Новый год в старину.

Выпуск 5.

Игры, танцы, разговоры зачастую вечером прерывались приходом ряженых.  Соседи и знакомые приходили в гости загримированными  или в масках, да ещё и одетыми в несвойственную им одежду, чтобы сразу их не узнали.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 15bfbea38928fe56a6fd3eb8bf19caf3b2ba99297614276.jpg

При этом мужчины одевали женскую, а женщины – мужскую одежду. Также   в Ельце любили    «рядиться» цыганками, турками, гусарами, персами. Ряженые входили в дом с песнями, шутками, разыгрывали небольшие новогодние представления. Если кого-то из ряженых никто не мог «опознать», то это доставляло ему большое удовольствие и сильно разжигало любопытство присутствующих.

Кстати, ездить по соседям ряжеными, было одним из любимых развлечений сельской молодёжи. Подтверждением тому могут служить следующие бунинские строки из «Жизни Арсеньева»:

«… на второй день святок Виганды /…/ приехали, сразу наполнив весь дом своим шумным, немецким весельем, беспричинным смехом, шутками и всем тем особенно праздничным, что вносят гости в деревне  зимой, с морозу сбрасывая в прихожей пахучие холодные шубы, ботики и валенки.

А вечером подъехали и другие гости, и все, кроме старших, решили, конечно, ехать по соседним усадьбам ряжеными.

Эрельман О. Катание на санях

Шумно нарядились во что попало – больше всего мужиками и бабами, — мне круто завили,  набелили и нарумянили лицо, подрисовали неизменной жжёной пробкой неизменные чёрные усики, — и гурьбой высыпали на крыльцо, возле которого уже стояло в темноте несколько саней и розвальней, расселись и, смеясь, крича, под звон колокольчиков шибко понеслись через свежие сугробы со двора».

Говоря о святочных развлечениях невозможно не упомянуть  и о гаданиях на предстоящий год, столь любимых девушками на выданье.

В Ельце потенциальные невесты вечером бросали за ворота валенок или старый туфель: в какую сторону ляжет носом – оттуда жди сватов.

Ложась спать, клали гребёнку под подушку, — будущий жених мог присниться.

Собравшись компанией, шли поздно вечером в курятник, хватали первых попавшихся спящих кур и приносили в дом, где на полу стояли миски с зерном, золой и водой,  зеркало.

Маковский К. Святочные гадания.

По поведению  птицы делали выводы: зерно клюёт – будет богатый жених, воду пьёт – любитель выпить, в зеркало посмотрит – щёголь или мот, полезет в золу – жди в замужестве бедности. А кто из курятника возвращался с петухом – смело  мог ждать суженого-военного.

Загадывая желание, ходили во двор считать дрова в поленнице: «чёт» или «нечёт»,  —  соответственно «да» или «нет»;  а по вытащенному наугад с закрытыми глазами полену, предполагали характер будущего супруга или свекрови: без сучков, гладкое и ровное – спокойный, уравновешенный и наоборот.

Люди постарше тоже в это время могли погадать на будущее, хотя бы с помощью «Круга царя Соломона».

«…я вам погадаю, захватил листочек справедливый. Он уж не обманет, а скажет в самый раз. Сам царь Соломон премудрый! Со старины так гадают. Нонче не грех гадать. И волхвы гадатели ко Христу были допущены. Так и установлено, чтобы один раз в году человеку судьба открывалась. /…/

Круг царя Соломона

Он разглаживает на столе сероватый лист, на котором нарисован кружок, с лицом, как у месяца, а от кружка белые и серые лучики к краям: в конце каждого стоят цифры. Горкин берёт хлебца и скатывает шарик.

-А ну, чего скажет гадателю сам святой царь Соломон?.. загадывай, кто чего.. .
Катышек прыгает по лицу царя Соломона и скатывается по лучику. /…/
— На пятерик упал. Поглядим на задок, что написано?..»

И. Шмелёв. Лето Господне.

Каждой цифре на листе соответствовало какое-либо изречение мудрого царя, например:

«Да не увлекает тебя негодница ресницами своими»,
«Благонравная жена приобретает славу»,
«Береги себя от жены другого, ибо стези ея к мертвецам»,


«Язык глупого погибель для него»,
«Не уклоняйся ни направо, ни налево»,
«Кнут – на коня, а палка – на глупца»,
«Сварливая жена как сточная труба»,
«Не давай дремать глазам твоим».

Новогодние праздники заканчивались в крещенский сочельник, когда уже была разобрана и вынесена из дома во двор новогодняя ёлка,  все не ели до «первой звезды», а после ночной службы шли с крестным ходом на местную «Иордань», то есть на реку к специально сделанной проруби в виде креста под белым шатром. И тогда многие  верующие, а также «грешные и смелые люди считали своею непременной обязанностью трижды окунуться в прорубь и смыть с себя тяжкие грехи святочных игр,  ряжения  и маски».

Вот так в конце XIX – начале XX века отмечали  ельчане  начало нового года, стараясь хотя бы  немного отдохнуть от ежедневных забот и хлопот, ведь впереди были  долгие дни  напряжённого труда, когда всё чаще вспоминалась поговорка: «Делу – время, потехе – час».

Елец старинныйPermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *