Выпуск 3.
Святитель Тихон, очень любивший Елец, в свой последний приезд сюда, в 1779 году сам выбрал и освятил место закладки нового каменного двухэтажного храма в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы. Тогда же помещица Анна Ивановна Хлусова на его возведение пожертвовала 18000 рублей ассигнациями. И началась стройка. Сёстры, а их в ту пору было сорок, сами носили из-под горы тяжелые камни, сами очищали землю, рыли бут наравне с рабочими-мужчинами, обжигали кирпич, приносили песок и воду. Первый престол храма был освящен в 1805 году. Спустя 8 лет, 4 октября 1813 года, было совершено его полное освящение.
Прекрасный белоснежный храм, напоминающий корабль, радовал насельниц, но к этому чувству добавлялась и легкая горечь: монашеская община официально не была зарегистрирована, и потому в городе её как бы не существовало. Помочь инокиням в юридическом восстановлении монастыря решил городской голова Иван Васильевич Шапошников. В 1816 году он внес в Московскую сохранную казну 12 000 рублей серебром, (впоследствии увеличенных им до 38 000) и подал прошение от себя и других «благочестивых граждан Ельца об утверждении вновь женского монастыря на Каменной горе». В своем письме горожане обещали поддерживать монастырь своими лептами.
Ходатайства ельчан не остались без внимания. 28 октября 1822 года в Вероне император Александр I собственноручно начертал на прошении: «Быть по сему».
С открытием штатного монастыря на Каменной горе началась совершенно другая жизнь, число монашествующих увеличилось, совершились первые постриги.
Игуменья Глафира, сменившая в 1823 году настоятельницу Олимпиаду, решила построить каменную ограду с 4 башнями по углам вместо обветшавшей деревянной . Широкой лентой опоясала территорию обители новая кирпичная стена, закрепленная по углам изящными, круглыми башенками. Их рустованные стены, украшенные круглыми нишами с лепными розетками, подчеркнули не мощь и неприступность монастырских стен, а красоту и богатство всего архитектурного комплекса. Многие детали башен напоминают постройки выдающегося архитектора того времени – Д. Жилярди. Поражают своей грандиозностью масштабы строительства: в монастырские стены 1200 метров длиной были уложены десятки тысяч блоков тесаного камня, более 6 000 000 кирпичей.
Во время строительства ограды на её западной стороне была заложены новая колокольня с воротами под аркой, через которые впоследствии совершались крестные ходы.
Часть стен и колокольня сооружались по проекту, подписанному петербургским архитектором Шарлеманем в 40-е годы XIX века.
Высокая колокольня, вызывающая восхищение безукоризненными пропорциями всех 4-х ярусов, постепенно убывающих вверх, и увенчанная изящным шпилем, была завершена к 1861 году На ней разместили 10 разных колоколов, один из которых был часовым, а самый большой весил 179 пудов.
Одновременно с оградой, в 1823 году была начата постройка парадной лестницы из гладко отесанных плит, ведущей с юга к Святым воротам монастыря. Её проект был разработан художником Хрисанфом Анисимовичем Зиминым. Шесть многоступенчатых переходных отливов с промежуточными площадками и смотровой эспланадой – творение рук бригады плиточников братьев Апалевых – Гордея и Ермолая, уникальных ельчан-камнетесов.
Прилегающие к горе стены лестницы мастера столь искусно выложили блоками известняка, что они кажутся естественным продолжением огромных пластов белого камня, слагающих гору горизонтальными уступами.
Во время пасхальных богослужений и в честь иконы Божией Матери «Знамение», по парадной лестнице проходил крестный ход с хоругвями и зажженными свечами в сопровождении хора, в крещенские праздники по ней спускались к реке, где происходило водосвятие. Эти торжества постоянно собирали множество верующих не только из Ельца, но и из других мест.
С эспланады лестничного спуска по праздникам пускали фейерверк; отсюда гости города любовались панорамой Ельца и наслаждались вечерним колокольным звоном, далеко разносившимся окрест.