Вот даты проведения акции по годам: 19 января 2022 года 18 января 2023 года 17 января 2024 года 15 января 2025 года 21 января 2026 года 20 января 2027 года 19 января 2028 года 17 января 2029 года 16 января 2030 года
Принять участие в этой акции может любой желающий — достаточно посетить любимый музей, сделать селфи на фоне интересных экспонатов и разместить фото на своей странице в соц. сети с хештегом #MuseumSelfie, #МузейноеСелфи.
Присоединяйтесь к этой увлекательной акции!
Наверняка, у вас есть селфи с музейными экспонатами, а, если пока нет, то ждем вас в нашем музее. Кроме того, можно выкладывать «музейные селфи», сделанные и в другие дни.
Хэштег для фотографий, сделанных в нашем музее, — #музейБунинаЕлец
День был основан Мар Диксон, жительницей Лондона, которая ведет сайт о музеях, искусстве и культуре. По ее словам, она преследовала цель создать однодневную акцию, которая повысит осведомленность о великих коллекциях, хранящихся в музеях. Первый День музейных селфи был проведен в январе 2014 года. С этого момента многие музеи по всему миру присоединились к этой акции, а тысячи людей из разных стран разместили свои музейные селфи в социальных сетях.
11 ноября 1941 года И.А. Бунин записал в дневнике: «Самые страшные для России дни, идут страшные бои — немцы бросили, кажется, все, все свои силы». А ещё ранее была сделана следующая запись:
« С неделю тому назад немцы объясняли невероятно-ожесточенное сопротивление русских тем, что эта война не то, что во Франции, в Бельгии и т. д., где имелось дело с людьми, имеющими «I’intelligence», — что в России война идет с дикарями, не дорожащими жизнью, бесчувственными к смерти. /…/ румыны говорят, что не смотря на все их победы, война будет «непредвиденно долгая и жестокая».
На самом деле объяснялось всё очень просто. На защиту Родины, кроме профессиональных военных, встали все, кто мог держать оружие в руках.
Да и руководством Советского Союза с первых дней Великой Отечественной было принято решение об организации партизанского движения населения.
Директива от 29 июня 1941 года предписывала: «В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской борьбы всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога лесов, складов и обозов.
В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников».
В октябре 1941 года в Ельце на основе полка народного ополчения и истребительного батальона был сформирован партизанский отряд численностью 147 человек. Его командиром стал Григорий Дмитриевич Грабилин – прокурор города , а комиссаром — секретарь Елецкого горкома ВКП(б) Тимофей Борисович Дударев. В прифронтовом городе бойцы несли караульную службу, патрулировали улицы, ловили диверсантов. Своими силами изготовляли гранаты, мины, горючую смесь в бутылках, взрывчатку. Охотничьи ружья, ножи, дробовики, учебные пулеметы и винтовки превращались в боевое оружие. В конце ноября диверсионные группы из состава отряда начали засылать в тыл к противнику.
После захвата города немецкими войсками (4 декабря 1941 г.) партизанский отряд был размещен в д. Чибисовке, разделился на боевые группы и приступил к активной деятельности. Его бойцы вели разведку и совершали дерзкие налеты, уничтожили в городе несколько вражеских орудий, минометов и пулеметных расчетов. Вооруженные патриоты успешно громили фашистские обозы и разрушали средства связи. По ночам забрасывали в окна домов, в которых размещались оккупанты, гранаты. У деревни Екатериновки 6 декабря партизаны уничтожили в бою до 50 фашистских солдат. Вражеские штабы находились под постоянным наблюдением, и телефонная связь между ними обрывалась днем и ночью. В городе на стенах домов все чаще появлялись надписи: «Смерть немецким оккупантам!». 18 января 1942 года газета «Правда» отмечала: «Партизаны захватили в Ельце и на подступах к нему одну исправную пушку, две автомашины со снарядами, станковый пулемет, 55 винтовок, 291 гранату, около 6 тысяч винтовочных патронов. Уничтожили в городе 62 и в окрестностях 80 фашистских солдат и офицеров».
В ходе боев по освобождению Ельца, партизаны корректировали огонь артиллерии и авиации. 6 декабря совместно с подразделениями 148 дивизии, они выбили немцев из с. Ольшанец, а после освобождения железнодорожного узла осуществляли его охрану. 9 декабря фашисты в панике бежали из Ельца, устилая путь своего отступления сотнями трупов. Наши войска и партизаны преследовали и уничтожали отступающих врагов. Характерно, что то расстояние, которое фашисты прошли при наступлении на Елец за 15 суток, они пробежали при отступлении за 24 часа.
Выставка «В тревожную осень 1941…»
На любительских фотографиях, сделанных поздней осенью 1941 года, — сотрудники прокуратуры города Ельца, входившие в состав партизанского отряда.
Выставка одного экспоната «Книга, читаемая руками» посвящена 210-летию со дня рождения французского педагога Луи Брайля, разработавшего шрифт для слепых.
Вам приходилось видеть книгу с обложкой, на которой нет ни названия, ни фамилии автора? И на плотных страницах нет ни нумерации, ни привычных букв, а только разные комбинации выпуклых точек.
Такие книги предназначены для тех, кому не суждено видеть окружающий мир. Они знакомятся с ним с помощью рук. Кончиками пальцев читают вот такие специальные книги, шрифт которых был придуман и разработан Луи Брайлем, более 150 лет тому назад.
Знаменитый бунинский роман «Жизнь Арсеньева», напечатанный брайлевским шрифтом, будет представлен в музее на временной выставке, которая продлится всего 2 дня.
В рамках проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры Липецкой области, просим пройти онлайн-анкетирование на сайте: н-о-к.рф.
срок анкетирования до 31 декабря 2021 г.
Краткая инструкция:
Шаг 1. Перейдите на информационный ресурс (сайт) н-о-к.рф (набрав н-о-к.рф в поисковой строке) или перейдите по ссылке http://н-о-к.рф/ Шаг 2. На главной странице выберите КУЛЬТУРА; Шаг 3. На странице КУЛЬТУРА внизу перейдите по ссылке ЗАПОЛНИТЬ АНКЕТУ; Шаг 4. В открывшемся окне выберите букву «Л» Шаг 5. В раскрывшемся списке выберите Ваш регион: Липецкая область; Шаг 6. В открывшемся окне выберите Ваш район: город Елец; Шаг 7. В открывшемся окне выберите организацию: 122. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Елецкий городской краеведческий музей» Шаг 8. Открылась АНКЕТА, отмечайте варианты ответов из предложенных, в завершении выбирая ОТПРАВИТЬ.
Иван Алексеевич был страстным путешественником. По этому поводу он писал издателю Бассару 21 июля 1921 года: «Я много жил в деревне, много путешествовал и по России и за границей: в Италии, в Сицилии, в Турции, на Балканах, в Греции, в Сирии, в Палестине, в Египте, в Алжирии, в Тунизии, в тропиках. Я стремился «обозреть лицо мира и оставить в нем чекан души своей», как сказал Саади /…/» Ездить любил как в компании друзей, так и с кем-нибудь вдвоём. Если ехали на поезде, то только в вагоне I класса. Его племянник, Николай Пушешников, об одной из таких поездок, оставил дневниковую запись:
Купе вагона I класса
«В купе жарко, обдаёт паром. Темнеет. Начинаем размещать вещи и устраиваться на ночь. Иван Алексеевич взваливает чемодан наверх, бранится, что он не входит, но потом, добившись все-таки того, что ему хотелось, и расставив вещи, как ему казалось нужным, садится в изнеможении на диван и закуривает папиросу. Затем надевает черную кожаную куртку с кожаной красной подкладкой, натягивает на лоб черную шелковую шапочку и, достав из чемодана складной серебряный подсвечник, зажигает свечу на столике у окна и начинает просматривать свои сафьяновые тетради со стихами. За окном виден каляный лес, мокрый и облезлый под дождем, и он задергивает гардину. Но смутно-золотая стрелка тянется, темнит тенями стол, колеблется и водит свет, во время остановок слышно, как барабанит дождь по крыше и по стеклу, и он оставляет тетради и складывает их в чемодан. Делать нечего — и мы в сотый раз начинаем обсуждать предстоящее путешествие. Иван Алексеевич говорит, что он никогда не чувствует себя так хорошо, как в те минуты, когда ему предстоит большая дорога».
Размышляя о жизни, Бунин однажды сказал Валентину Катаеву, что если бы был очень богат, то не стал бы жить на одном месте, а путешествовал бы по всему земному шару, останавливаясь в хороших, комфортабельных гостиницах и живя там столько, сколько живется, а как только надоест – отправляться бы налегке в другое место: один-два чемодана с самым необходимым. Ничего лишнего. Грязную сорочку не отдавать в стирку, а просто выбрасывать, потому что гораздо интереснее и легче купить новую. Костюмы и ботинки – то же самое. В чемодане же – записные книжки, бумаги и всякие мелочи, к которым привык.
Чемоданов у Ивана Алексеевича за его долгую жизнь было, конечно же, немало.Разные по форме и материалу, купленные в разных городах и странах, с многочисленными вокзальными багажными наклейками и пометами, они бережно хранили, помимо вещей, его путевые наброски, записи, а впоследствии — рукописи, письма и другие материалы из его писательского архива. Все они по-своему интересны.
Вот этот, обычный на первый взгляд чемодан, прочный, но достаточно лёгкий, обтянутый холщовой тканью зеленого цвета с кожаными накладками по углам — свидетель мирового триумфа Бунина. Именно с ним Иван Алексеевич ездил в 1933 году в Стокгольм за получением Нобелевской премии. Как вспоминали его близкие, вещи он укладывал сам, никому не позволяя помочь себе, совмещая при этом разговоры по телефону и просматривая приходящие письма и телеграммы. Помимо одежды и необходимых в дороге предметов туалета, там лежали также рукописи, в чем смогли убедиться бельгийские таможенники, потребовавшие открыть на границе чемодан.
«Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год!»
Дорогие друзья!
Новый год и Рождество, пожалуй, самые любимые праздники во всем мире. Как правило, подготовка к ним начинается заранее. Так много нужно успеть сделать, продумать и подготовить: новогоднее меню, развлечения, новые наряды, елочные украшения и подарки. И за всей этой суетой сильно устаем. Предлагаем Вам с помощью нашей викторины немного отвлечься и отдохнуть. Как знать, может быть некоторыми вопросами из неё вы сможете развлечь гостей в новогоднюю ночь.
Когда тебе плохо и кажется, что кругом одна несправедливость, пустота и беспредел, когда на душе тоска или злость, и ты полагаешь, что можно все разрушить и создать заново, остановись! Подумай спокойно и посмотри внимательно вокруг, обрати внимание на истинные, вечные ценности. Природа дарит тебе каждый день пение птиц, шелест листвы, журчание воды, утреннюю прохладу и свежий ветер. Солнце посылает тепло и яркий свет, множество звезд на ночном небе вызывает восхищение.
Каждый день твоей жизни – это подарок судьбы, это бесценно! Выбери и сохрани жизнь под мирным небом на нашей удивительной планете!
Маленькая частичка неприметной красоты — в нашем видеоролике.
Вспоминая первые годы своего младенчества, И.А. Бунин писал: « … иногда кажется, что я что-то помню из жизни в Воронеже, где я родился и существовал три года. /…/ Довольно живо вижу одно, нечто красивое: я прячусь за портьеру в дверях гостиной и тайком смотрю на нашу мать на диване, а в кресле перед ней на военного: мать очень красива, в шелковом приподнятом расходящимся в стороны воротником платье с небольшим декольте на груди, а военный в кресле одет сложно и блестяще, с густыми эполетами, с орденами, — мой крестный отец, генерал Сипягин».
Строки о
матери с признанием безграничной любви
к самому близкому на свете человеку есть
в его знаменитом романе «Жизнь Арсеньева»:
«Мать
была для меня совсем особым существом среди всех прочих, нераздельным с моим
собственным, я заметил, почувствовал ее, вероятно, тогда же, когда и себя
самого…
… я с
младенчества нес великое бремя моей
неизменной любви к ней, — к той, которая, давши мне жизнь, поразила мою душу
именно мукой, поразила тем более, что, в силу любви, из коей состояла вся ее
душа, была она и воплощенной печалью: сколько слез видел я ребенком на ее
глазах, сколько горестных песен слышал из ее уст!»
Людмила
Александровна, урожденная Чубарова, по
происхождению была из хорошего, как тогда говорили, дворянского рода.
Её предки были помещиками Костромской, Московской, Орловской и Тамбовской
губерний и в их семье жила легенда: некогда Чубаровы были князьями. Петр
Великий казнил одного князя Чубарова, стрельца, сторонника царевны Софьи, и
лишил весь род княжеского титула. Людмила Александровна приходилась мужу дальней родственницей, и в ней тоже текла бунинская кровь. Иван Алексеевич,
изучая родословную, сделал вывод: «Мать
наша двоюродная племянница отцу». По воспоминаниям В.Н. Муромцевой, она была «культурнее
мужа, очень любила поэзию, по-старинному нараспев читала Пушкина, Жуковского и
других поэтов. Её грустная поэтическая душа была глубоко религиозной, а все её
интересы сосредоточивались на семье, главное, на детях». Иван хорошо помнил, как в детстве, проснувшись
ночью, он часто видел мать стоящей на коленях
в слезах перед темными большими
иконами. Материнское сердце печалилось и тревожилось о будущем. Семья росла, а
хуторское хозяйство в Бутырках, куда они вернулись из Воронежа, дохода
приносило все меньше, долги росли как
снежный ком. Жизнь на широкую ногу, без оглядки
на завтрашний день, которую продолжал вести беспечный супруг, грозила разорением, и единственное, что было в
её силах для предотвращения неминуемой катастрофы – это непрестанная молитва за
семью.
В. Вольский. Вид на село Озёрки
Деревенская жизнь после Воронежа показалась Людмиле Александровне однообразной
и достаточно одинокой. Муж неделями пропадал на охоте,
гостил у соседей, «а она только по
большим праздникам ездила в село Рождество, да к матери в Озёрки. Старшие
сыновья были заняты своим: Юлий по целым дням читал Добролюбова, Чернышевского
/…/. Да и жил он в деревне только на каникулах /…/. Евгений немного занимался
хозяйством, это было ему по душе; ходил на «улицу», — на сборище деревенской
молодёжи, где под гармонию плясали и «страдали». Он купил себе дорогую гармонию-ливенку
и все досуги упражнялся на ней. И мать все время проводила с Ваней, все больше
привязывалась к нему, избаловала его донельзя». Так писала о том периоде жизни бунинской семьи Вера Николаевна. Но,
думается, причина столь большой любви к младшему сыну у матери, была еще в том,
что за несколько лет до его рождения, в семье произошли две трагедии с детьми.
Старший брат
Бунина, Евгений вспоминал: «У нас ещё был маленький братишка Анатолий,
и за ним ходила кормилица Наталья. Она была в то время солдатка. Как-то, в отсутствие моих родителей, заявился из солдат её муж пьяный, начал к ней
придираться и хотел её ударить. Она, думая, что он не дерзнет её с ребенком
бить, подставила ребенка, а он размахнулся, удар пришелся по ребенку, тот
закатился неистово. Все это скрыли. Мать моя приехала и не могла понять, отчего
мальчик кричит, а кормилица не сказала. Его нельзя было ничем унять. Послали за
фельдшером, тот осмотрел и сказал, что у него перелом ключицы. Повезли его
Елец, но было уже поздно. Мать его день и ночь носила на руках, так что, помню,
все плечо у неё было черное. Он, бедный, страшно страдал …. И как грустно было
слушать, когда несчастный плакал. Мать так, бедная, плакала, что, я думаю, не
ручьи, а реки слёз пролила. Конечно, он скоро скончался в муках». Через
некоторое время в дом снова пришла беда.
«Нас с братом Юлием отвезли в Елец, в
частный пансион для подготовки в гимназию /…/ Дома же оставались в Бутырках
наши родители и трое детей. Старший
Костя, лет пяти, болезненный, очень бледный блондин с черными очаровательными
глазами, за которые его прозвали вальдшнепом, сестренка Шура, лет трех, и мальчик
Сережа, кажется, девяти месяцев. И вот как-то приезжает к ним сестра моего отца
– старая девица, святоша, вроде бабушки Ольги Дмитриевны. Из усердия она
помазала святым маслицем всех троих ребятишек. Мать моя, конечно, не
подозревала, что эта сумасшедшая тетенька предварительно ходила по дворам
деревни Каменки и мазала этим маслицем больных детей крестьянских. На второй
или третий день все дети заболевают и на той же неделе умирают от крупа. Можно
представить, каково это было пережить моей матери».
(из воспоминаний Евгения Бунина)
Эти трагические
события, конечно, наложили определенный отпечаток на внешность и характер
Людмилы Александровны. Соседка Буниных по Озёркам, Маргарита Валентиновна Голицына, урожденная
Рышкова, вспоминала:
«Насколько
я помню Людмилу Александровну, она была небольшого роста, всегда бледная, с
голубыми глазами, неизменно грустная, сосредоточенная в себе, и я не помню,
чтобы она когда-нибудь улыбнулась». А вот какой увидела её впервые супруга Бунина Вера Николаевна Муромцева в
Ефремове:
О. Симонов. Портрет Л.А. Буниной
«В
дверях останавливаюсь, оглядываю увешанную картинами гостиную с мягкой
мебелью и большими растениями, затем вижу худую, несколько согнутую женщину в
темном платье, в кружевной наколке на ещё чуть седых волосах, смотрящую
темными, немного измученными глазами на сына. Это и есть его мать, Людмила
Александровна, удивляюсь её бодрости, — ведь ей за семьдесят и она уже много
лет по ночам страдает астмой, лежать не может, дремлет в кресле».
В тот приезд, в начале июля 1907 года, в только что
купленном просторном каменном доме
старшего брата Евгения собралась вся бунинская семья. Вера Николаевна отметила, что за столом, среди « шума, споров и смеха меньше всех говорила и
меньше всех ела Людмила Александровна, —
она была вегетарианка по обету за спасение Юлия, когда он был арестован
по политическому делу, — любовно оглядывая всех тех, на кого она тратила всё своё нежное сердце без остатка: дети,
внуки, вот для чего она жила, мучилась, наслаждалась». Наблюдая за новыми родственниками, Муромцева
сделала вывод:
«Семья
Буниных очень ярка, самодовлеюща, с резко выраженными чертами характеров,
страстей и дарований. Несмотря на вечные споры между некоторыми членами этой
семьи, частенько переходящие в ссоры, а еще быстрее проходящие, все они были
сильно привязаны друг к другу, легко прощая недостатки каждого, и считали себя
какой-то особенной семьёй, как это часто бывает в семьях, где мать
самоотверженна, любит детей до самозабвения и, вероятно, незаметно для себя
внушает им, что лучше их нет никого на свете».
Дети отвечали матери любовью и почтением. Особенно это было заметно у младшего сына.
Нежное отношение к ней, искреннее уважение и любовь сквозили буквально в каждой фразе Ивана Алексеевича и в каждом взгляде, обращенном на неё. «Драгоценная мамочка!» — так обычно начинались его письма к ней. Лидия Валентиновна Рышкова-Колбасникова отмечала: «Иван Алексеевич был похож лицом на мать. Он очень любил её, заботился о ней, был нежным сыном». Это в полной мере могла подтвердить и Вера Николаевна. А ещё она вспоминала, что Людмила Александровна уже при первом знакомстве говорила ей, что Ваня с самого рождения сильно отличался от остальных детей, что она всегда знала, что «он будет особенным», и «никто так не любит меня, как он». « В этой беседе я почувствовала, что она считает, что лиризм и поэтичность сын унаследовал от неё. Я думаю, что она была совершенно права: от отца он получил образность языка, силу воображения и художественность образов. Потом она говорила, что ему пришлось труднее, чем братьям, что он ничего не получил из их бывшего состояния, что он ушел в жизнь «с одним крестом на груди».
На самостоятельную жизнь мать благословила его
родовой чубаровской иконкой в серебряной почерневшей ризе – трапеза Трёх
Странников у Авраама. Иван Алексеевич никогда с тех пор не расставался с нею.
Она всегда висела над его постелью, где
бы он ни ночевал.
Комната матери в ефремовском доме
Последние свои годы Людмила Александровна,
тяжело больная, жила в семьях своих
детей – то в Грязях у дочери Марии, то в Ефремове у сына Евгения. В Ефремове, она и скончалась в ночь с 15 на 16 июля 1910 года.
Накануне она настояла, чтобы её любимый
сын уехал, не присутствовал при её кончине,
«так как всякая смерть на него действовала ужасно, и она это знала, знала, что
он с детства боялся потерять её».
Спустя 7 лет, 12 октября 1917 года в Ефремове, в дневнике И.А. Бунина появилась запись: «Светлый, прохладный, по свету похожий на
летний день, — превосходный. Оглянулся – нежно и грустно защемило сердце – там,
в роще лежит мама, которая так просила не забывать её могилы и у которой на
могиле я никогда не был». Она навсегда осталась живой в его сердце и памяти,
— самой доброй и самой лучшей на свете.
«В
далекой родной земле, одинокая, на веки всем миром забытая, да покоится она в
мире и да будет во веки благословенно ее бесценное имя». («Жизнь Арсеньева»)
Среди наиболее интересных экспонатов нашего музея — письмо Ивана Алексеевича Бунина, присланное из Франции троюродному брату Константину Алексеевичу Бунину, бывшему генералу царской армии.
Написано оно было в Грассе 14/27 мая 1923 года на пожелтевшей от времени, тонкой бумаге, по качеству чуть плотнее папиросной. Для письма чернилами предназначена она не была. Но Бунин нашел выход: он свернул лист пополам и наносил текст только на одну сторону.
Иван Алексеевич, в отличие от своей супруги, крайне редко писал большие и подробные письма. Их отличительными чертами были краткость и сдержанность, просьбы или ответы по существу. В конце жизни он просил в будущем не печатать его письма, объясняя это следующим: «…я писал их всегда как попало, слишком небрежно, /…/ да и просто неинтересно; из них можно взять только кое-какие отрывки, выдержки – чаще всего как биографический материал».
«Дорогой и милый Константин Алексеевич,
снова делаю попытки узнать что-либо о Петре Константиновиче – и снова
безуспешно! У сестры Маши тоже пропал сын и тоже без вести. Не было времени на
земле страшнее. Получили ли Вы мое парижское письмо? Судя по Вашему молчанию,
думаю, что нет. Отзовитесь. Я в Грассе близ Канн, но Вы пишите мне в Париж, по
тому же адресу… обнимаю Вас от всей души!
Ваш Ив.
Брат
Евгений старый, больной, нищий в Ефремове Тульской губернии, Красноармейском,
д. Подъяльского. Подробности смерти Юлия узнал только недавно. Умер, слава
Богу, как заснул!»
В начале
30-х годов И.А. Бунин напишет в воспоминаниях:
Е.А. Бунин с семьей
«В деревне за городом в Тульской губернии, в мужицкой полуразрушенной избе, доживал в это время свои последние дни старший брат Евгений Алексеевич Бунин. И вот стали доходить ко мне в Париж сведения о нем:
-Ты, вероятно, не знаешь, что Евгения Алексеевича выгнали из его дома в Ефремове, теперь он живет в деревне под городом в мужицкой избе с провалившейся крышей… Зимой изба тонет в сугробах, в щели гнилых стен несет в метель снегом… Живет тем, что пишет портреты. Недавно написал за пуд гнилой муки портрет Васьки Жохова, бывшего звонаря и босяка, во фраке и в плисовых шароварах… по плечам, по фраку военные ремни с кольцами…»
Другого старшего брата Бунина – Юлия Алексеевича, к тому времени уже не было в живых. Он был значительно старше Ивана и относился к нему почти как отец.
Юлий и Иван Бунины
По словам друга Бунина, писателя Николая Дмитриевича Телешова, «влияние Юлия на брата было огромное, начиная с детства. Ему, как человеку хорошо образованному, любившему, ценившему и понимавшему мировую литературу, Иван Алексеевич очень многим обязан в своем развитии. Любовь и дружба между братьями были неразрывные».
Эмигрировав, Иван Алексеевич не терял связи с братом, постоянно писал ему. Летом и в начале осени 1921 года письма из Москвы от Юлия стали приходить все реже.
Первой о его кончине узнала Вера Николаевна Муромцева. 4 октября она получила письмо от писателя Федорова, в котором он сообщал эту горестную весть. В её дневнике в этот же день появилась следующая запись: «Яну письма не передала. Очень тяжело. Бесконечно жаль Юлия Алексеевича. Страшно подумать, как Ян переживет это известие». Несколько дней после этого она, не выдавая своего волнения, пыталась успокоиться. Выручал дневник, где появлялись записи о старшем брате мужа, встречи с ним: «Когда я вошла в семью Буниных, Юлию было 48 лет. Он был в то время еще совсем молодым человеком, очень жизнерадостным, но быстро теряющемся при всяком несчастьи. /…/
Ю.А. Бунин
Математик по образованию, он обладал тем, чем редко обладают общественные деятели – это широтой ума и ясностью мысли. Он умел быстро ориентироваться в самых запутанных вопросах, конечно, отвлеченного характера. /…/ Я думаю, что мало найдется русских, кто бы так хорошо знал всю русскую литературу. /…/ Он был бессменным председателем «Старой Среды», так же и председателем «Молодой Среды». Был он и председателем вторичной комиссии в Литературно-Художественном кружке, а в последние годы он был одним из редакторов в «Книгоиздательстве Писателей в Москве».
Одаренный педагогическим
талантом, Юлий Алексеевич долгое время был редактором журнала «Вестник
воспитания», который в ту пору считался, по мнению современников, лучшим педагогическим изданием.
Смерть старшего брата от Бунина скрывали долго. 9 ноября Вера Николаевна писала: «Ян все ещё ничего не знает, хотя удивляется, что он нам ничего не пишет». Узнал он об этом только 20 декабря из газеты «Общее дело». В.Н. Муромцева вспоминала: «После завтрака он пошел отдохнуть, развернул газету и прочел, как он потом рассказывал, «Концерт Юл. Бунина». Перечел, секунду подумал, и решил, что концерт в пользу Юл. Бунина. Подумал: кто такой Юл. Бунин? Наконец, понял то, чего он так боялся. Сильно вскрикнул. Стал ходить по комнате и говорить: «зачем уехал, если бы я там был, то спас бы его».
/…/Он говорит, что не хочет знать подробностей. Он сразу же похудел. Дома сидеть не может».
О последних месяцах жизни Юлия Алексеевича есть строки у Бориса Константиновича Зайцева, друга братьев Буниных: «Надвигались страшные зимы 1919 – 1920 годов. /…/ Ни «Русских ведомостей», ни «Вестника воспитания» уже не существовало. Юлий был грустен, недомогал. /…/ Как и все, жил он впроголодь. /…/ Нужен был медицинский уход, лечение, правильное питание … в тогдашней-то голодной Москве! После долгих хождений, обивания порогов его устроили в сравнительно приличный дом отдыха для писателей и ученых в Неопалимовском. Там можно было жить не более, кажется, шести недель. /…/ Раза два ему срок продлили, но потом пришлось уступить место следующему, перебраться в какой-то приют для стариков в Хамовниках./…/
В июле представитель нашего Союза добился от власти, чтобы Юлия Алексеевича поместили в лечебницу. Назначили больницу имени Семашко – «лучшее, что мы можем предложить». Когда племянник привез Юлия Алексеевича в это «лучшее», то врач задумчиво сказал ему: «Да, что касается медицинского ухода, у нас вполне хорошо … но знаете … кормить-то больных нечем». Юлий Алексеевич, впрочем, не затруднил собою, своей жизнью и питанием хозяев этого заведения: он просто умер на другой день по приезде».
Могила Ю.А. Бунина на Донском кладбище
24 января 1922 года И.А. Бунин написал в дневнике: «Я не страдаю об Юлии так отчаянно и сильно, как следовало бы, может быть потому, что не додумываю значения этой смерти, не могу, боюсь…» Но, кажется, утешением со временем стало совсем другое – мирная и безболезненная кончина горячо любимого брата, что видно из письма: «умер, слава Богу как заснул»….
Среда - воскресенье: с 09.00 до 17.00 касса 09.30 - 16.30
Выходной: понедельник, вторник
Санитарный день: последний рабочий день месяца
Телефон для справок: (47467) 2-43-29