Педагогический опыт М.М. Пришвина.

Есть такие выражения: «У каждого человека – свой дар» и «Выбери работу по душе, и тебе никогда не придётся работать». Действительно, если человек занимается любимым делом, то делает это легко, с удовольствием. Правда,  далеко не каждый, особенно в молодости, знает о своём призвании и правильно выбирает будущую профессию.

Талант  и дар раскрываются не сразу, а с течением времени, когда у человека возникает определённый запас знаний и умений, когда  приобретается  жизненный опыт.

Особенно хорошо это видно на писателях. Как правило, большинство становятся ими, имея за плечами  определённую специальность.  Вспомним,  Лермонтов  и Куприн были офицерами,  Грибоедов – дипломатом,  Гоголь – чиновником, Чехов и Вересаев – врачами,  Марк Твен – капитаном корабля,   Джек Лондон — золотоискателем,  Горький  — учеником в иконописной мастерской, Бунин начинал как журналист.

Писательскому ремеслу посвящали  жизнь и профессиональные педагоги. Так, педагогическую деятельность  с литературным творчеством  с успехом совмещали  поэты В.А. Жуковский и Семён Богуславский, учительский стаж которого насчитывает 50 лет;  Л.Н. Толстой, ставший автором учебника «Арифметики»,  и Леонид Пантелеев.

«Певец природы», Михаил Михайлович Пришвин тоже когда-то был наставником подрастающего поколения,  сея «разумное, доброе, вечное». 

Началось это осенью 1917 года, с момента переезда Пришвина из Москвы в Елец. На время оставив занятия литературой, он активно включился в процесс налаживания общественной жизни нашего города. Право на это дал выданный ему 1 октября 1918 года следующий мандат: «Отдел по народному образованию Елецкого уезда видит в гражданине Пришвине очень полезного работника по просвещению народных масс… Неукоснительно местной власти оказывать ему всяческое содействие и поддержку».

бывшая гимназия Павловского

Общественная работа не оплачивалась, средства к существованию пришлось зарабатывать уроками географии и русского языка, которые он вёл в «3-й Советской школе 2-й ступени» (бывшая гимназия Павловского) и 5-й трудовой школе 2-й ступени» (бывшая казённая мужская гимназия).

Учительское поприще оказалось для Пришвина очень родным,  иначе  откуда взяться такому признанию: «Если бы не страсть к писательству, берущая меня целиком, я никогда не оставил бы этого благословенного труда, вознаграждаемого высшей наградой – любовью детей».

Работа школьного учителя увлекала Михаила Михайловича прежде всего творческим характером. Сам в детстве нерадивый ученик,  он, тем не  менее прекрасно помнил тех своих гимназических учителей, которые выделялись на фоне других   творческим свечением – о физике  елецкой гимназии Иване Васильевиче, который ещё 100 лет назад показывал жителям Ельца электрическое солнце, об «отличном» учителе древних языков Первове, который высказывал свои независимые взгляды. Как и лучшие учителя его юности, он старался каждый урок сделать максимально познавательным и интересным. О его творческих находках немало упоминаний в дневниковых записях. Взять, к примеру, хотя бы эту:

«На уроках по народной словесности мне пришла счастливая мысль вызывать образы славянского олимпа чтением новейших писателей, напр. Сологуб «Неурожай», Бунин «Илья Пророк».

Спустя годы, в повести «Мирская чаша» Пришвин расскажет о воспитании интереса детей к своей родине на проводимых им уроках, поделится опытом учительского мастерства.

«Есть ли на свете дело лучше учителя в школе? Глаза, как звёзды горят в ожидании слова…  Учителю  надо следить  за своими словами: сила слова убыла, значит, где-то потухла звезда, скорей туда, ищи – где? – вот там! – и туда, в эти глаза, лукавые, говори, смеши, удивляй, пока там снова не вспыхнет звезда.  Добровольно пробыть хоть  один год учителем, на всю жизнь в чёрной беде это дело будет гореть  святой путеводной звездой», — писал он.

И дети, чутко улавливающие хорошее отношение к ним, платили ему искренней любовью. Сохранилось немало тёплых воспоминаний  ельчан о Пришвине – педагоге. Вот, например, как описывал своё первое впечатление от нового учителя географии Е.К. Горбов, ставший впоследствии писателем: «Подтянутый, средних лет человек в чёрной, очень приличной по тому времени паре, бледнолицый, с чёрными длинными волосами и такою же чёрной и довольно длинной бородой». Его обаяние было так велико и притягательно, что, как отмечал Евгений Константинович, даже первое знакомство с ним «на всю жизнь оставило в душе какую-то милую теплоту».

Не менее тепло отзывалась о Михаиле Михайловиче другая его ученица, В.К. Кожухова, с благодарностью вспоминая  его  прежде всего как учителя, которому до всего было дело. В её классе он преподавал русский язык, но больше запомнились ей экскурсии по елецкой округе, составление гербариев местной флоры, среди которой особенно удивительными были  доледниковые  реликты. По её словам, он вызывал в учениках интерес к своему городу, его древности, истории, открывал им красоту его планировки.

Педагогическая деятельность писателя-земляка закончилась в июле 1920 года, когда  Пришвин  с семьёй  уехал из Ельца, потеряв всякую надежду основательно обосноваться в городе.

М.М. ПришвинPermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *