Прогулки по бунинскому Ельцу: Знаменский женский монастырь

Выпуск 2.

Истоки возникновения этого известного на всю округу оплота православия относятся к I половине XVII столетия, когда Каменная гора принадлежала Троицкому мужскому монастырю.  

Так могла выглядеть Каменная гора …

В ту пору здесь был непроходимый лес, в котором водились лоси, олени, дикие козы, волки, медведи и кабаны.  А некоторые   дубовые деревья близ Каменной горы были такой неимоверной толщины, что  на  их пне могла разместиться телега вместе с колёсами.

Именно здесь, в глухом лесу на небольшой поляне  в 1628 – 1629 годах старец – монах Савватий и основал    отшельнический скит.  

А. Васнецов. Скит

 Два скромных деревянных храма: Рождества Пресвятой Богородицы – Знамения и Святителя Николая, да несколько хижин – келий, отгороженных от леса,    стали местом духовных подвигов для  нескольких  монахов, «истинных любителей монашеского безмолвия». В таком виде «Савватьевский» скит просуществовал около 60 лет.    Суровый аскетический образ жизни могли вести  далеко не все, из-за чего  он постепенно опустел.   Иногда вместо монахов его населяли черницы, так в Ельце называли женщин, носивших черную одежду и живших  по монашеским законам.   Себе на жизнь  они зарабатывали рукоделием и чтением Псалтири по усопшим.

Святитель Митрофан

Все изменилось в 1683 году, когда   святитель Митрофан, первый епископ только что учрежденной Воронежской епархии, по дороге из Москвы   остановился в Ельце. В толпе горожан, ожидающих пастырского благословения, его внимание привлекли черницы. После беседы с ними  он  распорядился передать им пустовавший в ту пору «Савватьевский» скит, что и подтвердил впоследствии особым указом.  Таким образом, 1683 год стал годом основания  женской обители на Каменной горе.

   Игуменьи Иулита, Капитолина,Вера и Пелагия, сменяя друг друга, на протяжении 80 с лишним  лет старались, как могли, обустроить обитель.  Строили новые кельи и украшали храм, приобретали иконы и богослужебные книги, расширяли земельные угодья, искали благотворителей.

   12 апреля 1769 года   в городе вспыхнул сильный пожар, уничтоживший почти все строения.  Пострадал и монастырь.  Испуганные   монахини сумели спасти  из храма только некоторую церковную утварь и стали свидетельницами чуда: целы и невредимы от огня остались три иконы: Спаса Вседержителя, Божией Матери Троеручицы и Знамения Пресвятой Богородицы, которая и прежде признавалась чудотворною. А икона Святителя Николая раскололась пополам, но не сгорела и даже не изменила своих красок.

 После пожара обитель была закрыта,  насельниц   перевели в Воронежский монастырь.На пепелище остались только две монахини: 60-летняя Ксения и 80-летняя Агафья.  Их приютом среди развалин стал уцелевший каменный погреб, в котором  внутри  они сами сложили печь…

Старинная икона Иоанна Воина

По преданию, в одну из ночей матушки удостоились видения святого мученика Иоанна Воина. Представ в виде озаренного сиянием всадника, он простер руку на то место, где была сгоревшая обитель, осенил её крестом и произнес: «Буде имя Господне благословенно на месте сем от ныне и до века».

Вскоре к монахиням по благословению Святителя Тихона Задонского присоединилась уроженка Ельца, Матрона Солнцева, несшая послушание в Воронежском женском монастыре. В будущем ей предстояло принять здесь постриг с именем Олимпиады и стать  настоятельницей монастыря.

Тяжело, страшно было жить на пепелище, но ельчане  помогали насельницам: построили им сначала две кельи, а потом и деревянную церковь.  Постепенно к матушкам стали присоединяться другие женщины и девицы, строившие кельи частью за свой счет, частью с помощью городских жителей.  Таким образом, на исходе XVIII века, на Каменной горе снова образовалась женская община из «честных вдов и сиротливых девиц». Некоторые из насельниц по старости или болезням не могли уже работать и кормились подаянием, другие занимались шитьем, вышивкой золотом, серебром, низанием жемчуга на ризы, сучением восковых свечей, вязанием чулок и плетением шнурков. 

Елец старинный, К 150-летию со дня рождения И.А. Бунина, ЭкскурсияPermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *