Выпуск 5.
Пересекали Торговую шесть крупных улиц .
На участке от улицы Орловской (Коммунаров) до Мясницкой (Лермонтова) были расположены знаменитые магазины купцов I и II гильдий – Желудкова, Черникина, Охотникова, Иванова, Шилова, которые торговали колбасами, паюсной икрой, кондитерскими изделиями, булками и хлебом, рыбой, лимонами, горячительными напитками, всевозможными пряностями и сладостями.
Обратим внимание, что характер застройки улицы был однороден и гармоничен, а главное – удобен: двухэтажные каменные дома, нижние этажи которых были сплошь магазины, салоны, лавки.
Богатый выбор товаров и снеди привлекал поток покупателей. У приказчиков была памятка: «Не упускать покупателя, дать ему выбор и уступку». Щеголеватые мальчики – зазывалы провожали пришедшего в магазин, подавали ему стул, всегда были готовы услужить, обменять у приказчика тот или иной товар – шла бойкая торговля.
Продажа начиналась с раннего утра и заканчивалась поздно вечером; слышались звонкие молодые голоса весельчаков – разносчиков: «С самого жару, по грошу за пару, вались, народ, ото всех ворот…»
Было у них своё правило – первый почин дороже денег, так что сахарную коврижку, детскую игрушку, стакан горячего сбитня, гроздь астраханского винограда, блестящую галантерейную вещицу отдавали за малую цену, только бери – развеселят, уступят, уговорят. Кого повеличают «почтеннейший», кого – «красавица, умница».
Для солидных покупателей на Торговой были : салон дамских подарков, «Граммофонные пластинки» Гюле, магазин птиц Сахарова, «золотой» магазин Даева, два великолепных магазина писчебумажных товаров Залкинда и Пузевского.
В книжном магазине – читальне Е.С. Русинова, можно было почитать или взять с собой что – нибудь из книг и журналов. В лавке Неронова торговали сахаром, кофе и разными колониальными товарами, доставляемыми из Петербурга; а кондитерская А.А. Бергера привлекала ароматами свежей выпечки.
В магазине зерна и масляничных продуктов Зотова всегда было полно любителей домашних голубей, говорящих скворцов, любезный хозяин же потчевал своих покупателей горячим чаем. Из-за этого магазин был похож на клуб постоянных клиентов.