«Природа и фантазия»

Поэтесса Галина Кузнецова, вспоминая одну  прогулку  в Грассе с Буниным, записала в дневнике:

«… Шли по парку, полному пальм, кактусов самой разнообразной формы, похожих то на гигантских инфузорий, то на пресмыкающихся, то на толстые зелёные подошвы, утыканные иглами. Восхищались великолепными агавами, имеющими форму громадных роз или тюльпанов зелёного цвета.

Я остановила Ивана Алексеевича у кустов мелких красных роз, свисавших сверху гибкими ветками. Он посмотрел и сказал: «Я /…/ всю жизнь отстранялся от любви к цветам. Чувствовал, что, если поддамся, буду мучеником. Ведь я вот просто взгляну на них и уже страдаю: что мне делать с их нежной, прелестной красотой? Что сказать о них? Ничего ведь все равно не выразишь!»

А  ещё  раньше, в разговоре о том, как рождаются рассказы,   признался, что  почти всегда начинаются они с природы, какой-нибудь картины, мелькнувшей в мозгу, часто обрывка . Мысли и переживания писателя, его впечатления и раздумья оживали на страницах его произведений, но толчком к их созданию становилась какая-нибудь запомнившаяся картинка природы или эпизод из повседневной жизни.

 Увидеть  и заметить необычное и интересное там,  на что другие совершенно  не обратят внимания, могут только творческие и одаренные воображением люди. Валентин Катаев в книге «Трава забвения» упомянул об одном интересном эпизоде, характеризующем именно эту способность И.А. Бунина.

«Бунин в прекрасном, несколько саркастическом настроении. Он искоса смотрит на могучую даму, как бы прислушиваясь к шелковому треску ее корсета. /…/ делает рукой легкий жест, как будто бы издали проводит вокруг лица толстой дамы магический музыкальный овал. Все замирают, ожидая, что он скажет.

Так-с, — говорит он, делая указательным пальцем в воображаемом овале две запятушки кончиками вверх, в разные стороны. — Вам, Елена Васильевна, не хватает маленьких черных усиков, и вы вылитый… Петр Великий.

И вдруг мы все увидели лицо Петра».

Одаренный воображением человек — не всегда поэт, писатель, художник. Он может быть кем угодно по профессии. Отличают его только незаурядная фантазия, изобретательность и художественный вкус. И тогда самые обычные природные материалы — сучки, ветки шишки, древесная кора, желуди, камушки, превращаются в драгоценное сырьё, из которого рождаются настоящие шедевры.. Ярким пример тому — миниатюрные скульптурные группы ленинградского инженера-конструктора Николая Николаевича Назорова.

Древесные корни, кусочки дерева, воск, кара, солома и даже стеклянная рюмка стали исходным материалом фантазийных поделок литератора Эммы Александровой. По ее признанию, «в каждом человеке живет художник, только иногда этот художник дремлет. Надо помочь ему пробудится».

ВыставкаPermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *