Есть такие выражения: «У каждого человека – свой дар» и «Выбери работу по душе, и тебе никогда не придётся работать». Действительно, если человек занимается любимым делом, то делает это легко, с удовольствием. Правда, далеко не каждый, особенно в молодости, знает о своём призвании и правильно выбирает будущую профессию.
Талант и дар раскрываются не сразу, а с течением времени, когда у человека возникает определённый запас знаний и умений, когда приобретается жизненный опыт.
Особенно хорошо это видно на писателях. Как правило, большинство становятся ими, имея за плечами определённую специальность. Вспомним, Лермонтов и Куприн были офицерами, Грибоедов – дипломатом, Гоголь – чиновником, Чехов и Вересаев – врачами, Марк Твен – капитаном корабля, Джек Лондон — золотоискателем, Горький — учеником в иконописной мастерской, Бунин начинал как журналист.
Писательскому ремеслу посвящали жизнь и профессиональные педагоги. Так, педагогическую деятельность с литературным творчеством с успехом совмещали поэты В.А. Жуковский и Семён Богуславский, учительский стаж которого насчитывает 50 лет; Л.Н. Толстой, ставший автором учебника «Арифметики», и Леонид Пантелеев.

«Певец природы», Михаил Михайлович Пришвин тоже когда-то был наставником подрастающего поколения, сея «разумное, доброе, вечное».
Началось это осенью 1917 года, с момента переезда Пришвина из Москвы в Елец. На время оставив занятия литературой, он активно включился в процесс налаживания общественной жизни нашего города. Право на это дал выданный ему 1 октября 1918 года следующий мандат: «Отдел по народному образованию Елецкого уезда видит в гражданине Пришвине очень полезного работника по просвещению народных масс… Неукоснительно местной власти оказывать ему всяческое содействие и поддержку».

Общественная работа не оплачивалась, средства к существованию пришлось зарабатывать уроками географии и русского языка, которые он вёл в «3-й Советской школе 2-й ступени» (бывшая гимназия Павловского) и 5-й трудовой школе 2-й ступени» (бывшая казённая мужская гимназия).
Учительское поприще оказалось для Пришвина очень родным, иначе откуда взяться такому признанию: «Если бы не страсть к писательству, берущая меня целиком, я никогда не оставил бы этого благословенного труда, вознаграждаемого высшей наградой – любовью детей».

Работа школьного учителя увлекала Михаила Михайловича прежде всего творческим характером. Сам в детстве нерадивый ученик, он, тем не менее прекрасно помнил тех своих гимназических учителей, которые выделялись на фоне других творческим свечением – о физике елецкой гимназии Иване Васильевиче, который ещё 100 лет назад показывал жителям Ельца электрическое солнце, об «отличном» учителе древних языков Первове, который высказывал свои независимые взгляды. Как и лучшие учителя его юности, он старался каждый урок сделать максимально познавательным и интересным. О его творческих находках немало упоминаний в дневниковых записях. Взять, к примеру, хотя бы эту:
«На уроках по народной словесности мне пришла счастливая мысль вызывать образы славянского олимпа чтением новейших писателей, напр. Сологуб «Неурожай», Бунин «Илья Пророк».
Спустя годы, в повести «Мирская чаша» Пришвин расскажет о воспитании интереса детей к своей родине на проводимых им уроках, поделится опытом учительского мастерства.
«Есть ли на свете дело лучше учителя в школе? Глаза, как звёзды горят в ожидании слова… Учителю надо следить за своими словами: сила слова убыла, значит, где-то потухла звезда, скорей туда, ищи – где? – вот там! – и туда, в эти глаза, лукавые, говори, смеши, удивляй, пока там снова не вспыхнет звезда. Добровольно пробыть хоть один год учителем, на всю жизнь в чёрной беде это дело будет гореть святой путеводной звездой», — писал он.
И дети, чутко улавливающие хорошее отношение к ним, платили ему искренней любовью. Сохранилось немало тёплых воспоминаний ельчан о Пришвине – педагоге. Вот, например, как описывал своё первое впечатление от нового учителя географии Е.К. Горбов, ставший впоследствии писателем: «Подтянутый, средних лет человек в чёрной, очень приличной по тому времени паре, бледнолицый, с чёрными длинными волосами и такою же чёрной и довольно длинной бородой». Его обаяние было так велико и притягательно, что, как отмечал Евгений Константинович, даже первое знакомство с ним «на всю жизнь оставило в душе какую-то милую теплоту».

Не менее тепло отзывалась о Михаиле Михайловиче другая его ученица, В.К. Кожухова, с благодарностью вспоминая его прежде всего как учителя, которому до всего было дело. В её классе он преподавал русский язык, но больше запомнились ей экскурсии по елецкой округе, составление гербариев местной флоры, среди которой особенно удивительными были доледниковые реликты. По её словам, он вызывал в учениках интерес к своему городу, его древности, истории, открывал им красоту его планировки.
Педагогическая деятельность писателя-земляка закончилась в июле 1920 года, когда Пришвин с семьёй уехал из Ельца, потеряв всякую надежду основательно обосноваться в городе.
