Выпуск 5.
Игры, танцы, разговоры зачастую вечером прерывались приходом ряженых. Соседи и знакомые приходили в гости загримированными или в масках, да ещё и одетыми в несвойственную им одежду, чтобы сразу их не узнали.
При этом мужчины одевали женскую, а женщины – мужскую одежду. Также в Ельце любили «рядиться» цыганками, турками, гусарами, персами. Ряженые входили в дом с песнями, шутками, разыгрывали небольшие новогодние представления. Если кого-то из ряженых никто не мог «опознать», то это доставляло ему большое удовольствие и сильно разжигало любопытство присутствующих.
Кстати, ездить по соседям ряжеными, было одним из любимых развлечений сельской молодёжи. Подтверждением тому могут служить следующие бунинские строки из «Жизни Арсеньева»:
«… на второй день святок Виганды /…/ приехали, сразу наполнив весь дом своим шумным, немецким весельем, беспричинным смехом, шутками и всем тем особенно праздничным, что вносят гости в деревне зимой, с морозу сбрасывая в прихожей пахучие холодные шубы, ботики и валенки.
А вечером подъехали и другие гости, и все, кроме старших, решили, конечно, ехать по соседним усадьбам ряжеными.
Шумно нарядились во что попало – больше всего мужиками и бабами, — мне круто завили, набелили и нарумянили лицо, подрисовали неизменной жжёной пробкой неизменные чёрные усики, — и гурьбой высыпали на крыльцо, возле которого уже стояло в темноте несколько саней и розвальней, расселись и, смеясь, крича, под звон колокольчиков шибко понеслись через свежие сугробы со двора».
Говоря о святочных развлечениях невозможно не упомянуть и о гаданиях на предстоящий год, столь любимых девушками на выданье.
В Ельце потенциальные невесты вечером бросали за ворота валенок или старый туфель: в какую сторону ляжет носом – оттуда жди сватов.
Ложась спать, клали гребёнку под подушку, — будущий жених мог присниться.
Собравшись компанией, шли поздно вечером в курятник, хватали первых попавшихся спящих кур и приносили в дом, где на полу стояли миски с зерном, золой и водой, зеркало.
По поведению птицы делали выводы: зерно клюёт – будет богатый жених, воду пьёт – любитель выпить, в зеркало посмотрит – щёголь или мот, полезет в золу – жди в замужестве бедности. А кто из курятника возвращался с петухом – смело мог ждать суженого-военного.
Загадывая желание, ходили во двор считать дрова в поленнице: «чёт» или «нечёт», — соответственно «да» или «нет»; а по вытащенному наугад с закрытыми глазами полену, предполагали характер будущего супруга или свекрови: без сучков, гладкое и ровное – спокойный, уравновешенный и наоборот.
Люди постарше тоже в это время могли погадать на будущее, хотя бы с помощью «Круга царя Соломона».
«…я вам погадаю, захватил листочек справедливый. Он уж не обманет, а скажет в самый раз. Сам царь Соломон премудрый! Со старины так гадают. Нонче не грех гадать. И волхвы гадатели ко Христу были допущены. Так и установлено, чтобы один раз в году человеку судьба открывалась. /…/
Он разглаживает на столе сероватый лист, на котором нарисован кружок, с лицом, как у месяца, а от кружка белые и серые лучики к краям: в конце каждого стоят цифры. Горкин берёт хлебца и скатывает шарик.
-А ну, чего скажет гадателю сам святой царь Соломон?.. загадывай, кто чего.. .
Катышек прыгает по лицу царя Соломона и скатывается по лучику. /…/
— На пятерик упал. Поглядим на задок, что написано?..»
И. Шмелёв. Лето Господне.
Каждой цифре на листе соответствовало какое-либо изречение мудрого царя, например:
«Да не увлекает тебя негодница ресницами своими»,
«Благонравная жена приобретает славу»,
«Береги себя от жены другого, ибо стези ея к мертвецам»,
«Язык глупого погибель для него»,
«Не уклоняйся ни направо, ни налево»,
«Кнут – на коня, а палка – на глупца»,
«Сварливая жена как сточная труба»,
«Не давай дремать глазам твоим».
Новогодние праздники заканчивались в крещенский сочельник, когда уже была разобрана и вынесена из дома во двор новогодняя ёлка, все не ели до «первой звезды», а после ночной службы шли с крестным ходом на местную «Иордань», то есть на реку к специально сделанной проруби в виде креста под белым шатром. И тогда многие верующие, а также «грешные и смелые люди считали своею непременной обязанностью трижды окунуться в прорубь и смыть с себя тяжкие грехи святочных игр, ряжения и маски».
Вот так в конце XIX – начале XX века отмечали ельчане начало нового года, стараясь хотя бы немного отдохнуть от ежедневных забот и хлопот, ведь впереди были долгие дни напряжённого труда, когда всё чаще вспоминалась поговорка: «Делу – время, потехе – час».