В МУЗЕЙ — ПО ПУШКИНСКОЙ КАРТЕ

Уважаемые жители и гости города!

У нас хорошая новость!
Литературно — мемориальный музей И.А. Бунина стал участником программы ПУШКИНСКАЯ КАРТА.

Теперь обладатели Пушкинской карты могут не только самостоятельно просмотреть основную экспозицию, но и, при желании, оплатив, прослушать экскурсию.

Приобрести билеты можно здесь в разделе «Купить билет»
Инструкция по покупке билета http://bunin.eletsmuseum.ru/wp-content/uploads/2022/05/Инструкция-ПК-Б.pdf

Posted in Новости, Объявление | Leave a comment

Вход в музей без QR-кода!

Уважаемые посетители!


Мы Вас ждем!! В музей без QR-кода!!!

Необходимость использовать маску на территории музея сохраняется.



Posted in Новости, Объявление | Leave a comment

ВКОНТАКТЕ

Уважаемые жители и гости города!

Подписывайтесь прямо сейчас и узнавайте новости первыми!

Подписывайтесь, если хотите быть в курсе событий!

Подписывайтесь и получайте интересную информацию бесплатно!

Добавляйте первыми комментарии, оставляйте свои отзывы и пожелания!

Мы вас ждем!

https://vk.com/club200034816

Нам интересно знать ваше мнение!

Posted in Мы здесь!, Новости, Объявление | Leave a comment

«Русская кухня бунинских времён»

Выпуск 1.

«Кухня есть также в своем роде наука», — писала известный кулинар ХIХ столетия Елена Молоховец в предисловии к очередному изданию своей книги «Подарок молодым хозяйкам».

Искусство приготовления пищи увлекало многих. Красавица Наталья Николаевна Пушкина хранила тетрадь, куда записывала рецепты самых разных блюд. Знатный вельможа граф С.Г. Строганов сам изобретал новые кушанья. Его имя сохранил бефстроганов (мясо по-строгановски). Александр Дюма помимо своих знаменитых романов был автором специального кулинарного словаря. Посвящали свои труды кулинарии и люди совсем уж серьезные. Великий русский ученый Д.И. Менделеев был автором многих статей в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона не только по химии и технике, но и заметок «Варенье», «Вареники», «Компот».

Автор «Ручной книги русской опытной хозяйки» (начала ХIХ века), уроженка Курска, Екатерина Алексеевна Авдеева, горячо убеждала читателей: «Не порицая ни немецкой, ни французской кухни, я думаю, что для всех нас во всех отношениях здоровее и полезнее все наше родное русское, то, к чему мы привыкли, с чем свыклись, что извлечено опытом, передано от отцов к детям и определяется местностью нашего бытия, климатом и образом жизни. Вкусное, сладкое, аппетитное укрепляет человека не только «как хлеб насущный»,  но и как лекарство, как самое лучшее средство для укрепления здоровья. В каждом доме должна быть кулинария отечества, кулинария родного края и семьи».

  В предисловии к одной из своих поваренных книг она писала: «Пройдет еще несколько десятков лет, и не останется следа старины, но почему не сохранить нам памяти своих родных преданий, событий и быта русского…»

Знать о том, какие продукты преобладали в пищевом рационе наших предков, о способах их приготовления не только интересно, но и полезно, так как в последнее время ученые все чаще говорят о генетической памяти, своего рода «запрограммированности» человеческого организма на определенную систему питания, свойственную каждой нации. Помочь в этом могут не только кулинарные книги прошлых веков, но и художественная литература. Произведения И.А. Бунина, воспоминания его жены В.Н. Муромцевой и старшего брата Евгения позволяют хотя бы в общих чертах составить представление о питании жителей  разных сословий средней полосы России конца ХIХ – начала ХХ веков. Тем нашим читателям, кто заботится о здоровье и захочет разнообразить свой рацион, используя полезные традиционные блюда, надеемся, будут интересны современные несложные рецепты их приготовления из доступных продуктов.

В следующем выпуске, помимо цитат о русских блюдах из бунинских произведений, вас ждет рецепт приготовления самого лучшего, вкусного ситника.

Posted in Бунинская Россия, Елец старинный | Leave a comment

МУЗЕЙНЫЕ БУДНИ 08-13/06/2022

Прошлая неделя в музее И.А. Бунина была насыщена разнообразными событиями. Музей принял большое количество туристов из разных городов. Кто-то из них приехал, чтобы в отпуске увидеть новые места, другие на музыкальный фестиваль им. Т.Н. Хренникова. Кстати, один из именитых гостей, Михаил Григорьевич Богданов — композитор, профессор кафедры оркестровки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, член Союза композиторов России, член Международной образовательной ассоциации ISME счел своим долгом непременно побывать здесь.

Для экскурсионной группы из Воронежа очень запомнился демонстрационный мастер-класс по кружевоплетению. Он настолько увлек некоторых рукодельниц, что они не могли оторвать свой взгляд от завораживающего переплетения нитей под мелодичный звон старинных кленовых коклюшек.

рассказчик — Алексей Пискулин
оператор — Александр Скуридин
автор проекта, монтаж — Евгений Родионов

Этнографическим клубом имени Даймонда Шпилькина в музее был снят небольшой ролик «Малая Родина И.А.Бунина»
https://vk.com/im?peers=177782386&sel=49215378.. , в котором сотрудник Елецкого Городского Краеведческого Музея Алексей Пискулин своим изумительным баритоном рассказывает о деревне Озёрки Становлянского района.

Утром 12 июля, в праздничный для всех россиян день, музейные интерьеры стали одной из съёмочных площадок документального сериала о нобелевских лауреатах. Фонд национального кино «Патриот» реализует этот проект в рамках популяризации науки и литературы в России. Одна из серий, продолжительностью 38 минут, будет посвящена нашему знаменитому земляку. 
https://vk.com/club200034816?z=video-26562623_4562482.. Съёмочной группе пришлось снимать в промежутках между экскурсиями, которых в этот день было особенно много.

Закончилась несколько затянувшаяся рабочая неделя уже полюбившейся многим иногородним туристам театрализованной экскурсией «В гостях у мещанки А.О. Ростовцевой». Воронежцы, приехавшие в понедельник, знакомство с Ельцом начали именно с неё.

ЖДЕМ ВАС В ГОСТИ !

Posted in Фотомоменты | Leave a comment

День памяти Петра

«Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия…»

О, если б узы гробовые
Хоть на единый миг земной
Поэт и Царь расторгли ныне!
Где Град Петра? И чьей рукой
Его краса, его твердыни
И алтари разорены?

Хлябь, хаос — царство Сатаны,
Губящего слепой стихией.
И вот дохнул он над Россией,
Восстал на Божий строй и лад —
И скрыл пучиной окаянной
Великий и священный Град,
Петром и Пушкиным созданный.

И все ж придет, придет пора
И воскресенья и деянья,
Прозрения и покаянья.
Россия! Помни же Петра.
Петр значит Камень. Сын Господний
На Камени созиждет храм
И скажет: «Лишь Петру я дам
Владычество над преисподней».

28 января 1925

Posted in Стихотворения (1918-1953) | 1 Comment

«Поэма, любимая с детства»

Виртуальная выставка
к Пушкинскому дню России.

Имя Пушкина – «священно для русской литературы», писал И.А. Бунин.
Стихи Александра Сергеевича будущий нобелевский лауреат слышал с раннего детства. Их  хорошо знала и читала по-старинному нараспев его мама, Людмила Александровна. Особенно любила она поэму «Руслан и Людмила», которую знала полностью наизусть. Вспоминая детство, Бунин признавался, что пушкинский пролог «У лукоморья дуб зелёный…» поразил и заворожил его на всю жизнь. В «Жизни Арсеньева» он рассказал об этом так:

«Казалось бы, какой пустяк – несколько хороших, пусть даже прекрасных, на редкость прекрасных стихов! А меж тем они на весь век вошли во все мое существо, стали одной из высших радостей, пережитых мной на земле. Казалось бы, какой вздор – какое-то никогда и нигде не существовавшее лукоморье, какой-то «ученый» кот, ни с того ни с сего очутившийся на нем и зачем-то прикованный к дубу, какой-то леший, русалка, и «на неведомых дорожках следы невиданных зверей». Но, очевидно, в том-то и дело, что вздор, нечто нелепое, небывалое, а не что-нибудь разумное, подлинное; в том-то и сила, что и над самим стихотворцем колдовал кто-то неразумный, хмельной и «ученый» в хмельном деле: чего стоит одна эта ворожба кругообразных, непрестанных движений («и днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом»), и эти «неведомые» дорожки, и «следы невиданных зверей», – только следы, а не самые звери! – и это «о заре», а не на заре, та простота, точность, яркость начала (лукоморье, зеленый дуб, златая цепь), а потом – сон, наважденье, многообразие, путаница, что-то плывущее и меняющееся, подобно ранним утренним туманам и облакам какой-то заповедной северной страны, дремучих лесов у лукоморья, столь волшебного:
Там лес и дол видений полны,
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать рыцарей прекрасных
Чредой из волн выходит ясных,
И с ними дядька их морской…»

На виртуальной выставке Вы сможете не только увидеть иллюстрации, но и услышать отрывки знаменитой пушкинской поэмы, которая является первым большим сказочным произведением Александра Сергеевича.  Он начал обдумывать её еще будучи воспитанником лицея, а впервые напечатал в 1820 году, когда ему был 21 год!

В 1972 году издательство «Изобразительное искусство» выпустило набор открыток к «Руслану и Людмиле». Иллюстрации выполнили художники Палеха: заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР Анна Александровна Котухина и заслуженный художник РСФСР Николай Иванович Голиков.

https://youtu.be/08naK1c00ko

Posted in Выставка | Leave a comment

Павел Тулаев 18/05/2022

17 мая в ЕГУ состоялась презентация книги Н. А. Гринченко «Человек-оркестр. Наш современник Павел Тулаев — ученый, поэт, философ, издатель». Участвовал в ней главный герой исследования Натальи Александровны — профессор Международного Славянского Института, Ученый секретарь МСОО «Всеславянский Союз», действительный член Кирилло-Мефодиевской Академии Славянского просвещения, член Императорского Русского исторического общества, член Президиума Славянского комитета России, Учредитель и главный редактор журнала «Атеней», соучредитель издательства «Слава!» и арт-директор художественной галереи.
Следующий день Павел Владимирович посвятил знакомству с нашим городом. По его словам, после посещения музея Т.Н. Хренникова, возникло желание обязательно побывать в музее И.А. Бунина, который произвел очень большое впечатление.

Posted in Гости и друзья нашего музея, Фотомоменты | Leave a comment

«И накормит, и согреет, и спать уложит»

Выпуск 2.

    Готовить еду начинали  ранним утром,  о чем свидетельствуют строки   бунинского романа   «Жизнь Арсеньева»:

« на восходе солнца /…/ в людской избе и белой кухне уже пылает оранжевый огонь в печах и начинается работа стряпух».  

Не прекращали кухарить до позднего вечера:

«Баба разводит огонь на загнетке: набила в чугун яиц, хочет делать яичницу. /…/Хворост под чугуном разгорается, но свет держится только возле печки» (И.А. Бунин «Сказка»)

 Приготовить в печи можно было практически все, что угодно:  испечь с хрустящей корочкой  хлеб, потомить  молоко, сварить наваристые щи или рассыпчатые каши.  Целый день хозяйка  не отходила от неё – то похлебку или картошку  готовила, то корм скоту запаривала.  В растопленную утром  или уже догорающую печь с помощью ухватов  отправлялись  глиняные или чугунные горшки.   После них наступала очередь пирогов.   Из  подошедшего теста, поставленного  на ночь, их  формовали  закрытыми и открытыми,  начиняя творогом, ягодами, картошкой, капустой, рыбой…    При выпечке  от печного жара они становились  пышными и невероятно вкусными, откуда  и пошла  пословица: «Красна изба углами, а печь — пирогами».

 Дети могли днем залезть на печь лишь  с позволения взрослых в качестве развлечения.

«Дом бабушки Капы с относительно большим садом, какой-то особо большой русской печью на кухне, теплый верх которой (грубка) освещался особым небольшим окошечком, выходившем во двор, был как бы моим вторым домом /…/ Бывало, заберешься на печку и играешь там всякой всячиной, а надоест – посмотрю на зимний двор, на галок и ворон, осаждавших собачку Жучку, на воробьёв, старавшихся урвать свою долю, позднее в школьные годы читал там часами, забыв обо всем на свете, а бабушка, глядишь, снизу подаст что-нибудь вкусное – горячий еще пирожок или блин, горсть орехов или моченое яблоко /…/» ( из воспоминаний  К.В. Скуфьина)

«В кухне была большая русская печь и окно на север, другое маленькое окно было на самой печке, и я любил читать лежа на печи, поглядывая в окно на Ламскую слободу и женский монастырь». (  Д.И. Нацкий «Мой жизненный путь»)

«Прошлую зиму Танька и даже Васька ложились спать поздно и могли спокойно наслаждаться сиденьем на «групке» печки хоть до полуночи. /…/ Когда же мать собирала ужинать, Танька в одной длинной рубашонке съерзывала с печи и, часто перебирая босыми ножками, бежала на коник, к столу.  /…/ После ужина она с тугим животом так же быстро перебегала на печь, дралась из-за места с Васькой и, когда в темные оконца смотрела одна морозная ночная муть, засыпала сладким сном под молитвенный шепот матери /…/» (И.А. Бунин «Танька»)

Вечерами женщины с рукодельем в руках  садились к печи поближе. В мерцающем  свете огня пряли, шили, вязали.   Поглядывая на него, делали прогноз погоды : если   огонь красный  и поленья потрескивают,  – быть холодам.  И наоборот, если  белый и  дрова горят ровно, без треска и  искр — значит, скоро наступит оттепель.  

  На печи, а также в небольших нишах — «печурках»   сушили  сырую одежду или обувь.

В деревенской избе.
Андрей Вилков

С помощью печного тепла  лечились. На тёплую лежанку насыпали лечебные травы, увлажнённые водой, укрывали простынёй и на  такую  влажную постель  укладывали  больного.  

Просто так  не выбрасывали и  древесную печную золу. Ее использовали для лечебных мазей, отваров, а также в более практических целях — как мыло и отбеливатель для белья.

   В большую чугунную посуду наливали воду, клали грязное бельё, добавляли  в мешочке золу,  или  щелок – раствор, который получался при настаивании золы в воде  2 – 3 суток, и отправляли   в печь  как минимум на час,  периодически помешивая.  После этого  его оставалось только прополоскать, высушить и отгладить.

Posted in Бунинская Россия | Leave a comment

«И накормит, и согреет, и спать уложит»

Выпуск 1.

Любое  жильё на Руси было немыслимо без  печи. При строительстве новой избы первым делом проектировали  именно её, а потом уже все остальное. Отсюда  и  возникла  поговорка «Плясать от печки».  

Место расположения   выбирали или в центре дома, чтобы тепло распространялось равномерно по всему помещению, или в  том углу кухни, к которому примыкала другая комната.

    В старину существовал  даже неофициальный народный праздник – День русской печи, который  отмечали 19 мая. К этому времени холода  отступали, и печь, за исключением северных районов, прекращали постоянно топить.  

«В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом; ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи; из-за печной заслонки сладко пахло щами — разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом». (И.А. Бунин «Темные аллеи»)

      Русская печь, в отличие от «голландки», выполняла сразу несколько функций: грела, кормила, сушила, лечила, светила, помогала поддерживать чистоту.  Внушительная толщина печных стенок  в 25–40 сантиметров способствовала  тому, что  даже в самый лютый мороз с одной протопки   тепло держалось  в  помещении на протяжении суток.  Как правило, начинали  ежедневно топить  печь  в середине октября. 

В качестве топлива   использовали хворост,  дрова, солому, а также гречневую лузгу.    По воспоминаниям старожилов,  в Ельце   особо  ценились дрова березовые, от которых  тепло дольше держалось.  Иву и осину  покупали неохотно, хотя они и были намного дешевле. А вот сосну и ель старались  не брать  из-за    сильного  дыма и копоти.  Ещё хорошо на  топку  шла ржаная солома.  

«Бывало, внесут зимой в наш коридор с десяток снопов, а мы, детишки, и рады стараться влезть на кучку, кувыркнуться с неё. /…/ Любили ещё смотреть, как горит солома в печи — сначала огонь приглушен вложенной массой соломы, все в печи дымно, тускло, но огонь понемногу борется за жизнь, крепнет, наконец, одолевает тьму и дым, разгорается ярким пламенем, превращая солому в ярко-красный, хотя и коротко живущий жар». (из воспоминаний  уроженца Ельца К.В. Скуфьина )

В Ельце, в семье настоятеля Покровской церкви Леонова  маленькие дети развлекались,  «купаясь в гречневой лузге, которой топили печи, зарываясь в неё по горло, пачкаясь гречневой пылью». ( Д.М. Нацкий «Мой жизненный путь»)

К одной из сторон печи сбоку обычно делали лежанку, на которой можно было погреться и поспать  3 детям или одному взрослому. Так, в селе Телегино под Ельцом,  в доме священника Нацкого, в «спальне была просторная лежанка, уложенная кафелем, который нам в детстве не казался  жестким, тем более что стелили на него ржаную солому. Когда приносили сноп, мы любили выбирать из него засохшие васильки и риттершпоры».  

В  городском доме  печь обогревала, как правило, несколько комнат. Если позволяли средства,   её заднюю часть  отделывали  белым  кафелем, блестящая поверхность которого называлась зеркалом. Вспоминая  съемные квартиры в Ельце, Дмитрий Иванович писал:

«Флигелек наняли на Рождественской улице в доме торговца овчинными полушубками Павла Григорьевича Павлова. В маленькой комнате была небольшая русская печка, а в большую выходило печное зеркало. Помещение было холодное, зима суровая. Топлива было мало: солома плохо родилась, и мы топили полусырыми дубовыми палками».

Следующая «квартира была не пышная, но теплая, для нас удобная. В большой комнате была просторная печная лежанка. Я и другие любили полежать на ней, да ещё для большего согрева ног засовывать их в форточку, сделанную в зеркале печи в уровень с лежанкой. Форточка эта вела в жаркий духовой короб. Класть туда голые ноги было невозможно, даже в шерстяных чулках было горячо, шерсть пропаливалась». (Д.И. Нацкий «Мой жизненный путь»)

Итак,  печь зимой была  самым теплым  местом  в доме. Полежать, понежиться — предел мечтаний для  уставшего, озябшего  или заболевшего  человека.

 «Воротился он бледный, с дрожащими ногами, и попросился у стряпухи на печку. Она равнодушно спросила:

– Ай захворал?

– Служил тридцать лет, – в тон ей ответил Аверкий, влезая на нары, ставя лапоть в печурку и поднимаясь в тесное, жаркое пространство между печью и потолком, – служил тридцать лет с чистым лицом, а теперь шабаш, ослаб… Блоху не подкую, – пошутил он. – Износился, задыхаться стал, – еще тверже и даже с удовольствием сказал он, ложась». (И.А. Бунин «Худая трава»)

   Помимо приболевших членов семьи,  постоянно  находиться на печи  могли  ещё  старики. Просто так лежать на ней  было не принято, хотя бы потому, что  «станешь лежать на печи, так не будет ничего в печи»,  «хочешь есть калачи, так не лежи на печи».

Posted in Бунинская Россия | Leave a comment

Познавательная игра

Приглашаем на

познавательную игру
«Для вкусной и полезной трапезы»

28 мая 2022 г. в 11:00

Ни один товар — будь то золото или серебро, драгоценные камни или шёлк — не подстегивал амбиции и страсти множества людей так, как это удалось сделать пряностям.

С далекого Востока, из сказочной Индии, таинственных пряных островов, в течение многих столетий они добирались до нас неспешно и постепенно. История пряностей — это история технического прогресса и географических открытий. Именно ради их поиска был проложен путь в Индийский океан вокруг Африки, открыты Центральная, Южная и Северная Америка, совершено кругосветное путешествие Магеллана, открыты Филиппины, Большие Молуккские и Зондские острова и много дотоле ещё неизвестных европейцам земель.

Специи, пряности и приправы — лучшие вкусовые добавки, которые есть у нас на кухне. Приготовление пищи с их использованием — целая наука кулинарии. В любом виде пряности прибавят изысканность и необычайный вкус нашим блюдам. Для их правильного применения необходимо знать особенности ароматических свойств и учитывать сочетание с теми или иными продуктами. Каждая специя придает неповторимый аромат и вкусовой оттенок готовому блюду. Но что мы знаем о тех специях, которые обычно добавляем в мясо или овощи? Давайте поиграем и узнаем, настолько хорошо вы разбираетесь в пряностях.

В игровой форме участники узнают полезные свойства пряных растений, используемых в пище, как они выглядят и какие именно их части употребляются в виде специй и приправ.

Для тех, кто по каким-либо причинам не сможет посетить наше мероприятие, мы предлагаем поиграть виртуально, отсканировав QRкоды. Вы сможете пройти тест, разгадать кроссворд и поиграть в игру «найди пару». Задания будут разного уровня сложности! Так вы проверите свои знания о пряностях и специях, а может быть, и узнаете что-то новое.

Наш музей всегда рад новым посетителям!
Ждём вас в гости!

Posted in Афиша, Викторины, конкурсы, кроссворды | Leave a comment

Квест «Всё по плечу наследникам Победы!» 07/05/22

7 мая в нашем музее состоялся квест «Всё по плечу наследникам Победы». Представительницы прекрасной половины человечества разных возрастов, объединившись в команду, блестяще справились со всеми заданиями, в очередной раз доказав, что вместе способны на многое.

Участницы попробовали свои силы в таких военных профессиях, как шифровальщик, радист и разведчик; проверили эрудицию и свои знания о Великой Отечественной войне, отвечая на вопросы «минного поля»; узнали много нового и интересного о фронтовом меню разных родов войск и представили, что приготовили бы из современных продуктов, будучи поварами полевой кухни; собрали посылку на фронт и научились складывать письмо-треугольник. В финале Ирина, Виктория, Ангелина, Дарья и Анечка составили и озвучили фразу, сказанную в театре в послевоенном Париже Иваном Алексеевичем Буниным молодому подполковнику советской военной миссии: «Я имею честь сидеть рядом с офицером нашей великой армии!»

Posted in Фотомоменты | Leave a comment