«В них удобно и тепло»

16 февраля — День валенок.

         ***

Баю, баю, баиньки,
Скатаем Ване валенки,
Валенки по ножкам,
Бегать по дорожкам,
К бабушке по прянички,
К дедушке по яблочки.

Баю-баю-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

  И ходили по заснеженным  российским дорогам, и носили  в деревне и городе  эту теплую,  удобную  обувь  в ХIХ столетии  не только дети, но и взрослые, причем представители самых разных сословий:  дворяне, помещики, мещане, крестьяне.  Для примера  —   несколько цитат  из произведений И.А. Бунина:

    «Скрипя мерзлыми валенками по затвердевшему на ступеньках снегу, поднимаешься на главное, правое крыльцо, проходишь под его навесом, отворяешь тяжелую и черную от времени дубовую дверь, проходишь темные длинные сени…» («Жизнь Арсеньева») Это – воспоминания о первых годах детства барчука. В ту пору они были, пожалуй, самой распространенной и удобной  зимней обувью детей помещиков.

  С удовольствием носили их и пожилые, причем, как на улице, так и дома: «Павел Антоныч всё быстрее ходил по кабинету, мягко ступая валенками,  и часто останавливался перед портретом сына»Танька») 

Дворяне среднего возраста, даже с большим достатком и   выбирающие одежду  по последнему слову моды, также  предпочитали гулять на деревенском просторе  именно  в них:

«Линтварев был среднего роста, с простым приятным лицом, с русою бородкой и ласковыми глазами. На нем был полушубок и валенки, на голове — барашковая шапка»     («Учитель») 

  По высоте голенища валенка можно было даже отличить горожанина от селянина.    

Первые  предпочитали  валенки покороче, а  вторые, наоборот, повыше,  доходящие до середины бедра. Заправленные в них штаны никогда не сбивались в комок и не вылезали наружу во время долгих пеших прогулок. Незаменимы были валенки и для дальних поездок.

«А там, во дворе, уже запрягают лошадей . /…/

И отец, огромный, толстый от медвежьей шубы, надетой поверх полушубка, в черных, выше колен, валенках и в большой боярской шапке, сядет на диван и скажет:

— Ну, присядем, Сашенька, и  Христос с тобой.»Подснежник»)

«Сколько их кругом, этих мужиков, извозчиков, толстых купцов, худых барышников! Сколько красных, распаренных едой, водкой и духотой лиц, потных лбов, лохматых голов, густых бород, чуек, армяков, полушубков, тулупов, громадных сапог и тающих валенок, разводящих под табуретами целые лужи!»Подснежник»)

«Велик, плечист, туго подпоясан зеленой подпояской по короткому полушубку с цветными татарскими разводами, крепко обут в казанские валенки, кирпичное лицо горит с ветру, борода блестит тающим снегом, глаза — грозным умом…»Дубки»)

«…Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек…»Лапти»)  

Но главное в валенках – их целебные свойства. Ноги, обутые в них, ощущали комфорт, сухость и тепло, они никогда не «садились» и не деформировали ногу.  Сейчас уже точно установлено,  что валенки обладают противоаллергическими, обезболивающими и противовоспалительными свойствами. Натуральные шерстяные волокна имеют большую теплоёмкость, что позволяет ногам не замерзать даже в самый лютый холод.

Спасают они и от жары, так как волокна «дышат», пропускают воздух, ноги в них не потеют, то есть валенки прекрасно поглощают и испаряют влагу.

  К тому же, овечья шерсть, из которой делали валенки,  улучшает кровообращение, помогает при артрите, ревматизме и радикулите. Вот почему их так любили люди преклонного возраста.

«Дьячок Скрябин был самый убогий человек в селе. Унылый, поблекший нос, жидкая коса, слезящиеся глаза, — все в нем напоминало старуху. Тяжело было глядеть, как он весной, в полую воду, или осенью, под дождем, брел к выгону в огромных растрепанных валенках, внутри которых была солома».   
 («Учитель»)

«У  одной избы сидел на скамейке длинный мужик — краше в гроб кладут: ноги стоят в валенках, как палки, большие мертвые руки ровно лежат на острых коленях, на протертых портках». 
Деревня»)

   По причине высоких цен, а  пара валенок в XIX веке стоила от 60 копеек до рубля, что по тем временам,  было совсем не дешево, долгое время  для крестьян они были  своеобразным показателем успешности: если свои валенки были у каждого домочадца, такая семья считалась зажиточной.   

Обувь и одежду тогда  берегли, и  валенки часто переходили от поколения к поколению по наследству.   А еще они были важным элементом гадания в ночь перед Рождеством. В Святки девушки выходили во двор и кидали валенок через ворота на улицу.

В какую сторону  ляжет носком,  оттуда и  ждать  суженого.  Кстати, парень в новых, прочных валенках считался завидным женихом.  Входили они и в  состав приданого  состоятельной невесты.

В больших небогатых семьях часто была одна пара валенок на всех, и гулять в них ходили по очереди – так возникла поговорка «Кто раньше встал, тому и валенки». Упоминание о валенках можно встретить во многих пословицах, поговорках, частушках и песнях. Так,  «поменять валенок на галошу» означало совершить неравноценный обмен, оказаться наивным и одураченным.   Глуповатый человек  с причудами – это, по народному мнению, — «валенок с завязками»;  не умеющий хитрить, наивный – «прост как валенок». То, что правый и левый валенок всегда одинаковы, замечено следующим образом: «С какой бы ноги мужик не встанет, а валенки завсегда правильно наденет». Немало было о них и  загадок: «Все в шерсти, а кожи нет», «Их палят и варят, а не едят», «Их треплют, катают, а в морозы таскают». Придумывали их, как правило, катальщики.  В Ельце их называли вальщиками.  

Считается, что в  наш край валяние валенок пришло предположительно около 200 лет назад из Рязанской губернии.   В деревне их   изготовлением занимались   крестьяне-одиночки, которые потом сбывали готовый товар через перекупщиков.  В Ельце валяльный промысел  также  долго не имел постоянной производственной базы и был кустарным.  Объединенные в артель родственники, как правило трое – четверо мужчин,  предлагали свои услуги, обходя слободы,  близлежащие деревни и села. Обосновавшись в какой-нибудь просторной избе, валяли обувь сначала на хозяйскую семью, затем для других заказчиков. Труд  этот был очень тяжёл и вреден.

Работать приходилось в парной сырости со своеобразным запахом,  ведь с запаренной кипятком шерстью смешивалось мыло, сода, слабый раствор серной кислоты.   Правда, и  оплачивался он хорошо, семьи  вальщиков считались в Ельце зажиточными. «Рецепты» своего производства они хранили в тайне и передавали по наследству. В конце XIX века в городе  было уже около шести относительно крупных шерстоваляльных мастерских.

Для изготовления одной пары валяной обуви не самого большого размера необходимо было около одного килограмма шерсти, то есть требовалось постричь целую овцу. В елецкой округе обычно этим занимались женщины. Строки об этом есть в бунинском дневнике за1888 год: 

«Изба полна баб и овец — их стригут.

На веретье на полу лежит на боку со связанными тонкими ногами большая седая овца. Черноглазая баба стрижет ее левой рукой (левша) огромными ножницами, правой складывая возле себя клоки сальной шерсти, и без умолку говорит с другими бабами, тоже сидящими возле связанных лежащих бокастых овец и стригущими их».

На валенки  использовалась  коричневая, серая или белая овечья шерсть только с осенней стрижки – полугрубая. Вначале её освобождали от примесей — травинок, колючек, зернышек, затем небольшими клоками промывали в теплой воде и в течение суток высушивали. Как правило, это было женской работой, как впоследствии и разбивание шерсти, после чего она превращалась в мягкую и пушистую массу. Далее за дело принимались мужчины, так как  последующие действия требовали не только хороших навыков, но и недюжинных физических усилий.

Разрыхленную шерсть раскладывали на столе.  Вначале происходила «закладка валенка»: шерсть сравнивалась рубелем и укатывалась, обозначались пятка и носок. Основу наматывали на специальную скалку и катали по столу, с сильным нажимом, почти как тесто. После нескольких часов  шерсть превращалась в войлок,  и получался на вид толстый, плотный  большой   носок. Чтобы валенок стал мягким, шерсть поливали горячей водой и продолжали валять. В процессе валки  он постепенно становился всё меньше и меньше. Затем прокатывали нос, подошву, пятку, голенище. Тогда же добавлялась кислота или медный купорос. И снова катание, теперь уже деревянным рубелем. Потом заготовку натягивали на колодку и обстукивали деревянными молотками.   Поверхность почти готового валенка терли пемзой и ставили в  устье печи для просушки. Для окончательной отделки высушенный валенок ещё раз натирали пемзой или деревянным бруском.

Детские и женские валенки подшивали и украшали вышивкой.

А о том, как валял валенки житель села Черкассы Тихон Демьянович Ляпин,  можно прочесть в  статье «Скрипель» из рубрики «Для чего же это?»

Бунинская РоссияPermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *