Украшение для конской сбруи.

    Конская упряжь ХIХ века в России была немыслима без украшений.    В этом легко убедиться, вспомнив новогоднюю открытку с тройкой,  везущей  Деда Мороза.  Действительно, сложно представить себе  русскую тройку без бубенцов, колокольчиков, а также  красивого нагрудного украшения коней . Первоначально  эти украшения  возникли по  вере простого народа в  медный звон как  защиту от злых духов в дороге  во время поездок по бескрайним  российским просторам.

Украшение для конной сбруи в экспозиции музея

   Считалось, чтобы уберечь коня от нечистого духа, на конской сбруе непременно должна быть медь. Блестящие и звенящие украшения берегли и украшали ими  крестьянских и дворянских коней. Источник этого поверья неизвестен, но люди действительно верили в это и увешивали свою лошадь украшениями-оберегами. И всегда начищали их до блеска, и прилаживали, сколько, сколько могли себе позволить.   Украшения были  хоть и простые, но изготовленные с особым отношением и любовью — мастеровито и качественно.

  Изготавливались они  в деревенских кузницах из меди, бронзы, луженой меди или латуни. Примерно со второй половины ХIХ  века стали появляться штампованные предметы промышленного производства. Все медные и латунные элементы упряжи начищались хозяевами до блеска.

Украшения старинной конской упряжи 18-19 век

Украшения  были, как правило, круглой формы,  с зубцами по краям, различной величины.  Такие бляхи нашивались на ремни сбруи в качестве центральных элементов композиции.

   Металлические детали придавали особый шик и праздничность запряженному коню, и говорили о положении, статусе хозяина.

Чем сложнее и заковыристей были эти украшения, тем они дороже стоили, поэтому не каждый  владелец мог раскошелиться на красивую  сбрую. 

В Ельце в ХIХ веке, занимающихся частным извозом, разделяли на «колясочников»и «троечников». Их лошади были ухоженными, экипажи красиво выкрашены. Упряжь красиво отделана бронзовыми, ярко начищенными бляхами и оторочена кожаными кистями. В начале ХХ века появились в Ельце и лихачи на «эгоистках», одноместных экипажах. Стоимость проезда в этом экипаже была вдвое больше. Интересно, что богатые елецкие купцы никогда не заказывали «эгоисток» — считали, что дорого. А вот бедные елецкие дворяне, такие, как отец И.А. Бунина, заложившие и перезаложившие свои имения, перемещались только в самых дорогих экипажах.

#сидимдома, Для чего же это?, ЭкспонатыPermalink

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *