«Прекрасны женщины во все времена»

Блондинки и брюнетки, стройные и дородные, высокие и миниатюрные – эталон женской красоты менялся в каждую эпоху.  Но неизменно ценились в представительницах прекрасного пола ум, доброе сердце и открытая душа, богатый внутренний мир и умение заботиться о других.

Какими же были они, привлекательные женщины, в истории человечества?

  Глядя на портреты красавиц прошлых веков, современники недоуменно пожмут плечами, подивившись «вкусам» и стандартам красоты давно минувших дней…

Помня о том, что о вкусах не спорят, давайте просто полюбуемся на очаровательных женщин разных эпох, народов, национальности, возрастов, социального и семейного положения.  Нежные, гордые, кокетливые, строгие, загадочные, милые…  Такими увидели запечатлевшие их художники, такими они притягивали восхищенные взгляды зрителей в свое время и продолжают притягивать до сих пор.

***

Спокойный взор, подобный взору лани,
И все, что в нем так нежно я любил,
Я до сих пор в печали не забыл,
Но образ твой теперь уже в тумане.

А будут дни — угаснет и печаль,
И засинеет сон воспоминанья,
Где нет уже ни счастья, ни страданья,
А только всепрощающая даль.

Иван Бунин 1901г.

Портрет дочери Ольги (в замужестве Шретер) написан художником на родине в Уфе, в саду своего дома при заходящем солнце.
Стройная девушка в костюме для верховой езды (амазонке) стоит на берегу реки Белой, на фоне светлого пейзажа. Портрет дочери – воплощение представлений живописца об идеале женщины, о внутренней душевной красоте, родственной спокойному элегичному вечернему пейзажу.

 По словам писателя Н.В. Гоголя, на картине предстает «женщина страстная, сверкающая, южная, итальянская, во всей красоте полудня, мощная, крепкая, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты, — прекрасная, как женщина».
Считается, что моделью художнику послужила графиня Юлия Павловна Самойлова, урожденная Пален (1803 — 1875).

Картина «Девушка, собирающая виноград» была написана Карлом Брюлловым после посещения Италии. В одном из итальянских местечек близ Неаполя художник подсмотрел сцену, которая вдохновила его на написание полотна, впоследствии признанного шедевром русской и мировой живописи. В Италии Брюллов занимался совершенствованием своего мастерства и искал вдохновение в обычных повседневных сценах, которые могли бы показаться зрителю понятными и оттого наделёнными чарующей силой.
В центре сюжета картины — итальянка, которая встала на цыпочки, чтобы дотянуться до винограда. Сцену с девушкой легко принять за символический танец, ведь её поза так грациозна и изящна.

Героиня картины — баронесса Галина Владимировна Адеркас, была в то время студенткой первого курса медицинского факультета. На портрете она выглядит намного старше и внушительнее, чем была на самом деле. Истинно русская женщина в изобилии! Она буквально пышет здоровьем и дородностью.

В этом портрете великолепное мастерство акварельной техники позволило художнику воплотить, казалось бы, невыразимое очарование и нежность облика молодой женщины.

Будучи натурой глубоко артистичной, художник Карл Брюллов чувствовал себя скованным, когда брался за официальные заказы и писал людей ему несимпатичных. Познакомившись же с сёстрами Шишмарёвыми, он не мог не оценить их прелести. 
На первый взгляд они кажутся похожими, но если приглядеться, то видно их различие. Обе молодые девушки брюнетки, милые, грациозные с тонкими талиями и красивыми тонкими руками. От них как бы веет весельем и радостью.

Авдулина Екатерина Сергеевна (1788-1832) — внучка купца-миллионера Саввы Яковлева и дочь С.С.Яковлева, действительного статского советника и кавалера нескольких орденов.
 Портрет этот — одно из самых поэтических созданий Ореста Кипренского. Художнику блестяще удалось передать богатый внутренний мир своей модели. 

Портрет обаятельной румяной девушки, привлекающей внимание своей свежестью и кокетливым взглядом. Художнику позирует старшая дочь генерала Арсеньева Н. Д. — Екатерина Николаевна Арсеньева. Она воспитанница общества благородных девиц при Смольном.
Это очарование юности прекрасно передано Боровиковским. У Екатерины совершенно русский, славянский облик — милый овал с ямочками, вздернутый носик, белая кожа и румяные щеки, как говорится «кровь с молоком».
Чувствуется и яркий характер героини – веселость и дерзость, озорство и кокетство, своенравие и жизнелюбие.
В своей работе Боровиковский как всегда виртуозно, легкими мазками передает общее настроение портрета – молодость, нежность, привлекательность юной девушки и искренность ее чувств.

Картина «Девушка с бураком» была написана художником Венециановым не позднее 1824 года. Она пополнила
лучшую часть его художественного наследия — портреты простых крестьянок. В них художник стремился прежде всего раскрыть человечность и внутренние достоинства обычной русской женщины.
На портрете «Девушка с бураком» Алексей Гаврилович изобразил обычную девушку с типично русским лицом и правильными чертами. Сдвинутые брови, немного сжатые губы и пристальный внимательный взгляд отражают цельность и стойкость натуры, сильный характер.

Этот портрет простой девушки является одним из лучших в русской живописи. Венецианов смог передать красоту души молодой крестьянки, не приукрашивая ее и не создавая приторно-пасторальной картинки. Его «Девушка с васильками» являет собой образ чистый и искренний, наполненный поэзией и светом.

В картине „Дама с фазанами“ художнику Машкову удалось создать обобщенный образ, близкий тому типу „красавиц“, который сложился в городском мещанском лубке в начале ХХ века.

 Одна из последних работ великого художника. 
Сюжет старейшего русского литературного произведения приобретает на картине особое значение.
Перову блестяще удалось передать отчаяние, внутреннее напряжение и робкую надежду молодой женщины. Ярославна готова взмыть в небо, чтобы лететь на помощь любимому князю. 

Это полотно принадлежит к лучшим портретным работам Рубенса.
Портрет девушки выполнен по рисунку, написанному с натуры. Существует предположение, что черты лица камеристки сходны с обликом рано умершей дочери Рубенса — Клары-Серены.

 Великолепная работа, отличающаяся ярко выраженной  импрессионистической манерой, была написана предположительно с Альфонсины Фурнез, дочери владельца ресторана Фурнез.
Образ девушки, воссозданный на полотне, отличается хрупкостью, свежестью и нежностью. 

Крупнейший представитель французского импрессионизма — художник Пьер Огюст Ренуар. Его женские образы полны очарования и непосредственности. Блестящим примером является портрет актрисы театра «Комеди Франсез» Жанны Самари. 

Портрет инфанты Каталины Микаэлы (дочери короля Испании Филиппа II от третьего брака), написанный до 1585 года, выполнен испанским художником, официальным придворным портретистом.
Каталина родила 10 детей и была большую часть семейной жизни на сносях. Она умерла в возрасте 30 лет 6 ноября 1597 года в Турине от осложнений, вызванных преждевременными родами через год после рождения своего последнего ребёнка.

Испанский живописец и гравер Франсиско де Гойя — один из первых и наиболее ярких мастеров искусства эпохи романтизма. Будучи придворным художником короля, он неоднократно писал портреты венценосной семьи и высшую аристократию. 
Портрет Антонии Сарате — это воплощенная мечта художника о прекрасном, дивное сочетание духовности и красоты. 

Картина написана по заказу самой Жозефины для Мальмезона.
Жозефина изображена в полный рост, сидящей на софе, на фоне открытой террасы Мальмезонского дворца, как бы отдыхающей после прогулки. Белое платье в «античном» стиле подчеркивает грациозность ее фигуры и непринужденность позы. 

Жозефина Фридрихс, урожденная Мерсье (1778 — 1824 гг.)
Фаворитка великого князя Константина Павловича Романова, с 1816 года после пожалования российского дворянства именовалась Ульяной Михайловной Александровой.

Настоящее имя графини – Габриэль Анна де Систерн де Куртира, виконтесса де Сен-Марс. 
У молодой дамы правильные черты лица, холеные белые руки идеальной формы. Она, возможно, чуть полновата по современным меркам, но ее внешность вполне соответствует стандартам красоты ее времени. При всем при этом у нее умный и проницательный взгляд, так что, даже не зная, кем была графиня, становится ясно, что ее нельзя оценивать лишь как пустую светскую красотку.

Курсистка – это учащаяся высшего женского учебного заведения конца ХIХ — начала ХХ века. Портрет привлекает жизненной правдой, простотой, убедительностью характеристики несколько смущенной, застенчивой девушки-подростка, в облике которой – духовная чистота и непосредственность.

Парадный женский портрет был одним из самых распространенных в русской и западно-европейской живописи второй половины ХIХ века. Как правило, изображал светских красавиц. И, хотя репинский портрет сделан по всем правилам европейской парадной картины, его отличает поразительный дар художника передать главную «идею» эпохи в частных судьбах и характерах людей. 
В портрете графини Наталии Головиной выразительный профиль статной дамы становится еще более привлекательным благодаря быстрым и легким прикосновениям кисти, виртуозно передающим фактуру розового платья и накидки с горностаевым мехом.

“Портрет Надежды Жданович за фортепиано” был написан художником, когда он уже был в зените славы. На картине изображена младшая сестра лучшего друга и сослуживца Федотова.
Во взгляде героини – недоверчивость, но и желание знакомства, неуверенность и стремление поскорее “улететь” во взрослый мир. Перед зрителем предстает юная девушка в самом начале своего жизненного пути. Такой юной и живой она будет всегда, благодаря мастерству исполнения художника.

В 1770-е годы художник Дмитрий Левицкий создал серию портретов лучших учениц Смольного института по заказу Екатерины II. Всех девушек он написал в полный рост и натуральную величину.
Когда художник писал Борщёву, ей было 17-18 лет, она училась в выпускном классе. Наталья была одной из лучших танцовщиц своего курса, это Левицкий и отразил в портрете. Вероятно, на девушке бальное платье, в котором она танцевала на балу в Смольном институте. 

  Одним из самых модных портретистов конца XIX – начала ХХ века был Валентин Серов. Знатные аристократки выстраивались к нему в очередь, несмотря на то, что он был и самым беспощадным художником – если ему не нравилась модель, он превращал ее портрет практически в шарж, хотя во многих случаях заказчики об этом не догадывались.
На портрете изображена представительница высшего света, которая слыла самой модной дамой Петербурга, в роскошном наряде, во всем блеске и великолепии своей красоты.
    Художник запечатлел Орлову в момент ее сборов на очередной бал.

ВыставкаPermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *