«Город моего детства»

В этом году исполняется 115 лет со дня рождения нашего земляка Константина Васильевича Скуфьина — известного ученого, педагога, общественного деятеля. В научном мире он известен прежде всего как энтомолог, исследователь фауны и экологии насекомых Центрального Черноземья, фаунист и систематик в области двукрылых, доктор биологических наук, профессор Воронежского университета.

Коренной ельчанин, Константин Васильевич родился 1 марта (по старому стилю) 1908 года в семье мелкого служащего табачной фабрики. Родительский дом находился в центральной части города, неподалеку от Мясного рынка, в так называемом в народе Шаровом переулке. Именно в этой округе и прошла большая часть его «босоногого детства». Книгу воспоминаний о той счастливой и безмятежной поре своей жизни, «Бледный листок под ржавым камнем», К.В. Скуфьин писал на память потомкам уже в почтенном возрасте в Воронеже. Предлагаем познакомиться с небольшим фрагментом из неё о Ельце начала ХХ века.

«…я повидал добрую сотню больших и малых городов всей России, можно сказать с уверенностью, что мой родной город был, да и теперь ещё в какой-то мере остается городом своеобразным и необычным.

…наши полуграмотные бабушки /…/ рассказывали о татарском хане, который, разлетевшись на быстром как ветер коне — аргамаке, неожиданно свалился с крутых каменистых берегов небольшой речки на окраине Ельца, тем погубив любимого коня/…/. Согласно другой легенде, во время похода хана Батыя на Русь ельчане спасались от поголовного истребления или угона в неволю в пещерах отвесных скал на берегах Сосны, а эти скалы, так называемые печоры, и сейчас видны с доброй половины улиц города.

Прежде всего, Елец – настоящий город, то есть его ядро было заложено и разрослось именно как город, а не какая-нибудь сельская слобода /…/ его население в основной массе было исконно городским в ряду многих поколений и вело оно типично городской образ жизни; отсюда же и соответствующий стиль планировки жилищ: застройка более плотная с узкими улицами и скромных размеров садами и как правило, без огородов. Конечно, с течением времени у Ельца на окраинах возникли и слободы (Лучок, Аргамач, Засосна), но и они, за исключением более молодой и плоской по рельефу Засосны с ее преобладающим железнодорожным населением, в общем продолжали тот же уплотненный стиль застройки, что дополнительно определялось и геологическими особенностями местности, на которой вырос этот старинный город. Он основан на фундаменте из массивной толщи девонских известняков на левом высоком берегу Быстрой Сосны и впадающих в нее бурливых по весне речек Ельчика, Лучка /…/

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 0_ab39d_b82314a9_XXXL.jpg

Как в самом городе, так и в его окрестностях не только болото, но даже порядочной лужи не найдешь, только две крайности – или сплошная сушь с белесой пылью на дорогах, или же в другое время большие и малые потоки воды, несущиеся вниз и вниз к реке моего детства Быстрой Сосне – мы ее называли просто Сосной, хотя название Быстрой она несомненно заслуживала. Течение и летом было быстрым, в некоторых местах образовывались водовороты, которые ежегодно брали свою дань жизнями нескольких детей, а то и взрослых. Вода при таком течении и песчаных берегах была всегда мутной, но рыбаки на реку были не в обиде – по меньшей мере на уху всегда хватало. Особенно эффектна была Быстрая Сосна во время весеннего половодья. Река стиснута в нешироких, но высоких берегах, вширь ей разлиться некуда, ее уровень поднимается, течение убыстряется. Мы всегда старались посетить реку во время ледохода, весной. Обычно льдины плывут сплошной массой, сталкиваются друг с другом, а на повороте реки, нагромождаясь, образуют заторы. Стоит шум, треск. Народ часами стоит, любуясь стихией, олицетворяющей приход весны.

… проезжая часть улиц Ельца была замощена камнями размером с кулак. В своей наиболее прочной неразбитой части на центральных улицах эта мостовая приводила телегу в состояние такого дребезга и содрогания, что это отдавалась не только во всем теле ездока, но и где-то в глубине затылка, побуждая иного ломового возчика встать во весь рост на плоскую телегу и уж тогда, покрикивая и размахивая вожжами, побудить свою кормилицу поскорее проехать этот «благоустроенный» участок центра. На разбитых, давно не ремонтирующихся улицах окраины, камни от времени сглаживались, утрясались, перестилались известняковой трухой и просто пылью, телега катилась плавно, но зато сильно покачивалась на размытых ручьями ухабчиках /…/

Улицы Ельца вообще не знали асфальта. Другое дело – тротуары. Перед домами купцов, фабрикантов, инженеров, докторов и других зажиточных горожан тротуары покрывались гладким и прочным асфальтом, цементными плитами или даже керамическими плитами, иногда еще и цветными, но кончалось граница домовладения и все это роскошество резко обрывалось. Соседний тротуар мог представлять собой просто условную часть улицы, закрытую для транспорта, ничем не покрытую, хотя, что и характерно для Ельца, достаточно плотно утоптанную. Елец был /…/ мало озелененным городом. В нем практически не было ни бульваров, ни газонов, только изредка, причем за пределами каменно-голого центра, на пяток-другой домов встретишь отдельное дерево – обычно иву или по — елецки лозину, два – три вида тополей, липу, клен и желтую акацию. Палисадники для елецких домов не характерны, поскольку слишком узки тротуары. Некоторые дома из зажиточных были оплетены диким декоративным виноградом. Конечно на задворках городских усадеб были небольшие садики, но они были скрыты от глаз домами и воротами.

Городских садов было, помнится, четыре. Главный, так называемый Городской сад, был расположен в центре города на Орловской улице. Сад небольшой, не больше четверти десятины со старыми и не очень мощными деревьями. В жаркий день в нем было мало прохлады. В саду была всего одна сравнительно широкая прогулочная дорожка и две более узких поперечных. Справа от входа располагался ряд небольших летних павильонов с буфетом, биллиардной и небольшим помещением для заезжих гастролеров. Летом по вечерам постоянно играл духовой оркестр и проводились танцы вокруг клумбы. Звуки оркестра разносились в притихшем городе на добрую половину его и в немалой степени развлекали сидящих по всем лавочкам пожилых ельчан. Недалеко от Городского сада по Рождественской улице с правой ее стороны за кирпичной стеной располагался Клубный сад, еще меньший по площади, где была устроена сцена и открытая площадка с сиденьями. Летом здесь гастролировали театральные драматические и опереточные труппы. Еще было два железнодорожных сада в Лучке и в Засосне. Сад был небольшой, но расположен в сыроватой низине, с мощными ивами, с зеленой высокой травой и кустами боярышника.

Из городских достопримечательностей заслуживают упоминания городская площадь, обширная, но лишь частично замощенная, с двухэтажным кирпичным домом, так называемым Народным. Там была сцена и зал и гастролирующие труппы приезжали туда и зимой, и летом. Иногда летом часть площади огораживалась натянутыми на столбиках веревками. Сколачивался помост, вокруг которого устанавливались несколько рядов грубо сколоченных скамеек. Остальные зрители должны были смотреть представление стоя сзади и с боков, причем их было во много раз больше. Здесь проводились показательные соревнования бойцов, боксеров, выступления «индийских факиров», шествовавших босыми ногами по красновато-тлеющим углям или по битому стеклу, также жонглеров и фокусников — иллюзионистов. Особенно запомнился один силач, на согнутых руках которого повисали шесть мужчин, приглашаемых из публики. Он ложился на спину и предлагал желающих ударить лезвием топора по его животу, что не причиняло ему кажется ни малейшего вреда; на него сверху клали ворота, на которые становилось да 12 мужчин, закапывали его также в землю и через определенное время, которое нам, замершим от испуга, казалось бесконечным, откапывали и силач бодро вставал, встряхивался и горделиво похаживал. Из других развлечений в городе был кинематограф на Торговой улице /…/

В городе еще было три базара – слово «рынок» еще тогда в Ельце не употреблялось. Более близкий к нам назывался Мясной или Мужской, на нем шла торговля мясом, яйцами, молочными продуктами, овощами и фруктами. Торговля шла в ларьках, с прилавков, но главным образом с возов приезжих селян, которые привозили так же муку, крупы, все виды кормов, сено, солому, дрова. Пройдя от этого базара версты полторы, попадем на более крупный по площади Бабий базар, где помимо продуктов торговали с многочисленных открытых прилавков изделиями местных кустарей – гончаров, кузнецов, слесарей, бондарей, просто столяров и столяров краснодеревщиков, резчиков по дереву, сапожников, скорняков, портных, швей, кружевниц (им же несть числа) и прочих тружеников, обеспокоенных одним – как бы распродать побольше своего товара. Сюда же приезжали и сельские кустари, конкуренты городских, тоже с горшками, игрушками, слесарно-кузнечными изделиями, но для них более были характерны корзины плетеные из ивняка, лозняка, камыша, кошёлки, баулы самых разных форм, размеров и назначений. Это были лёгкие прочные изделия, служившие по многу лет, теряя, правда, с годами свой золотисто-желтый праздничный облик. Этот базар по базарным дням (среда, пятница, воскресенье) походил на ярмарку, особенно в осенние месяцы, тем не менее раза два в год на нем устраивались настоящие ярмарки, когда продавцами и возами занималась не только вся площадь, но и значительная часть прилегающих улиц. Еще был базар, сравнительно небольшой, в Засосне.

Электричество в городе было тогда в диковинку, только в центре, где был небольшой движок, снабжавший энергией кинематограф «Экспресс». Сокращение «кино» еще не было в ходу, встречалось иногда старинное произношение «синематограф» у более пожилых /…/. Довольно эффективными, на фоне в общем — то темноватого города, было освещение газокалильными лампами, которые применялись в центральной аптеке, в одной парикмахерской, в колониальном магазине и еще в двух-трех местах в центре. Это были большие металлические лампы, устроенные, видимо, по принципу примуса, они сильно шипели и давали синее пламя, которое было окружено асбестовой сетчатой муфтой, раскаляющейся до бела. Если обычные керосиновые лампы, даже большие, давали в общем желтоватый свет, то газокалильные сияли, как нам казалось, каким-то неземным голубовато-белым и очень ярким светом, который хорошо освещал не только помещение, но и через окна бросал светлые полосы на всю ширину улицы. В аптечном окне выставлялись тогда большие хрустальные шары с водой, просвечивавшиеся насквозь ярким светом газокалильной лампы и привлекавшие внимание прохожих. В магазине же для целей рекламы выставлялись аквариумы с ярко-красными рыбками или показывались яркие картинки проекционным, или, как тогда говорили, волшебным фонарем. Сами улицы в основном освещались небольшими керосиновыми фонарями. Для этого на улицах через три-четыре дома ставились деревянные столбы со стеклянным фонарем, внутри которого помещалась лампа.

Вечерами на сумерках появлялся сторож с небольшой лесенкой под мышкой, который и зажигал лампу. В обязанности сторожа, или как чаще его называли, караульщика, входило также проходить время от времени по своему кварталу или околотку с деревянной колотушкой. Меланхолические звуки последней успокоительно действовали на обывателей. В те наивные времена еще думали всерьез, что эти звуки могут отпугнуть недоброго человека. Окраинные улицы не имели и такого, надо признать, слабого освещения и хорошо помню, как засидевшийся вечером гость, уходя, брал заведомо припасенную лампу, так называемую летучую мышь, и отправлялся с супругой куда-нибудь в Лучок или в Аргамачь.

Хорошо помню нашего участкового или квартального городового – высокого усатого, массивного, в форменном мундире, с очень большой, как мне тогда казалось, саблей. В беспрекословном подчинении городовому были не только караульщики и дворники, если они имелись, но и все домовладельцы. Последние, конечно, только в отношении содержания в порядке и чистоте тротуаров, которые должны были с утра быть подметены, в зимние дни очищены от снега, в гололед посыпаны песком или золой и т.д. Участковый проходил время от времени на протяжении дня по своему участку и если замечал, то или иное упущение, всегда крепко распекал домовладельца, а затем, в случае повторения, чувствительно штрафовал.»

Posted in Елец старинный | Leave a comment

«Современники И.А. Бунина: Максим Горький»

Выпуск 1.

6 апреля 1899 года Бунин плыл на  пароходе «Великий князь Алексий», наслаждаясь   красотой моря и  лунной ночи.  Он ехал из Одессы в Ялту   дней на пять,  не только затем, чтобы сменить обстановку и как он говорил, «проветриться», но и рассчитывал  «увидаться с Миролюбовым, Чеховым и Горьким, которые в Крыму». Особенно хотелось познакомиться с Горьким, признанным в ту пору  писателем, имеющим большие связи в литературном мире. Ожидания оправдались.

Во время прогулки по ялтинской набережной, он встретил Антона Павловича, рядом с которым шел «высокий и несколько сутулый, рыжий парень с зеленоватыми, быстрыми и уклончивыми глазками, с утиным носом в веснушках, с широкими ноздрями и желтыми усиками». После приветствий, Чехов  представил его: «Познакомьтесь, Горький».

В.Шевченко «Чехов и Горький в Крыму»

 Первое, что бросилось в глаза Бунину – это  манера общения: « Говорил он громко, якобы от всей души, с жаром и все образами и все с героическими восклицаниями, нарочито грубоватыми, первобытными. Это был бесконечно длинный и бесконечно скучный рассказ о каких-то волжских богачах из купцов и мужиков, — скучный прежде всего по своему однообразию гиперболичности, — все эти богачи были совершенно былинные исполины, — а кроме того, и по неумеренности образности и пафоса». И всё же, встреча произвела приятное впечатление, и «чуть не в тот же день /…/ возникло что-то вроде дружеского сближения». Спустя неделю, в письме старшему брату Юлию  Бунин охарактеризовал нового знакомого как  «во многих отношениях замечательного  и славного  человека», добавив, что «сошелся с ним довольно близко».  Далее последовала переписка, в которой   Горький первые годы шутливо называл Бунина за его серьезность   «дяденькой», «дядя Бунин», «дядя Ваня». А ещё Алексей Максимович, прочитав  некоторые бунинские стихи и рассказы, отметил  «тонкое чутье природы и наблюдательность»   и предложил сотрудничество в журнале «Жизнь»: «Давайте соберемся – вся молодежь – около этого журнала, тоже молодого, живого, смелого.  /…/И пришлите мне Вашу книжку».  

 Полученный  сборник стихов «Под открытым небом»  очень впечатлил Горького. Бунину он писал:

 « Читал и читаю стихи. Хорошие стихи, ей-Богу! Свежие, звучные, в них есть что-то детски чистое и есть огромное чутье природы. Моим приятелям, людям строгим в суждениях о поэзии и поэтах, ваши стихи тоже очень по душе, и я очень рад, что могу сказать Вам это. /…/Это просто и красиво – а главное, это искренно и верно!/…/
Крепко жму Вашу руку, и доволен, и рад, что видел Вас».

Через год писатели вновь  встретились в Ялте. Теперь уже виделись каждый день, так как по приглашению Алексея Максимовича, Бунин у него  завтракал и обедал, и «почти не выходил от него».

 Брату Юлию  он сообщал: «Я провожу здесь время очень недурно. /…/ Живу в гостинице «Крым», за молом, так что под самыми моими окнами непосредственно прибой.   /…/ Горький  написал в «Жизнь», чтобы «Жизнь» издала мои стихи, у которых тут много поклонников. Горький в высокой славе, за ним ухаживают, умоляют его написать пьесу».  Популярность Горького и малоизвестность Бунина стали поводом одного забавного эпизода. В Ялте  в то время актеры МХАТа  готовились к гастрольным спектаклям.   

Бунин вспоминал: « Мы с утра отправлялись в городской театр, ходили по сцене, где шли усиленные приготовления к спектаклю, а затем всей компанией направлялись к Чехову, где проводили все свободное время. И вот среди всего этого оживления подошел ко мне известный в Москве адвокат, Иван Николаевич Сахаров, один из тех, кто всегда вертится около актеров, писателей, художников, и сказал:

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - %D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80-%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8-%D0%90.-%D0%A7%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%B2-%D0%AF%D0%BB%D1%82%D0%B5-1900-%D0%B3%D0%BE%D0%B4-768x514.jpg


-Иван Алексеевич, уезжайте отсюда…
— Почему? – удивился я.
— Вам, конечно, очень тяжело здесь среди таких знаменитостей, как Горький, например…
— Нисколько, — сказал я сухо, у меня иной путь, чем у Горького, буду академиком … и неизвестно, кто кого переживет…»  

Вера Бунина в свои силы, талант и последующий успех подкреплялись упорством и работоспособностью. 7 августа  1900 года  Горький  получил  поэму «Листопад», которая привела его в восторг.

В ответном письме он не скупился на похвалу:

  «И осень тихою вдовой» — хорошо! « в листве сквозной просветы в небо, что оконца» — верно, тонко! «Как вышки, елочки темнеют…» — прекрасно! У Вас я еще не знаю ни одного стихотворения, равного этому по обилию образов и красоте их.

Дядя Ваня – будь здоров, расти большой, большой. Ужасно приятно и радостно встречать настоящее искусство!»  Своими  впечатлениями от автора  он делился  с А.П. Чеховым:  «Знаете – Бунин умница. Он очень тонко чувствует все красивое, и когда он искренен – то великолепен. Жаль, что барская неврастения портит его. Если этот человек не напишет  вещей талантливых, он напишет вещи тонкие и умные».

  В октябре поэма «Листопад» была напечатана   журнале «Жизнь» с посвящением М. Горькому, о чем в последний год своей жизни  Бунин язвительно отметил на полях книги А.А. Волкова «Очерки русской литературы», изданной в Москве в 1952 году: «По его, Горького, бесстыдной просьбе».  Но это будет спустя много лет, а  в ту пору Иван Алексеевич с удовлетворением читал в письме отзыв Горького на рассказ «Антоновские яблоки»:   «А еще большое спасибо за «Яблоки». – Это – хорошо. Тут Иван Бунин, как молодой бог, спел. Красиво, сочно задушевно.

Нет, хорошо, когда природа создает человека дворянином, хорошо!  /…/Вам  надо очень много писать ».

 Но, как и прежде, особенно хвалил бунинские стихи:

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 26-024-B522-6-C9296856_m_600x600.jpg

« Когда я буду писать отзыв о Вашей книге стихов («Листопад»), я, между прочим, буду сравнивать Вас с Левитаном, которого тоже  горячо люблю, которым наслаждаюсь всегда».  И в другом письме  вновь признавался:   «Листопад» /…/ я проглотил как молоко. Хорошо! Какое-то матовое серебро, мягкое и теплое, льётся в грудь со страниц этой простой,  изящной книги. Люблю я /…/ отдыхать душою на том красивом, в котором вложено вечное /…/»

(продолжение следует)

Posted in М. Горький, Современники И.А. Бунина | Leave a comment

«Есть в женщине какая-то загадка»

Виртуальная выставка «Есть в женщине какая-то загадка»

К 125-летию «Государственного Русского музея»

Русский музей в Санкт-Петербурге считается первым музеем русского искусства и художественного творчества государственного значения. История его возникновения начинается с императорского решения Александра III. Бытует мнение, что мысль об открытии Русского музея завладела Александром III в 1889 году после приобретения очередного полотна для своей обширной коллекции. Обнаружив, что для новых предметов искусства в залах Зимнего дворца места уже недостаточно, император озвучил идею об открытии всенародного государственного музея, экспозиции которого включали бы лучшие шедевры, доступные для просмотра каждому и подтверждающие успех, и высокий статус русской культуры в мире. Богатейшая коллекция музея включает большое количество картин известных художников.

В праздничный день, 8 марта, предлагаем посмотреть виртуальную выставку некоторых портретов очаровательных представительниц прекрасного пола из собрания Русского музея. Каждая из них в жизни была удивительной и неповторимой. Художники смогли передать не только красоту облика женщин, но и души, что во все времена привлекает внимание окружающих. Любая женщина — это загадка, которую так хочется отгадать…

Есть в Женщине, какая-то загадка,
Без Солнца, как студеная река…
И в этом суть, а может быть отгадка,
С древнейших дней и может на века…

В весенний день, она подобна птице,
С рассветом, -спозаранку на крылАх…
С теплом  и долгожданным Солнцем,
Щебечет птицей, с песней на устах…

Ее, как птицу, тянет в небеса,
Когда ветра и шлет привет, погода…
И снова, улетает  за леса,
В ее полете,-вешняя природа…

Есть в Женщине, какая-то Загадка,
Не разглядеть, без жаркого огня…
И в этом суть, а может быть, отгадка,
Ее рутинного распятья-бытия…

ЕСТЬ, В ЖЕНЩИНЕ, КАКАЯ ТО ЗАГАДКА…

Николай Берковский

Видео доступно по ссылкам:

YouTube https://youtu.be/RAWSXQxOjMQ

RUTUBE https://rutube.ru/video/private/a86b9438e9207f170c6d1f3327a98301/?p=saWXqNvWsU3uONs5U0uUQA

Posted in Выставка | Leave a comment

8 МАРТА — ВЫХОДНОЙ

Posted in Объявление | Leave a comment

«Современники И.А. Бунина: Ф.И. Шаляпин».

Выпуск 3 (заключительный).

Через несколько лет после революции 1917 года Бунин и Шаляпин, правда, с разницей в два года, оказались в эмиграции. И, если  писателя преследовала нужда, великий оперный певец, благодаря гастролям и многочисленным  концертам материально не нуждался.

Был ли он счастлив  Шаляпин на чужбине?  По свидетельству современников, складывалось впечатление, что даже в своей квартире, в одном из чудеснейших кварталов Парижа, ему чего-то очень важного постоянно недоставало. Один из его близких друзей  вспоминал:

«Мы с ним много ездили в поисках дачи и по Франции и за границу. Он все искал себе имение, чтобы «было похоже на Россию». Россию он любил страстно, все время тосковал о ней. «Я не понимаю, — говорил он, — почему я, русский артист, русский человек, должен жить и петь здесь, на чужой стороне. Ведь как бы тонок француз ни был, он до конца меня никогда не поймет. Да и там, в России, понимала и ценила меня по-настоящему галерка. Там была моя настоящая публика. Для неё я и пел. А здесь галерки нет».

Успокоения не было, душа болела, несмотря на то, что  был он, по словам А. Седых,  щедро награжден  Господом: «голосом – единственным в мире по сил и красоте, внешностью необыкновенною, умом острым, талантами разнообразными».  

Одним из  талантов было умение Федора Ивановича виртуозно гримироваться.   Делал это  он всегда самостоятельно,  причем так, что  воплощаемый им образ казался реальным.  И  было тем это более поразительно, что  не всегда Шаляпин хорошо знал историю своего героя. Об этом рассказывал Буниным С.В. Рахманинов.  В дневнике Веры Николаевны  есть следующие строки от 3 августа  1929 года:

«Только что вернулись из Канн./…/ Подъехали Рахманиновы /…/ Сергей Васильевич  много говорил о Шаляпине.  /…/ Рассказывал, как Шаляпин роли придумывал.

Нужно играть Олоферна – он об Олоферне ничего не знает – ему Савва Мамонтов говорит: нужно, точно с фрески сошел. Шаляпин ухватил и стал вести роль с угловатыми движениями. /…/ Нужно ему было готовить речь Сальери, а он и понятия не имеет, что за человек, какой грим. Врубель на листе почтовой бумаги нарисовал Сальери, и Шаляпин так и стал гримироваться. Гримировался он изумительно, по пути к Грозному он был Листом. Как он это делал, не объяснял».

Эту тайну преображения   в гримёрке немного приоткрыл в воспоминаниях Андрей Седых: «Мы пришли за час до спектакля. Шаляпин уже гримировался. Это была очень медленная и кропотливая процедура, причем работал он над своим лицом, как художник над полотном. Делал широкие мазки, вблизи это могло казаться грубоватым, но со сцены грим не был заметен, так натурально и естественно выглядело его лицо.

На наших глазах белобрысый волжский богатырь постепенно превращался в усатого Рыцаря без страха и упрека со впавшими щеками и провалившимися глазами или в черноволосого, жестокого полутатарина Бориса…»

И он же утверждал: «Исключительный свой талант драматического артиста, собственно игру, Шаляпин в себе не особенно ценил. Пение для него всегда было на первом месте, превыше всего. И замечательно: Федор Иванович, весьма любивший всяческое перед собой преклонение, по отношению к своему собственному искусству был критиком строжайшим, ничего себе не прощал».   Хотя,  мнение тех, с кем был дружен, было для него немаловажным.   Единственным  же человеком, перед которым он преклонялся и благоговел, был Сергей Рахманинов. Однажды он признался:   «Рахманинов – это гора, горище. Я в жизни никого не боюсь, а перед ним трепещу».    

В  начале декабре 1933 года по пути в Стокгольм за Нобелевской премией Иван Алексеевич навестил старого друга в Гамбурге. Об этом визите Вера Николаевна записала в дневнике 3 декабря:

Федор Шаляпин – отец самой красивой девушки эмиграции | Фото: moiarussia.ru

« …  заезжали к Шаляпину. Я не видела его/…/ почти ровно 18 лет. Он пострел, но приобрел более, я бы сказала, организованный вид и в лице и в манерах. Был любезен, гостеприимен. Квартира богатая, с редкими вещами. Кабинет с камином, высокое огромное окно, как в студии художников. Деревянная лестница куда-то, наверху на перила наброшен гобелен. Угощал нервно, порывисто медом, белым вином, которое сам пил, несмотря на диабет /…/ одет был изысканно. Темные брюки, бежевый пиджак, сшитый очень хорошо. Зеленая рубашка и в тон галстук – продолговатая клетка зеленая и черная.

Столовая тоже огромная, освещена тускло. Есть фарфор русский. Поражает высота комнат . /…/

Говорили о Горьком. Они с Шаляпиным переписывались ещё 2 года тому назад. Шаляпин или не понимает или делает вид, что не понимает ничего в политике – «Я думал, что эти люди действительно хотят блага народу. Я мужик, крестьянин. А у них Бог знает что. Горький звал назад. Я отказался».  

  В июне тридцать седьмого года Бунин  видел  Шаляпина на сцене в Париже последний раз. «Он давал концерт, пел то один, то с хором Афонского. Думаю, что уже и тогда он был тяжело болен. Волновался необыкновенно ./…/Из-за кулис он прислал мне записку, чтобы я зашел к нему. Я пошел. Он стоял бледный, в поту, держа папиросу в дрожащей руке, тотчас спросил (чего прежде, конечно, не сделал бы):

— Ну что, как я пел?

— Конечно, превосходно, — ответил я. И пошутил: — Так хорошо, что я все время подпевал тебе и очень возмущал этим публику.

— Спасибо, милый, пожалуйста, подпевай, — ответил он со смутной улыбкой. — Мне, знаешь, очень нездоровится, на днях уезжаю отдыхать в горы, в Австрию».    Но не помогли  ни отдых, ни лечение. Смертельный недуг, рак крови,  постепенно брал своё.

«В последний раз я видел его месяца за полтора до его кончины, — навестил его, больного, вместе с М. А. Алдановым, — вспоминал Иван Алексеевич.- Болен он был уже тяжело, но сил, жизненного и актерского блеска было в нем еще много. Он сидел в кресле в углу столовой, возле горевшей под желтым абажуром лампы, в широком черном шелковом халате, в красных туфлях, с высоко поднятым надо лбом коком, огромный и великолепный, как стареющий лев».    

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 17088533.jpg

За долгую творческую жизнь Шаляпин создал галерею поразительных по силе воздействия сценических образов, спел бесчисленное множество камерных произведений, многие из которых записаны на пластинки.   

Во время одной из последних парижских встреч с Буниным, Федор Иванович  « завел граммофон, стал ставить напетые им в прежние годы пластинки и слушал самого себя со слезами на глазах, бормоча:

— Неплохо пел! Дай Бог так-то всякому!»


Скончался Федор Иванович 12 апреля 1938 года  в Париже  и был похоронен  на парижском кладбище Батиньоль.  В 1984 году прах  перезахоронили на Новодевичьем кладбище Москвы.

«Незабываемый чудо-артист, с истинно сказочным дарованием» —  так  великолепно охарактеризовал  Шаляпина в 1938 году  Сергей Рахманинов. И добавил: «Для будущих поколений он будет легендой».

Posted in Современники И.А. Бунина, Ф.И. Шаляпин | Leave a comment

Наш гость — актриса Мария Кононова

19 февраля состоялся Спектакль «Евгений Онегин» | Большой тур, ставший большим событием в культурной жизни Ельца. За несколько часов до его начала трое молодых артистов «Московского театра комедии» посетили наш музей. Среди них была замечательная актриса Мария Кононова, исполнительница роли Татьяны Лариной. После экскурсии она написала отзыв со словами благодарности. «Музей произвел очень большое впечатление, нам очень, очень понравилось! Даже не ожидали, что здесь так хорошо, уютно и душевно! Мы узнали много нового и интересного об Иване Алексеевиче и прошлой эпохе,» — сказали на прощание гости. И добавили: «Надеемся, что приедем сюда еще».

Posted in Гости и друзья нашего музея | Leave a comment

«Современники И.А. Бунина: Ф.И. Шаляпин»

Выпуск 2.

Плотный гастрольный график Шаляпина  и  странствования по разным странам Бунина не позволяли им часто видеться, но, при первой возможности, друзья встречались и в кругу знакомых, и  на театральных  премьерах. Так, 5 ноября 1902 г. состоялась премьера пьесы Л.Н. Толстого «Власть тьмы» в Художественном театре. Валерий Брюсов отметил в дневнике: «Юргис Балтрушайтис был в понедельник    у Андреева. Там были все великие: Скиталец, Горький, Шаляпин, Бунин etc… Видел их всех, кроме Горького, на первом представлении «Власти тьмы»…»

Вечером 3 декабря 1902 года  в Большом театре состоялся бенефисный спектакль Ф.И. Шаляпина, который исполнял главную роль в опере А. Бойто «Мефистофель».

Шаляпин в роли Мефистофеля

Бунин присутствовал  на спектакле и  на банкете в ресторане И.Я. Тестова, где  продолжилось чествование певца. А.М. Горький, приветствуя Федора Ивановича, вручил ему  на память оформленный в древнерусском стиле поздравительный адрес от группы литераторов, в числе которых была и подпись Бунина.

16 декабря 1904 года  Иван Алексеевич слушал в Большом театре оперу А.Г. Рубинштейна «Демон», главную партию в которой пел Ф.И. Шаляпин. Успех был потрясающий.

А. Серебров вспоминал: «В антракте перед третьим действием происходило чествование бенефицианта. /…/ Все, кто был в нашей ложе, — Горький, Бунин, Андреев, Скиталец и несколько дам, — отправились за кулисы поздравлять Шаляпина».

 Февраль 1912 года Бунин с Верой Николаевной  провели на Капри. Первый же день этого месяца порадовал  встречей  с Шаляпиным.  О его приезде известила жена  Алексея Максимовича Горького,  прислав записку  с просьбой непременно прийти  вечером.

Племянник Бунина Николай  Пушешников записал об этом в дневнике:

 « В восемь часов вечера мы пошли к Горькому.  Войдя в прихожую, я увидел – и сразу же узнал – через открытую в столовую дверь чью-то громадную спину, широкие, полные плечи и большую голову в слегка взбитых жидких волосах желтоватого цвета, с проседью на висках. /…/ Шаляпин встал и, поцеловавшись с Иваном Алексеевичем, сказал: «Здравствуй, Ванечка!» — «Ну а как ты, Федор! И т.д. Начался обычный разговор, сделавшийся сразу многоголосым. /…/ Постепенно стали приходить ещё некоторые русские и скоро в этой комнате уже негде было поместиться».  

На Капри у Горького

Об этой встрече  Иван Алексеевич  на следующий день  лаконично  сообщил   старшему брату Юлию: «Вчера провели вечер с Шаляпиным – пришел на яхте с молодым Терещенко из Монте-Карло».

Побывали после этого Бунины и в знаменитом каприйском Лазурном гроте.

Голубой грот

Карл Фридрих Зейферт. Голубой грот (1860)

  «Вчера мы (Горький, Бунин, Муромцева и я) заплывали на лодке в Лазурный грот. Лодочник рассказывал (знакомый Горького, он сам его и нанимал нас везти), в этом гроте пел Шаляпин, стоя в лодке», — делился впечатлениями Н. Пушешников Ю.А. Бунину  в письме 17 февраля.  

По  возвращении домой, 1 марта 1912 года, Бунин в интервью газете «Одесские новости» рассказал о поездке на Капри, встречах с   Горьким и  Шаляпиным:

«К нему /Горькому/ часто наезжают знакомые друзья. В мою бытность, например, его посетил Шаляпин, внесший своей бодростью, весельем и мощью много оживления. /…/

Федор Шаляпин и Максим Горький
Шаляпин и Горький

Кстати, у Шаляпина и Горького возникла интересная мысль – написать оперу о Ваське Буслаеве. Они и меня втягивали в это дело. Вопрос, впрочем, решится с приездом  ожидающегося на Капри Глазунова, которому будет, конечно, предоставлена самая ответственная работа. О своем участии в этой затее я пока сказать ничего не могу. А дело интересное!»

Иван Алексеевич прекрасно знал, что когда за дело берутся профессионалы, результат должен быть впечатляющим. К тому же,  десять лет назад, 26 января 1902 года на концерте в Большом зале Консерватории Шаляпин с успехом  исполнил музыкальную композицию А.Т. Гречанинова «На распутье» на слова Бунина.  Иван Алексеевич в это время жил в Одессе и известие об этом получил  из письма  Н.Д.Телешова.    

28 октября 1912 года в Москве торжественно отмечалось 25 лет  с начала литературной деятельности И.А.Бунина.  Среди множества поздравлений была и приветственная телеграмма от Федора Ивановича:

«Дорогой друг Иван Алексеевич прими мое сердечное поздравление с торжественным празднованием твоей славной деятельности шлю тебе пожелания здоровья и счастья на многие годы и крепко тебя люблю».

Февраль 1913 года Бунины и Пушешников вновь проводили на Капри. И там, к большой радости, снова оказались вместе со старыми друзьями. Пушешников  писал  Юлию:

«Приехал Шаляпин. Видел его уже три раза. 9-го мы обедали у него в отеле. В отдельной зале».  По словам Николая Александровича, вначале на обеде  было невесело  из-за плохого настроения Горького:  «он был уныл, натянут, мрачен и неразговорчив (всегда таков в обществе знаменитостей)».

Капри

И только благодаря Бунину, разряжавшему обстановку шутками,  «к концу вечера оживился и Шаляпин. Читал  «Дон-Жуана» Пушкина, напевал, рисовал свой профиль и т.д.»  Потом  Иван Алексеевич и Шаляпин (уже подвыпившие) стали петь малороссийские песни».  Бунин пел, или, вернее, кричал, по словам Пушешникова,  настолько громко,  что Шаляпина почти не было слышно. « В час ночи перешли вниз, в комнату, где стояло пианино. Шаляпин под свой аккомпанемент спел пять вещей: «В могиле э. мрачной» Б., «Я не сержусь», романс Брамса, «Ноченьку» и «Ах, как я да молоденька была». Комната была маленькая, народу много и голос его терялся. Потом опять наверху пили вино. /…/ Ушли мы от Шаляпина в четыре часа ночи».

Ответный обед  Шаляпину Бунин устроил на вилле «Серафина» спустя несколько дней. Вспоминая об этом, он писал: «Мы дали обед в честь его приезда, пригласили Горького и ещё кое-кого из каприйской русской колонии. После обеда Шаляпин вызвался петь. И опять вышел совершенно удивительный вечер. А в столовой и во всех салонах гостиницы столпились все жившие в ней и множество каприйцев слушали с горящими глазами, затаив дыхание».

По свидетельству Пушешникова, пение оставило необыкновенное впечатление, ибо пел он  «прекрасно, величественно, могущественно, нежно. Спел арию из «Дон-Карлоса», «Д. Гренд.», «Серенаду» Шуберта».

Капри

 Об этом удивительном концерте спустя несколько дней, 17 февраля, Бунин упомянул  в письме одесским друзьям Б. Е.И. Буковецкому и П.А. Нилусу:  «Жил Шаляпин неделю. Я ему закатил обед – он пел после обеда часа два».  

(продолжение следует)

Posted in Современники И.А. Бунина, Ф.И. Шаляпин | Leave a comment

Ознакомьтесь с отзывами других пользователей
или оставьте свой

Posted in Отзывы | Leave a comment

«Современники И.А. Бунина: Ф.И. Шаляпин»

Выпуск 1.

«Федор Шаляпин – лицо символическое … в русском искусстве Шаляпин – эпоха, как Пушкин» — так писал в одном из писем А.М. Горький об этом изумительном  русском певце и выдающемся актере, реформаторе музыкального театра.  Кстати, именно  Алексей Максимович стал невольным поводом знакомства И.А. Бунина  и Ф.И. Шаляпина.

8 ноября 1901 года  Бунин вместе с литераторами Л.Н. Андреевым, Н.Д. Телешовым, К.П. Пятницким и переводчиком А. Шольцем прибыл в Подольск для встречи с Горьким,  ехавшим из Нижнего Новгорода в Крым для лечения.   Полиция, напуганная  проводами на нижегородском  вокзале, превратившимися в политическую манифестацию, не пропустила в его Москву и задержала на станции с целью пересадки на другой поезд.

  Как вспоминал Н.Д. Телешов, «сюда же, на свидание с Горьким, приехал и Ф.И. Шаляпин. Здесь, на платформе станции Подольск, мы все с ним и познакомились». Проводив Горького на севастопольский поезд, писатели уехали в Москву. Бунин и Шаляпин довольно быстро нашли общий язык и  по приезде в столицу, продолжили  знакомство в ресторане, где и провели всю ночь.   У них оказалось немало общего, начиная с возраста.  Шаляпин был моложе Бунина всего на два с половиной года,  но очень близок  независимостью суждений,  артистическим даром, редким талантом  и работоспособностью.   По его словам, «работать —  это…  десятки, сотни раз повторять одно и то же  до тех пор, пока  получится хорошо». Расстались они уже друзьями.

    Спустя несколько дней,13 ноября, Федор Иванович получил письмо от  Бунина с приглашением посетить   заседание литературного кружка «Среда»:

«Дорогой Федор Иванович, позволь тебе напомнить, по общей просьбе моих товарищей, к  которой, конечно, от всей души присоединяюсь и я, — о твоем обещании посетить наш завтрашний вечер. Мы, т.е. небольшая компания пишущих, собираемся так еженедельно (по средам) на квартире Ник. Дмитр. Телешова  /…/ для небольших чтений, разговоров и скромной выпивке и все будем чрезвычайно рады тебе. Если ты свободен весь вечер, поедем часу в 9-м. Могу заехать за тобой, или заезжай ты ко мне в Большую Московскую гостиницу  /…/. Если не свободен – приезжай хоть попозднее, хоть на часок».

     Шаляпин  не отказался.  Приехал, посмотрел, послушал. Дружеская атмосфера, царившая там, пришлась   по душе. На «Средах» он стал  желанным и нередким гостем. Более того, получил даже своеобразное прозвище, которое давали только постоянным членам кружка. И если  Бунин   там был «Живодёркой» за острый язык и критику, то  Шаляпин —  «Разгуляй».  Смысл этой шуточной клички как нельзя лучше раскрывал одну особенность характера непревзойдённого оперного баса – жить с размахом,  широко, не жалея сил, здоровья и времени. По воспоминаниям Ивана Алексеевича, «тратил он себя все-таки порядочно. Без умолку говорить, не давая рта раскрыть своему собеседнику, неустанно рассказывать то то, то другое, все изображая в лицах, сыпать прибаутками, словечками, — и чаще всего самыми крепкими, — жечь папиросу за папиросой и все время «богатырствовать» было его истинной страстью».

27 ноября 1902 года  в интервью  «Киевской газете» Иван Алексеевич, говоря о традиционных встречах писателей, упомянул и Шаляпина:

«Литературных собраний / …/ у нас несколько, и одни из них – «понедельники» – происходят у Леонида Андреева. Там собирается весь наш кружок, в том числе и Шаляпин». 

Приехав на заседание кружка, Шаляпин обычно «слушал чтения, — хотя терпеть не мог слушать, — иногда садился за рояль и, сам себе аккомпанируя, пел — то народные русские песни, то французские шансонетки, то «Блоху», то «Марсельезу», то «Дубинушку» — и все так, что у иных «дух захватывало».

Н.Д. Телешов рассказывал Вере Николаевне Муромцевой, как однажды Шаляпин  «явился к нам со словами:  «Братцы, петь хочу…» и попросил меня вызвать Рахманинова. «Вы здесь меня слушайте, а не в Большом театре», — говорил он в тот вечер, пел, правда, так, как никогда. Чтение было отменено, и что это был за концерт! Уж не знаю, кто из этих замечательных артистов был выше! И как они друг друга увлекали!..»

   Впоследствии,  супруга Бунина справедливо заметила: «Известно, что артисты часто проявляют больше блеска в дружеской компании, чувствуя настоящих ценителей искусства, так бывало и с Шаляпиным: нигде он так не пел, как на «Среде» у Телешовых, когда ему аккомпанировал Рахманинов» .  

 На знаменитой фотографической карточке,  в виде открытки разошедшейся  в  начале ХХ века в России  в сотнях тысячах экземпляров, запечатлены члены «Среды»:    Скиталец, Горький, Андреев, Шаляпин, Бунин,  Телешов, Чириков.

  А вот свой фотопортрет Шаляпин подарил Бунину, сделав  надпись на лицевой стороне: «Милый Ваня! Мой Бог свободен от цензуры и я ликую! Тебя любящий Федор Шаляпин. Бунину 30/Х 902».  

Через полгода Бунин  преподнес   Ф.И. Шаляпину  второй том «Стихотворения», выпущенный в Санкт-Петербурге обществом «Знание»   с надписью: «Федору Ивановичу Шаляпину от души. Ив. Бунин».    Спустя несколько месяцев будет сделан ещё один подарок на память — перевод поэмы Д.Г. Байрона «Манфред» со словами: «Дорогому Федору Ивановичу Шаляпину Ив. Бунин Москва, 12 окт. 1903».

(продолжение следует)

Posted in Современники И.А. Бунина, Ф.И. Шаляпин | Leave a comment

«Ф.И. Шаляпин: на сцене и в жизни»

Бесценна и неисчерпаема сокровищница мирового реалистического искусства. Бессмертна слава выдающихся художников, актеров, музыкантов, писателей и поэтов, обогативших ее своими гениальными творениями. Среди множества имен гениальных мастеров русской художественной культуры выделяется имя изумительного певца и выдающегося актера, величайшего реформатора музыкального театра — Федора Ивановича Шаляпина.

За долгую творческую жизнь Шаляпин создал галерею поразительных по силе воздействия сценических образов, спел бесчисленное множество камерных произведений, многие из которых записаны на грампластинки. Каждое из его творений служит вечным эталоном, шедевром подлинного искусства.

«Я слышал и видел Шаляпина, и потому я знаю, что за последние десятилетия не было подобного ему гения в искусстве. И гений этот, общечеловеческий по своему значению, был чисто русским по своим истокам и самой своей сущности, одним из прекраснейших воплощений русской народной души» — так выразил мнение большинства соотечественников — эмигрантов писатель Лев Любимов в книге «На чужбине».

На виртуальной выставке, наряду с фотографиями певца разных лет, представлены его некоторые сценические оперные образы, дополненные музыкальным сопровождением.

Ф.И. Шаляпин. 1900г.
Ф.И. Шаляпин — Дон Кихот, опера Ж. Массне «Дон Кихот«;
Мефистофель, опера А.Бойто «Фауст»
Ф.И. Шаляпин — Борис Годунов, опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов»
Ф.И. Шаляпин и С.В. Рахманинов; Ф.И. Шаляпин и А.М. Горький
Ф.И. Шаляпин — Мельник, опера А.С. Даргомыжского «Русалка»;
Фарлаф, опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила»
Ф.И. Шаляпин — Мефистофель, опера Ш. Гуно «Фауст»
Ф.И. Шаляпин работает над своим скульптурным портретом
Ф.И. Шаляпин — Иван Сусанин, опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»
Ф.И. Шаляпин — Еремка, опера А.Н. Серова «Вражья сила»;
Олоферн, опера А.Н. Серова «Юдифь»
Ф.И. Шаляпин — Иван Грозный, опера Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка»
Ф.И. Шаляпин — Досифей, опера М.П. Мусоргского «Хованщина»;
Варлаам, опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов»
Ф.И. Шаляпин
Posted in Выставка, Ф.И. Шаляпин | Leave a comment