«…Великий пост — целых шесть недель отказа от жизни, от всех ее радостей. А там — Страстная неделя, когда умирал даже Сам Спаситель…»
«На Страстной, среди предпраздничных хлопот, все тоже грустили, сугубо постились, говели – даже отец тщетно старался грустить и говеть, – и я уже знал, что в пятницу поставят пред алтарем в рождественской церкви то, что называется плащаницей и что так страшно – как некое подобие гроба Христа – описывали мне, в ту пору еще никогда не видевшему ее, мать и нянька. К вечеру Великой субботы дом наш светился предельной чистотой, как внутренней, так и внешней, благостной и счастливой, тихо ждущей в своем благообразии великого Христова праздника. И вот праздник наконец наступал, – ночью с субботы на воскресенье в мире совершался некий дивный перелом, Христос побеждал смерть и торжествовал над нею. К заутрене нас не возили, но все же мы просыпались с чувством этого благодетельного перелома, так что, казалось бы, дальше не должно было быть места никакой печали. Однако она даже и тут была, даже в Пасхе. Вечером в тихих и розовых весенних полях слышалось отдаленное, но все приближавшееся и все повторявшееся с радостной настойчивостью: «Христос Воскресе из мертвых» – и через некоторое время показывались «христоносцы», молодые мужики без шапок и в белых подпоясках, высоко несшие огромный крест, и девки в белых платках, – эти несли в чистых полотенцах церковные иконы.
Все шли с торжествующим пением, входили во двор и, дойдя до крыльца, радостно и взволнованно, с сознаньем честь честью завершенного дела, замолкали, затем братски, как равные с равными, целовались со всеми нами мягкими и теплыми, очень приятными молодыми губами и осторожно вносили крест и иконы в дом, в зал, где в тонком полусвете весенней зари мерцала в главном углу лампадка, и ставили иконы на сдвинутые под лампадку столы, на новые красивые скатерти, а крест в меру с рожью. Как прекрасно было все это!»
Часто бывал в Марфино, носившее и другое название — Бунинское, его близкий родственник — известный географ, ученый с мировым именем, Пётр Петрович Семенов-Тян-Шанский .
Родился он 2 января 1827 года в селе Урусово Рязанской губернии, в семье отставного офицера. Отец — герой бородинского сражения, за доблесть награждённый золотой шпагой, был родным племянником поэтессы Анны Буниной. Мать, отменная хозяйка, любившая природу, с малых лет привила сыну интерес к жизни растений.
Когда Пете исполнилось пять лет, неожиданно умер отец, что серьёзно сказалось на психике матери. А ещё через пять лет мальчику пришлось не только присматривать за ней, но и вникать в хозяйственные дела по управлению имением. От крестьян, ставших первыми друзьями и помощниками, узнавал о природном мире, полевых работах, растениеводстве. Вечерами же, особенно – зимой, погружался в самообразование. В отцовской библиотеке было очень много различных изданий на разных языках, но самыми любимыми из них стали книги по истории и географии.
«Детские книги меня совсем не интересовали… Доставал поочерёдно из шкафа большие старые географические атласы моего отца, которые особенно любил, хотя были у нас и новые… Робинзон Крузо был у нас на разных языках. Эту книгу я читал с наслаждением и неоднократно».
Эти отроческие годы во многом определили его характер, в котором доминировали человеколюбие, жажда познания и упорство в достижении цели.
В 15 лет внук суворовского генерала поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, так как считал, что в жизни необходимы твердый характер, дисциплина и военная выносливость. Овладев с отличием курсом военных наук, и отказавшись от карьеры в армии, он стал вольнослушателем Санкт-Петербургского университета по отделу естественных наук.
И через три года вместо четырех, окончил его кандидатом естественных наук. В 1849 году, будучи членом Русского географического общества, практически в одиночку осуществил свой первый важнейший проект: комплексное исследование российской черноземной территории.
По рекомендации врачей в 1852 году молодой человек уехал поправить здоровье в Западную Европу. Там, немного окрепнув, с целью получения дополнительных знаний, начал изучать географию, геологию, экономику в Германии, Франции, Швейцарии, Италии. Посещая курс в Берлинском университете, познакомился с известными учеными Карлом Риттером и Александром Гумбольтом, которые заразили его страстным желанием исследовать неведомые науке Небесные Горы – Тян-Шань.
Спустя четыре года, Петр Петрович Семенов в сопровождении небольшого отряда казаков выступил из укрепления Верное (Алма-Ата) в свою трудную и рискованную экспедицию на Тянь-Шань (“Небесный хребет”). Маршрут был крайне трудный, климатические условия – суровые. Огромный перепад температур: от минус десяти по Цельсию ночью до сорока с лишним зноя к полудню. Воздух очень сухой. Голые степи, сильнейшие постоянные ветра, скалы, множество смертельно ядовитых змей и насекомых.… Тысячи километров тяжелейшего пути по равнинам и горным перевалам, во время которых просто необходимы были военные навыки. Зато и результаты экспедиции были поразительными.
Были исследованы, описаны Небесные Горы, определена высота, обмеряны громадные ледники. Составлена карта северной части Тянь-Шаня, а также опровергнута гипотеза Гумбольдта о вулканическом происхождении этих гор. Но главное – открыты горные проходы во Внутреннюю Азию.
Эта экспедиция на Тянь-Шань в 1856-1857 гг. заслуженно принесла Петру Петровичу мировую известность, а через полвека, в 1906 году, к фамилии Семенов была добавлена приставка Тян-Шанский.
Деятельная натура ученого не терпела бездействия. Пётр Петрович вспоминал: «Была у меня и другая заветная мечта, это была мысль о том, что Россия не может более оставаться в тех окаменелых формах, которые стесняли её свободное развитие. Казалось мне, что узел этих пут заключается в крепостном праве». С 1858 года он, вместе с другими учёными и политиками, начинал кропотливую работу над проектом реформы по отмене крепостного права, а в 1864 году его назначили директором центрального статистического комитета.
Члены главной переписной комиссии
Многие из разработанных им методов статистики применяются учёными до сих пор. В 1897 году Пётр Петрович организовал и провёл первую всеобщую перепись населения в Российской империи, которая дала ответы на множество вопросов, начиная от количества населения, плотности проживания, среднем возрасте, процентном соотношении полов и до десятков других подробностей. Все это было опубликовано в 119 книгах 89 томов.
Велика заслуга Петра Петровича и в издательском деле. Он опубликовал ряд исключительно ценных трудов по географии, статистике, экономике, энтомологии, искусству и др. Самая капитальная работа, участие в которой принимал Пётр Петрович – это Географическо-статистический словарь, издававшийся на протяжении 22 лет. Такого подробного справочника об озёрах, реках, городах, губерниях, морях, горах не было ни в одной из европейских стран. Огромным по масштабам охвата его проектом последних дней жизни стал свод трудов под общим названием «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества», изданный в 11 томах в 1899-1914 годах.
Удивительно разносторонний ученый — географ и геолог, ботаник и энтомолог, статистик, экономист и путешественник, организатор и историк науки, руководитель Русского географического общества, почетный член Петербургской Академии наук, увлекался ещё и коллекционированием. В Зоологическом музее РАН Санкт-Петербурга хранится его уникальная энтомологическая коллекция, а в Эрмитаж е — 719 полотен голландской и фламандской живописи, собранные им в Европе.
Скончался Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский 26 февраля 1914 г. и был похоронен на Смоленском кладбище Васильевского острова.
И.А. Бунин переписывался с одним из сыновей знаменитого географа – Валерием. Об этом есть строки в его статье 1932 года «Семёновы и Бунины»: «Я многое семейное узнал о нем от В. П. Семенова-Тянь-Шанского, его сына, живущего эмигрантом в Финляндии и порой родственно переписывающегося со мной (Семеновы родственники Буниным).
От него же стало мне известно о печальной участи обширных мемуаров, оставленных его отцом. Их вышел всего первый том (во всем зарубежье существующий только в одном экземпляре). В. П. прислал мне этот том на прочтение и рассказал историю второго, печатание которого совпало с революцией и к октябрьскому перевороту доведено было всего до одиннадцатого листа, на чем и остановилось». Со слов Валерия Петровича, там, помимо описания экспедиции Среднюю Азию и другого ценного научного материала, были «страницы, интересные и для широкой публики, — например, рассказ о том, как отец встретился в Сибири с Достоевским, которого он знал в ранней молодости /…/»
Русские люди, занимавшиеся торговлей, много путешествовали. Тверские купцы, которые в ХV веке считались самыми богатыми и успешными, были частыми гостями на западноевропейских, ближневосточных и среднеазиатских рынках. Один из них, Афанасий Никитин, не раз побывал во многих дальних странах. В 1466 году он из Персии на небольшом судне приплыл через Аравийское море в Индию. В этой незнакомой стране Никитин прожил, путешествуя, три года, посетил многие города и селения. Побывал на западном побережье, пересек Гатские горы, дошел до центра Деканского плоскогорья. Его записки о Джуннаре и Гульбарге, Бидаре, Голконде, о ярмарке в Аллаизе и алмазных копях в Райчуру, о крепости Виджаянагар удивительно живописны. Яркие картины жизни народов Индии, ее пышная тропическая природа, множество интересных деталей быта и нравов запечатлели страницы его дневников. На их основе в 70-х годах ХХ века известный московский художник А.В. Мелихов создал удивительные иллюстрации. Выполненные в стиле восточных миниатюр, они насыщены многочисленными образами, деталями быта, помогающими полнее представить красочный и самобытный мир далекой Индии ХV века.
ВСЕХ-ВСЕХ-ВСЕХ! Приглашаем на КВЕСТ! При себе иметь улыбку и хорошее настроение!
Эта развлекательная игра будет интересна не только детям и молодёжи, но и представителям старшего поколения. Когда же объединяются семьи, друзья, знакомые или просто люди, которые встречаются друг с другом в стенах нашего музея, то все задания, даже сложные, становятся сразу «по плечу»! В игровой форме участники узнают много интересного о военных специальностях, проанализируют свои способности и расшифруют фразу знаменитого земляка.
Наш музей всегда рад новым посетителям! Ждём вас в гости!
Квест-игра проводится по предварительной записи для групп от 5 до 10 человек. Спешите! Количество мест ограниченно.
Неподалеку от Денисовки было имение двоюродного брата Анны Петровны – Николая Анатольевича Бунина, который слыл не только в Усманском уезде, но и в Тамбовской губернии и России «образцовым помещиком и хозяином».
В молодости Николай Анатольевич служил на флоте. В 1796 году четырнадцати лет он поступил в Морской кадетский корпус, в 1798 году стал гардемарином. В Балтийском море плавал на кораблях «Глеб» и «Николай». В 1801 году Бунина произвели в мичманы, и он находился в столице при новостроящемся корабле «Скорый». В 1802-1805 годах продолжил службу на кораблях «Святой Петр» и «Эмгейтен». По аттестации 1805 года был он «поведения благородного, в должности знающий и к оной усерден, но по слабому здоровью на море службы продолжать не может». В январе 1806 года Николай Анатольевич вернулся в родовое имение Марфино, где, по воспоминаниям П.П. Семёнова-Тян-Шанского,
«степная местность была далеко не красивая. Сады, разведенные вокруг близких одна от другой и родственных нам усадеб, были невелики и очень непривлекательны, реки не было, но пруды были довольно обширны. Дома одноэтажные, невысокие, не имели ни малейшего притязания на красоту…» Здесь отставной моряк занялся хозяйством, причем настолько успешно, что удивил и поразил даже немецкого экономиста, барона А. Гакстгаузена, путешествовавшего по России в сороковых годах ХIХ века с целью изучения русской общины.
А. Гакстгаузен
Первым, на что обратил внимание немецкий гость, было то, что «большинство полей в Марфино огорожено живой изгородью на валу, остальные «обведены загородкою от потрав скотом». Второе — многопольный севооборот.
«В первый год земля засевалась озимой пшеницей, во второй — просом и ячменем, затем чистый пар, на четвертый год — рожь, на пятый — гречиха, и земля вновь паровала. Весной вносились удобрения, и сажали картофель, который большинство местных помещиков не признавало.
На седьмой год сеяли яровую пшеницу, на восьмой — овес, на девятый — вносились удобрения, и земля отдыхала. И этот цикл регулярно повторялся». Почва обновлялась и улучшалась и за счет ежегодного внесения навоза, к чему ранее не прибегали не только в уезде, но и в губернии. К тому же, при обработке земли использовались новейшие сельскохозяйственные орудия, которые Николай Анатольевич приобретал либо в России, либо выписывал из-за границы. Поразили и отношения между помещиком и крепостными, которые были деловыми. По словам Гакстгаузена, «крестьяне г. Бунина зажиточны».
«Они на барщине, но господин Бунин самым точным образом определил и обязательную работу. Крестьяне обязаны работать три дня в неделю, однако каждому рабочему точно определяется и предписывается, что он должен сделать. /…/ Крестьяне прилежны, работают скоро. Владелец и крестьяне в хороших отношениях друг к другу». Все увиденное позволило сделать немецкому чиновнику следующий вывод: Бунин «ведёт сельское хозяйство на основании рациональных начал большой практической опытности».
В 1819-1828 годах Николая Анатольевича избрали предводителем Усманского уездного дворянства. На этом поприще он стал инициатором открытия 19 мая 1821 года уездного училища, обучение в котором, по его настоянию, было бесплатным. К тому же, он оказывал ему хорошую материальную поддержку. Его хорошо знали и в придворных, государственных кругах. К его мнению прислушивались в столице. Так, в начале 40-х годов граф Киселев — министр государственных имуществ, довольно долго состоял в переписке с Н.А. Буниным по поводу освобождения крестьян от крепостного права.
Вполне возможно, Николай Анатольевич состоял в дальнем родстве с прадедом нобелевского лауреата. В. Н. Муромцева-Бунина вспоминала, что Иван Алексеевич, говоря о семейных преданиях отмечал: «Отец любил повествовать и о более близких предках, о своем деде, который был человек богатый, имел поместья в Воронежской и Тамбовской губерниях и только под старость поселился в своей родовой вотчине Орловской губ., Елецкого уезда, в Каменке…»
Сегодня в нашем музее работала московская съемочная группа кино-телекомпании «Православная энциклопедия». Музейные интерьеры стали своеобразным фоном для воссоздания елецких реалий конца ХIХ века, в которых проходила жизнь юного гимназиста Ивана Бунина – квартиранта мещанки Ростовцевой. Рассказ о жизни Ивана в нашем городе, православных святынях Ельца и их последующем отражении в произведениях нобелевского лауреата войдет в одну из передач телепрограммы «Православная энциклопедия», которая еженедельно выходит на телеканале «ТВ — Центр» по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и освещает историю и современную жизнь Русской православной церкви, а также историю и культуру России.
30 марта, в областном колледже искусств. им. К.Н. Игумнова открылась научно-практическая конференция, приуроченная к 150-летию со дня рождения выдающегося русского и советского композитора, нашего земляка, Сергея Никифоровича Василенко. Организатором стал Липецкий Дом музыки. Её участниками стали: педагоги Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Российской Академии музыки им. Гнесиных, научный сотрудник Российского национального музея им. М.И. Глинки, педагоги Липецкого Государственного педагогического университета им. П.П. Семенова –Тян-Шанского, Елецкого Государственного университета им. И.А. Бунина, педагоги и студенты Липецкого областного колледжа искусств им. К.Н. Игумнова.
Накануне именитые гости этой конференции посетили наш музей. После экскурсии, проведенной заведующей музея Газиной Т.А., оставили теплые отзывы и пожелания. Библиотечный фонд нашего музея пополнился новой книгой журналистки и писателя, обладательницы медали Ивана Бунина Московской областной организации Союза писателей России, Татьяны Щегловой «Авиаторы света».
Если Ивана Петровича хорошо знали в офицерских морских кругах и высшем свете Петербурга, то о его родной сестре Анне Петровне, было известно всей читающей публике России.
Именно её первую упомянул в «Автобиографической заметке» И.А. Бунин: «О роде Буниных я кое-что знаю. Род этот дал замечательную женщину начала прошлого (XIX) века, поэтессу А.П. Бунину, и поэта В.А. Жуковского».
Анну Бунину считают
первой русской поэтессой. «Ни одна женщина не писала у нас так сильно», —
говорил о ней Карамзин. Хвалил ее «приятные, звонкие стихи и тонкий ум» и
Державин. Императорская Академия художеств поместила ее портрет в зале
собраний, где висели изображения Карамзина, Дмитриева и Гнедича. Поэты ее эпохи
сравнивали Бунину с Сапфо, называли десятой музой и северной Коринной, в ее
честь писали оды.
Анна Петровна Бунина родилась, как и старший брат, в селе Урусово Ряжского уезда Рязанской губернии (теперь Чаплыгинский район Липецкой области) 18 января 1774 года в дворянской семье.
Образование получила домашнее, из которого в общих чертах знала лишь грамматику и арифметику. До 28 лет Анна жила сначала с тетей, которая приютила девочку после того, как умерла ее мать, а потом в семье старшей сестры. После смерти отца у Буниной появились собственные деньги. В 1802 году она отправилась в Петербург и поселилась там одна, без родственников, что было по тем временам крайне неприлично.
Здесь она деятельно принялась за самообразование, стала учиться французскому, немецкому и английскому языкам, физике, математике и, главным образом, российской словесности. В этом поддержал её только старший брат Иван Петрович, который, впоследствии, и ввел в литературные круги. Потратив в течение нескольких лет на уроки у профессоров все свои небольшие средства, Анна, наконец, смогла осуществить свою мечту, став поэтессой.
Литературные
труды и дали средства к жизни. Это были не привычные
гонорары за публикации, а иной вид вознаграждения. Императрица Елизавета
Алексеевна пожаловала Анне Буниной небольшую ежегодную пенсию, также поэтесса
получала ренту и от Марии Федоровны. Позже ее покровитель Александр Шишков с
помощью Кутузова выхлопотал Буниной пенсион у императора Александра. В 1808 г.
был издан первый труд поэтессы — перевод «Правил поэзии» аббата Бате, а в
последующие годы она опубликовала несколько сборников собственных стихов и
од. В 1811 г. была избрана почетным
членом общества «Беседа любителей русского слова».
Во время
войны 1812 г. Анной Буниной были написаны несколько патриотических
стихотворений. Одно из них, «На истребление французов, нагло в сердце России вторгнувшихся»,
было оценено особенно высоко и принесло ей известность. Вот его отрывок:
О росс! ликуй, – твоя победа! Ликуй и пой: попрал врагов! Нет буйству их отныне следа! Из их поверженных рядов Твоя изникла прочна слава! Ты змия сокрушил стоглава, – Стоока Аргуса сразил; Очистил землю от разбоев, И свету указав героев, В нем мир погибший водворил.
Современники относились к ней по-разному. Одни называли Бунину посредственной поэтессой и считали, что её высокопарные оды написаны архаическим языком. Другие хвалили и поддерживали поэтессу. Так, поэт Батюшков написал однажды Гнедичу: «В её поэме нет философии и много чего нет, но зато есть прекрасные стихи». В целом, Бунину ценили как одну из первых женщин, попробовавших свои силы в поэзии.
В 1815 году у Анны Петровны обнаружили серьезную болезнь, рак груди. Император лично следил за тем, чтобы поэтессу отправили в Англию. Считалось, что ее болезнь способны вылечить английские доктора.
Два года Анна Бунина прожила в Британии. Она бывала на знаменитом курорте Бате, в Брайтоне и других местах. Однако лучше поэтессе не становилось, и в 1817 году она вернулась в Россию. Болезнь прогрессировала, она перестала писать стихи и сосредоточилась на переводах. Часто приходилось работать, стоя на коленях: любая другая поза приносила боль. В 1824 году Бунина уехала из столицы к родственникам в деревню.
Спустя четыре года ее не стало. Поэтесса умерла в возрасте 54 лет в селе Денисовка Рязанской губернии.
В Севастополе впервые Иван увидел море, поразившее его «… всей своей темной громадной пустыней, поднявшейся в небосклон, что-то тяжко-синее, почти черное, влажно-мглистое…».
Вполне
возможно, подобное чувство восхищения морской стихией испытал много лет тому назад и еще один его
дальний родственник, уроженец села Урусово Рязанской губернии, Бунин Иван Петрович (1773—1859). На двадцать лет он связал свою судьбу с морем и вошел в историю как капитан 2 ранга, учредитель кронштадтского Морского собрания.
Служил на флоте с 1788 по 1808 год, плавая по Балтийскому морю. Принимал участие в сражениях Русско-шведских войн 1788—1790 и 1808-1809 гг.
Вот
несколько эпизодов из его военной биографии: в 1795—1799 г. ходил к Англии и
Голландии в эскадрах вице-адмиралов Ханыкова и Макарова. В 1795 году на парусном линейном корабле
«Глеб» участвовал в совместных действиях с английским флотом в войнах с
Францией 1792—1797 в ходе голландской экспедиции.
Спустя год, на 74-пушечном корабле «Мстислав» принимал участие в войне с Францией в совместных действиях с британским флотом в Северном море.
В 1808 году на кронштадском северном форватере был командиром корабля «Михаил»; затем флаг-капитаном на эскадре адмирала
Ханыкова против шведов и англичан при Гангуте, после чего вышел в отставку с
награждением чином капитана 2 ранга.
По
воспоминаниям племянника Эразма Стогова, он « на службе был лейтенант и постоянный
адъютант адмирала Ханыкова ; умный, хорошо образованный, очень добрый.
/…/хорошего роста, вершков восьми, хорошего
здоровья, брюнет, всегда готовый на доброе дело, и неустанный создатель и
участник удовольствий, но постоянный враг своим деньгам. Всегда числился где-то
на службе /…/
Риччи А. Светская вечеринка
Очень приятно пел, красиво танцевал, был щеголь,
немного музыкант. Был любимец дам, которым он умел нравиться; в обществе
мужчин, окружающих его, всегда был общий смех. /…/На его вечерах много бывало
дам из высшего круга, а хозяйкой была сестра его. Вечер открывался своеобразным
концертом. Нам, племянникам, раздавались музыкальные инструменты и каждому тот
инструмент, на котором не умеет играть, мне доставались тарелки. Бунин знал по
несколько песен на всех языках, как на европейских, так и на азиатских; сам
садился за фортепиано и пел турецкую песню; по данному им знаку мы усердно
ударяли в инструменты — вероятно, эта какофония походила на турецкую музыку. За
турецкими следовали персидские, цыганские — хохота было много».
До 1917 года в Кронштадском Морском собрании висел портрет Ивана
Петровича, так как здание было
возведено его старанием.
Среда - воскресенье: с 09.00 до 17.00 касса 09.30 - 16.30
Выходной: понедельник, вторник
Санитарный день: последний рабочий день месяца
Телефон для справок: (47467) 2-43-29