Выпуск 10.
На Торговой ХIХ века по утрам можно было увидеть спешащих на занятия гимназистов , ведь здесь находились две частные гимназии и реальное училище.
В здании, которое сейчас занимает один из корпусов колледжа искусств им. Т.И. Хренникова в первом десятилетии ХХ века сначала было частное училище II разряда, принадлежавшее вдове ротмистра Елизавете Михайловне Лысенко.
После того, как Лысенко перешла в другое место, здесь разместилась частная женская гимназия Веры Петровны Парамоновой, достаточно дорогая, в которой учились девочки из состоятельных семей.
Её воспитанниц легко можно было узнать по красивой форме: темно-вишневое платье украшала белая кружевная пелерина и черный бархатный бант.
Спустя годы, в 1908 году в здании гимназии располагалось Управление уездного воинского начальника.
К зданию впоследствии было пристроено двухэтажное помещение, во дворе которого находился двухэтажный соляной склад, от которого сейчас сохранился только первый этаж.
Красивое угловое старинное двухэтажное здание с ажурным балконом на противоположной стороне – бывший купеческий особняк — сейчас принадлежит фабрике народно-художественного промысла «Елецкие кружева».
Здесь плетут изящные и неповторимые кружевные изделия, сохраняя традиции знаменитого старинного елецкого промысла. Елецкие кружева, по праву считающиеся самыми легкими и тонкими в мире, известны в России с конца ХVII века. Именно тогда в нашем городе возник один из центров, в котором россияне начали осваивать эти европейское искусство. К середине ХIХ века кружево плели уже во многих окрестных населённых пунктах. Особенно много выплетали черных шелковых косынок и шарфов, модных в то время.
Для женщин многих елецких семей плетение кружев было одним из основных источников дохода. Скупали их местные купцы и вывозили для реализации в модные магазины С.-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Саратова, Казани, Астрахани, Самары, Пензы, Харькова.
Вначале рисунки для узоров привозились из – за границы. Но в дальнейшем появились свои художники и свой стиль, который сейчас отличает елецкие кружева от других. Если первоначально преобладала парная техника плетения, при которой использовалось большое количество коклюшек, доходящих порой до 200 – 300 пар, то современные сколки для кружевоплетения разработаны в сцепной технике, при которой количество коклюшек намного меньше за счет использования специального крючка. Неизменным остался только стиль и построение композиции изделия.
Елецким кружевам присущи мотивы морозных узоров, снежинок, нежный цветочно — растительный орнамент. Его можно безошибочно узнать по особой тонкости и изысканности узора. Основные элементы соединены изящными и невесомыми решетками, растительные узоры отличаются необыкновенной прозрачностью, а их контуры подчёркнуты сканью. Благодаря сочетанию в одном элементе разной плотности плетения, узор кажется объёмнее.
Мелодичный перезвон коклюшек, которые в Ельце традиционно делали из клёна, навсегда остался в памяти нобелевского лауреата. А молодым кружевницам, которые с утра до вечера создавали невесомую, воздушную красоту, он посвятил стихотворение. «Кружево».
Большое спасибо за информацию, очень интересно