и Плюшкина.
Наверное, в этом и проявилось в большей степени особенное свойство гоголевского таланта — сделать образ максимально наглядным, оживить в воображении читателя. Благодаря этому «Мёртвые души» особенно притягательны для художников, хотя сам автор не хотел издавать поэму с какими бы то ни было иллюстрациями.
На нашей виртуальной выставке представлены работы известного художника Алексея Михайловича Лаптева, который создал около двухсот иллюстраций к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
Он выполнил свою задачу в лучших реалистических традициях, с редкостной добросовестностью, уверенным мастерством и большой любовью к писателю.
Также предлагаем посмотреть фотографии писателя разных лет из архива Государственного Литературного музея.

Гоголь читает «Ревизора» 5 ноября 1851 г. в доме на Суворовском бульваре в Москве.

Петербург. Садовая улица. Литография 1-й пол. XIX века.
А.С. Пушкин у Н.В. Гоголя. Гравюра с картины М. Клодта. 1887 г.
«Арабески». Титульный лист первого издания.

Н.В. Гоголь слушает кобзаря. Картина художника В.А. Волкова. 1892 г.

Здание гимназии высших наук в Нежине. Литография 1830-х гг. Здесь в 1821-1828 гг. учился Н.В. Гоголь.

Н.В. Гоголь. Гравюра на стали с автолитографии А. Венецианова. 1834 г.
«Тарас Бульба». Казнь Остапа. Художник М. Дерегус. 1952 г.

Н.В. Гоголь. Литография с портрета работы А. Иванова. 1841 г.
Н.В. Гоголь и В.А. Жуковский в Летнем саду. Рисунок В. Серова. 1900-е гг.

Дом в Васильевке. Акварель Н.В. Гоголя.
Мать писателя, Мария Ивановна Гоголь-Яновская.

Дом в Риме, где жил Н.В. Гоголь в 1838-1842 гг. На доме мемориальная доска.

Москва. Театральная площадь.
«Ревизор». Из немой сцены.
Н.В. Гоголь. Рисунок А. Иванова. 1841 г.

«Мертвые души». Чичиков и Собакевич. Гравюра по рисунку А. Агина. 1846 г.
Н.В. Гоголь. Автопортрет и автограф.
Иллюстрации к поэме Н.В. Гоголь. «Мертвые души»

«Въезд его не произвёл в городе совершенно никакого шума и не был сопровождён ничем особенным…»

«Приготовление к этой вечеринке заняло с лишком два часа времени, и здесь в приезжем оказалась такая внимательность к туалету, какой даже не везде видывано…»

«На взгляд он был человек видный; черты лица не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…»

«Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то сальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат головы несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов».

«Ноздрёв был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории».

«Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя».

«У одного из строений Чичиков скоро заметил какую-то фигуру… Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределённое, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины».

«А! вот он, Степан Пробка, вот тот богатырь, что в гвардию годился бы! Чай, все губерния исходил с топором за поясом и сапогами на плечах …»

… Веселится бурлацкая ватага, прощаясь с любовницами и женами, высокими, стройными, в монистах и лентах; хороводы, песни, кипит вся площадь…

«Чичиков вынул из кармана бумажку, положил её перед Иваном Антоновичем, которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас её книгою. Чичиков хотел было указать ему её, но Иван Антонович движением головы дал знать, что не нужно показывать».

«Покупки Чичикова сделались предметом разговоров. В городе пошли толки, мнения, рассуждения о том, выгодно ли покупать на вывод крестьян».

— Поверите ли, ваше превосходительство, — продолжал Ноздрев, — как сказал он мне: «Продай мертвых душ», — я так и лопнул со смеха.

— Как, неужели он и протопопше строил куры?
— Ах, Анна Григорьевна, пусть бы еще куры, это бы еще ничего…

А между тем героя нашего осенила вдохновеннейшая мысль, какая когда-либо приходила в человеческую голову. «Эх я Аким-простота, – сказал он сам в себе, – ищу рукавиц, а обе за поясом!»