Выпуск 2.
Истоки возникновения этого известного на всю округу оплота православия относятся к I половине XVII столетия, когда Каменная гора принадлежала Троицкому мужскому монастырю.

В ту пору здесь был непроходимый лес, в котором водились лоси, олени, дикие козы, волки, медведи и кабаны. А некоторые дубовые деревья близ Каменной горы были такой неимоверной толщины, что на их пне могла разместиться телега вместе с колёсами.
Именно здесь, в глухом лесу на небольшой поляне в 1628 – 1629 годах старец – монах Савватий и основал отшельнический скит.

Два скромных деревянных храма: Рождества Пресвятой Богородицы – Знамения и Святителя Николая, да несколько хижин – келий, отгороженных от леса, стали местом духовных подвигов для нескольких монахов, «истинных любителей монашеского безмолвия». В таком виде «Савватьевский» скит просуществовал около 60 лет. Суровый аскетический образ жизни могли вести далеко не все, из-за чего он постепенно опустел. Иногда вместо монахов его населяли черницы, так в Ельце называли женщин, носивших черную одежду и живших по монашеским законам. Себе на жизнь они зарабатывали рукоделием и чтением Псалтири по усопшим.

Все изменилось в 1683 году, когда святитель Митрофан, первый епископ только что учрежденной Воронежской епархии, по дороге из Москвы остановился в Ельце. В толпе горожан, ожидающих пастырского благословения, его внимание привлекли черницы. После беседы с ними он распорядился передать им пустовавший в ту пору «Савватьевский» скит, что и подтвердил впоследствии особым указом. Таким образом, 1683 год стал годом основания женской обители на Каменной горе.
Игуменьи Иулита, Капитолина,Вера и Пелагия, сменяя друг друга, на протяжении 80 с лишним лет старались, как могли, обустроить обитель. Строили новые кельи и украшали храм, приобретали иконы и богослужебные книги, расширяли земельные угодья, искали благотворителей.

12 апреля 1769 года в городе вспыхнул сильный пожар, уничтоживший почти все строения. Пострадал и монастырь. Испуганные монахини сумели спасти из храма только некоторую церковную утварь и стали свидетельницами чуда: целы и невредимы от огня остались три иконы: Спаса Вседержителя, Божией Матери Троеручицы и Знамения Пресвятой Богородицы, которая и прежде признавалась чудотворною. А икона Святителя Николая раскололась пополам, но не сгорела и даже не изменила своих красок.
После пожара обитель была закрыта, насельниц перевели в Воронежский монастырь.На пепелище остались только две монахини: 60-летняя Ксения и 80-летняя Агафья. Их приютом среди развалин стал уцелевший каменный погреб, в котором внутри они сами сложили печь…

По преданию, в одну из ночей матушки удостоились видения святого мученика Иоанна Воина. Представ в виде озаренного сиянием всадника, он простер руку на то место, где была сгоревшая обитель, осенил её крестом и произнес: «Буде имя Господне благословенно на месте сем от ныне и до века».
Вскоре к монахиням по благословению Святителя Тихона Задонского присоединилась уроженка Ельца, Матрона Солнцева, несшая послушание в Воронежском женском монастыре. В будущем ей предстояло принять здесь постриг с именем Олимпиады и стать настоятельницей монастыря.
Тяжело, страшно было жить на пепелище, но ельчане помогали насельницам: построили им сначала две кельи, а потом и деревянную церковь. Постепенно к матушкам стали присоединяться другие женщины и девицы, строившие кельи частью за свой счет, частью с помощью городских жителей. Таким образом, на исходе XVIII века, на Каменной горе снова образовалась женская община из «честных вдов и сиротливых девиц». Некоторые из насельниц по старости или болезням не могли уже работать и кормились подаянием, другие занимались шитьем, вышивкой золотом, серебром, низанием жемчуга на ризы, сучением восковых свечей, вязанием чулок и плетением шнурков.