Неотъемлемым атрибутом не только русского костюма, но и русского образа жизни, русской зимы и даже русского характера были валенки – теплая, удобная обувь из сваленной шерсти. «Прост, как валенок», «Ваньку валяет», «Не мытьем, так катаньем» – эти присказки навсегда вошли в наш язык.
Были они достаточно дорогими. Так, в начале ХХ века за одну пару валенок приходилось платить около двух рублей серебром – по тем временам это были очень большие деньги. Такая обувь считалась роскошью. Крестьянскую семью, где каждый имел свою пару, называли зажиточной, даже богатой. В большинстве же домов обходились одной-единственной парой. Её носили все – по очереди или по старшинству. В старину они считались ценным подарком, иметь свои валенки было более чем престижно. По валенкам даже выбирали жениха: если есть такая обувь, значит, состоятельный человек.
В Елецкий край валяние валенок пришло предположительно около 200 лет назад из Рязанской губернии. Считалось, что этим ремеслом могли заниматься только очень терпеливые и спокойные люди, так процесс это был кропотливый и непростой, требующий полной самоотдачи. Свалять валенок точно по мерке мог только хороший мастер.
Вот как валял валенки житель села Черкассы Тихон Демьянович Ляпин, считавшийся одним из лучших в своем деле.
«Работу он обычно начинал спозаранок. Тщательно состриженную и вычесанную зимнюю шерсть заворачивал в ткань, обрызгивал её водой и начинал катать. Причем катал до тех пор, пока она не становилась пластиной, равномерно плотной и одинаковой по толщине. Потом на пластину накладывал заготовку – холщовую ткань, вырезанную по размеру будущего валенка. Ткань оборачивал пластиной шерсти, а там, где верх голенища, оставлял место для ноги.
Будущий валенок пока был ещё плоский, а для того, чтобы он стал объёмным, существовали колодки и валики различных размеров. Медленно, точными и выверенными движениями укатывал голенища, а потом клал валик – укатывал носок.
Тем временем жена мастера топила печь. Дед Тихон закладывал будущие валенки в чугун с горячей водой и варил определённое время. Иногда вынимал обувку железным прутом, выжимал из неё лишнюю воду, внутрь заталкивал валик и колодку. И снова катал на специальной катальной палке. Шлёпал, бил, колотил, и чем сильнее, тем лучше валенок садился на колодку, а сам становился все меньше и меньше».
Итак, помимо недюжинной физической силы, вальщику требовались специальные приспособления. Одно из них – скрипель, то есть плаха с длинным пазом, в который забиты заостренные дощечки. По сути, это тот же рубель, только раза в два шире, повёрнутый зубцами кверху. Для работы его укладывали на стол и закрепляли между двумя чурбаками, чтобы не скользил. Практически готовый валенок двигали туда — сюда по зубцам, сначала едва нажимая сверху, затем понемногу наращивая усилие, непрестанно вращая в разные стороны, чтобы он садился равномерно. Как только он достаточно затвердевал, то начинал греметь или скрипеть, как трещотка, на зубцах. Может из-за этого, и назвали его в Елецком крае «скрипель», а вот в других местностях его называли по-другому — «коза».
После основной работы ещё сырой валенок вместе с валиком, колодкой и специальным клином – распоркой в голенище – отправляли на русскую печь сушиться. Когда он высыхал, все заготовки из него вынимали. И валенок был готов!