«Мещанская семья из Шарова переулка»

Выпуск 4.

«Если считать нашу семью типичной для ельчан среднего достатка, то надо признать, что их питание было довольно скромным. Прежде всего, семья, как правило, соблюдала посты, когда исключались  мясные  и молочные продукты. В отношении последних исключение делалось только для детей 4 – 5 лет. /…/

Н. Богданов-Бельский «Новые хозяева»

Утром вся семья, за исключением отца, уезжавшего на работу натощак, собиралась у самовара. Отец же рассчитывал попить чай в станционном буфете. Весь домашний завтрак заключался в питье чая с мягкими французскими булками, с калачами или с ситным хлебом. Детям в чай подливали  топленого молока какого-то палевого цвета с румяными пенками (молоко томили в горшочке в русской печи). Молоко наливали из небольшого синего молочника, а в чашку клали две чайные ложки сахарного песку. Взрослым, включая и старшего сына, подавалась вазочка с наколотыми кусочками сахара – рафинада величиной с лесной орех, чай при этом пили вприкуску. Пить внакладку считалось допустимым лишь в праздники или в воскресенье, когда и варенье подавалось, ну и, конечно, когда были  гости. Помню, как моя бабушка про кого-то говорила – она барыня, в будний день чай пьёт внакладку, да еще и с вареньем. При этом она рассказывала, что в своем детстве не имела еще и понятия о сахаре, да и о чае. Пили у нас утром по две – три чашки, обязательно используя блюдце, горячего чая не терпели. « С горячим чаем и рафинада не напасешься!» — говаривали  бывало.

Сахарная голова

Сахар – рафинад тогда продавался в форме т.н.  сахарной головы. Это довольно большая, примерно на 5 – 6  фунтов, глыба очень твердого голубоватого рафинада правильной конической формы, обернутая  плотной синей бумагой. Практиковалась и «голова» меньших размеров. Требовалось значительное время, чтобы аккуратно, не распылив слишком много сахара на сторону, наколоть из такой головы запас сначала с помощью молотка, а затем специальных щипцов. Полагалось при окончании чаепития поставить чашку вверх дном на блюдце как знак полного удовлетворения чаем. Количество съеденного ситного и булок, как и выпитого чая в нашей семье не лимитировалось, ноя не помню, чтобы утром к хлебу что-либо добавлялось – ни масла, ни сыра, ни колбасы или чего другого, по крайней мере, в будни.

Обед в будни обычно был из двух блюд. На первое, как правило, были щи, так называемые русские, светлые, в основном из капусты, свежей  в летне-осеннее время и кислой зимой. Тогда еще не было привычки хранить свежую капусту в погребе всю зиму, как это широко делается теперь. Весной в ходу были щи зеленые из щавеля или крапивы, варились и супы – картофельный, перловый, рисовый. В скоромные дни первые блюда готовились на бульоне из свежей говядины или из солонины. Если была баранина или свинина, охотно готовили из пшена кулеш – более густое по сравнению с супами блюдо. В постные дни первые блюда сдабривались поджаркой из лука на каком- либо растительном масле, выбор их тогда был велик. В летнее время шла окрошка, квас для которой делали сами из ржаной муки. Квас этот служил и единственным напитком. Его заделывали в кадке сразу дней на 10 – 12, к концу, надо признаться, был он кисловат! Тогда мы, дети, обычно не бывшие приставалами, не удерживались от просьб приготовить нам из такого кваса особый напиток. В стакан кваса клалась чайная ложка сахарного песка и немного питьевой соды, смесь энергично перемешивалась, и немедля выпивалась – аж в носу заколет! В окрошку резали зеленый лук, вареный картофель, а затем что было по сезону – свежий огурец, редиску, вареную репу, мелкие кусочки вареной говядины или, в постные дни, отщипанные кусочки соленого крупного сазана.

П. Модерзон-Беккер. Натюрморт с кашей

На второе в будни обычно была какая-нибудь каша: гречневая, пшенная, перловая, рисовая, заправленная топлёным коровьим, или, в постные дни, растительным маслом. Когда и вареная картошка шла за милую душу, особенно любили с душистым конопляным маслом, ну и, конечно, с солеными огурцами, с квашеной капустой или с редькой.

По воскресеньям и, тем более, по праздничным дням, обед был из трёх блюд, а перед ним была еще и закуска из селёдки, кильки, блюда порезанных, помасленных и посыпанных черным перцем помидоров, винегрета и пр. На первое  чаще всего была лапша из курицы или суп с клецками, ленивыми варениками, пельменями, а также в постные дни уха из свежей рыбы из реки Сосны – уха при этом обычно сопровождалась шуткой нашего отца – зачем, дескать,  уху варить, трудиться, пойдемте все с ложками на Сосну, там и похлебаем, та же вода. Впрочем, в праздничные дни водилась уха из голов и хвостов осетровых рыб, или из не слишком крупного сома, из свежего сазана и пр. 

На второе в воскресные скоромные дни готовились мясные котлеты с гарниром из картофельного пюре или риса, блинчики с мясом, запеченый в печке лапшевник, творожники или вареники со сметаной, котлеты из вареного картофеля с мукой и яйцами, обильно заливаемые при подаче клюквенным киселем. В постные воскресные  дни готовились те же картофельные котлеты, в состав которых вместо яиц клалось небольшое количество тёртого сырого картофеля. Иногда, особенно когда в такие дни ждали гостей, готовилась жареная рыба (лещ, сазан, судак, реже щука или некрупный сом), иногда и отварная рыба с поджаренным на растительном масле картофелем или с рисом.

В. Баланцов «Яичница»

Часов в семь или восемь приходил черед ужину. В будние дни он был незамысловатым: обычно второе готовили так, чтобы к ужину осталось. В воскресные скоромные дни затевали что-нибудь лёгкое – яичницу-глазунью, молочную пшенную кашу, по сезону ещё и с тыквой, гречневую кашу с холодным молоком или горячую с топлёным маслом, блинцы сладкие со сметаной, гренки из зачерствевших булок».

(продолжение в следующем выпуске)

Елец старинныйPermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *