
Конская упряжь ХIХ века в России была немыслима без украшений. В этом легко убедиться, вспомнив новогоднюю открытку с тройкой, везущей Деда Мороза. Действительно, сложно представить себе русскую тройку без бубенцов, колокольчиков, а также красивого нагрудного украшения коней . Первоначально эти украшения возникли по вере простого народа в медный звон как защиту от злых духов в дороге во время поездок по бескрайним российским просторам.

Считалось, чтобы уберечь коня от нечистого духа, на конской сбруе непременно должна быть медь. Блестящие и звенящие украшения берегли и украшали ими крестьянских и дворянских коней. Источник этого поверья неизвестен, но люди действительно верили в это и увешивали свою лошадь украшениями-оберегами. И всегда начищали их до блеска, и прилаживали, сколько, сколько могли себе позволить. Украшения были хоть и простые, но изготовленные с особым отношением и любовью — мастеровито и качественно.
Изготавливались они в деревенских кузницах из меди, бронзы, луженой меди или латуни. Примерно со второй половины ХIХ века стали появляться штампованные предметы промышленного производства. Все медные и латунные элементы упряжи начищались хозяевами до блеска.

Украшения были, как правило, круглой формы, с зубцами по краям, различной величины. Такие бляхи нашивались на ремни сбруи в качестве центральных элементов композиции.
Металлические детали придавали особый шик и праздничность запряженному коню, и говорили о положении, статусе хозяина.
Чем сложнее и заковыристей были эти украшения, тем они дороже стоили, поэтому не каждый владелец мог раскошелиться на красивую сбрую.
В Ельце в ХIХ веке, занимающихся частным извозом, разделяли на «колясочников»и «троечников». Их лошади были ухоженными, экипажи красиво выкрашены. Упряжь красиво отделана бронзовыми, ярко начищенными бляхами и оторочена кожаными кистями. В начале ХХ века появились в Ельце и лихачи на «эгоистках», одноместных экипажах. Стоимость проезда в этом экипаже была вдвое больше. Интересно, что богатые елецкие купцы никогда не заказывали «эгоисток» — считали, что дорого. А вот бедные елецкие дворяне, такие, как отец И.А. Бунина, заложившие и перезаложившие свои имения, перемещались только в самых дорогих экипажах.