«Оживи рисунки достопримечательностей Ельца»

ВНИМАНИЕ!!! КОНКУРС !!!

«Оживи рисунки достопримечательностей Ельца»

Если Вы и Ваши дети неразлучны с красками, кисточками и карандашами, то Вам обязательно понравится наш конкурс. Это очень интересно, полезно и занимательно как для детей, так и для взрослых.

К участию в конкурсе приглашаются все желающие без ограничений.

Все участники конкурса получат электронные сертификаты.

Интересно?????

Тогда читайте дальше!!!

Условия конкурса и раскраски достопримечательностей Ельца вы сможете прочесть и скачать по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/12a5aMNvjtOe0g

Posted in Викторины, конкурсы, кроссворды | Leave a comment

Прогулки по бунинскому Ельцу: Знаменский женский монастырь

Выпуск 9.

Через 80 лет после кончины затворницы, по настоятельной просьбе елецкого врача Холина, которому Мелания неоднократно являлась во сне с требованием перенести гроб с её телом в церковный склеп, подвижницу решили перезахоронить.

Насельница обители, монахиня Пелагея, бывшая свидетельницей открытия святых мощей угодницы в 1916 году, рассказывала своим близким: «Докопали до гроба, а он целёхонек, достали, открыли, а матушка Мелания  лежит цела и невредима. Более того – от неё повеяло каким-то благоуханием. Дело было уже к сумеркам. И когда  священники подняли гроб, чтобы нести в храм, то над гробом ясно виден был огненный столп очень высокий и в нем все время шествия трепетал белый голубь. Опустили гроб в специально приготовленный склеп, но видно, не было на то воли Божией, чтобы почивала матушка Мелания под спудом. Оба работника, что спустились запечатывать склеп, так и упали замертво. Еле отошли. И тогда решили поставить гроб с её телом посреди монастырского храма. О, Боже мой! Сколько людей приходили приложиться к новообретённым мощам угодницы Божией. Целую неделю они открыто стояли в храме. А сколько исцелилось в те дни: и хромые, и слепые, и бесноватые. Всё это регистрировалось. И Святейший Синод, после тщательного осмотра, решил мощи угодницы Мелании признать нетленными.  После стояния её мощей в храме, их снова опустили в склеп, что находится под храмом, и замуровали в нём».

Канонизации затворницы  Мелании помешала революция и последовавшая за ней гражданская война.   На Знаменский монастырь обрушились гонения. Первые годы  было более – менее терпимо, монашеская община, хоть и сильно поредевшая, продолжала здесь жить. В марте 1929 года  местные власти, приняв окончательное решение о его закрытии ,  храм опечатали, с колокольни сбросили колокола, а монахиням велели немедленно покинуть обитель. Территорию переименовали в «Рабочий городок», заселив    городской голытьбой.

Фотография с видом на «Рабочий городок» II половины ХХ века

И на Каменной горе все стало стремительно меняться.    Как писал Д.И. Нацкий, «деревянные домики монашек, где они жили по двое – трое и больше, очень быстро стали разрушать новые квартиранты. Стоило дому освободиться, как его разламывали соседи, чаще всего просто на топку. Разрушены были и двухэтажные дома. Жить в городке стало опасно из-за участившихся краж.

Лестница, когда-то ведущая в обитель… Фотография середины ХХ века

Городские власти за порядком не следили. Разрушали и перила каменной лестницы, ведущей в бывший монастырь из красивого чугунного литья».  Вот тогда-то и вспомнили ельчане о пророчестве последней  монастырской старицы, блаженной Варвары, которая говорила, что от  обители останется только звонарница, да ограда.

Уцелевшие колокольня и ограда в 70-е годы ХХ века

Старожилы рассказывают, что коммунисты очень хотели вскрыть склеп, где покоилась затворница Мелания и осквернить её мощи. Узнав об этом, группа ельчан в одну из ночей тайно перезахоронила гроб с её телом недалеко от фундамента Знаменского храма. Один из участников, житель Черной слободы, рано утром привел на новое место погребения затворницы свою шестилетнюю внучку, велел его хорошенько запомнить и добавил: «Я уже старый, долго не проживу, а ты, может быть, доживешь до лучших времён, расскажешь тогда, где мы спрятали матушку Меланью. Она ведь до сих пор нетленна. Когда мы гроб вынимали, он сбоку немного треснул и была видна её рука».

Так выглядит место могилы сейчас

Явившись через несколько дней вскрывать склеп, местные безбожники были неприятно удивлены и озадачены, обнаружив его пустым. Злость и раздражение выместили на часовне, бывшей на месте её прежней могилы.

Игуменья Антония (Криворотова)

В 1937 году многие насельницы, оставшиеся в Ельце, были репрессированы.

Настоятельница обители, игуменья Антония ( при которой перезахоранивали затворницу Меланию), пройдя тюрьму и ссылку, по возвращении в Елец, на Каменную гору, приняла мученическую кончину.

В 1943 году был разрушен и взорван Знаменский храм.

Posted in Елец старинный, К 150-летию со дня рождения И.А. Бунина, Экскурсия | Leave a comment

«Как прекрасен этот мир!»

За повседневной суетой мы зачастую не замечаем, не ценим то, что нас окружает. Однако, бывают моменты, когда приходит осознание того, насколько прекрасен мир. Красота повсюду, вокруг нас, и, если внимательно присмотреться, то можно заметить это даже в самых незначительных вещах.  Но настоящий храм красоты – это природа.  Не случайно поэты, художники, музыканты всегда воспевали смену времен года, различные природные явления.  Картины многих русских художников раскрывают красоту и прелесть родной земли. Пейзажи И.И.Шишкина, И.И.Левитана, А.И.Куинджи, В. М. Васнецова и многих других живописцев ХIХ века надолго остаются в памяти, восхищая и чаруя.

Мы приглашаем вас в «художественное» путешествие, и вы сами увидите «Как прекрасен этот мир!»

Приятного вам путешествия!

Posted in Выставка | Leave a comment

Прогулки по бунинскому Ельцу: Знаменский женский монастырь.

Выпуск 8.

Современный вид обители

      Знаменский монастырь по праву считался по всей округе оплотом православия. Сестры, которые здесь подвизались, нередко достигали таких  высот святости, что к ним за молитвенной помощью, советом и духовным утешением  обращались не только ельчане, но и многочисленные паломники.

Схимонахиня Магдалина

В истории монастыря сохранились имена некоторых таких  насельниц: монахинь Олимпиады и Елизаветы, схимонахини Магдалины, блаженных стариц Василисы, Феоктисты, Варвары, и,  конечно же, великой елецкой подвижницы, затворницы Мелании.  

     Родилась  она в 1759 году неподалеку от Каменной горы, в Ламской слободе   в бедной семье однодворцев Памфила и Феодосии Пахомовых.  Родители рано умерли, оставив на попечение  старшего  сына двух малолетних сестер. Безрадостной, в тяжелом труде и лишениях, была их жизнь в семье брата. Единственным утешением была возможность сходить в монастырь, излить там в молитве свою печаль и скорбь, да побеседовать с матушками, которые их очень любили.  Старшую, Меланию, которая была трудолюбива и хороша собой, как только ею стали интересоваться потенциальные женихи, брат решил выдать замуж. Но девушка, понявшая с раннего детства суетность и быстротечность земной жизни, выбрала другой путь.  В 1778 году она тайком  ушла на Каменную гору и  поступила в число сестер.

Вид на монастырь с западной стороны. Фотография конца ХIХ века

С первых дней пребывания в обители   началась  её подвижническая  жизнь. Следуя наставлениям стариц, молодая инокиня всё время проводила в труде и непрестанной молитве,  стремясь к  духовному совершенству.  Пост по уставу  постепенно показался слишком легким. Сначала она отказалась от овощей, а впоследствии и от ещё  одного небольшого утешения —  чая, перейдя только  на хлеб и воду.  Днем без устали трудилась на послушаниях, а   ночью,   сведя отдых к минимуму, при свете звёзд под открытым небом   горячо молилась  Богу.   Следом за  старшей, сделала свой выбор и младшая сестра Екатерина. 22 года  она провела в обители вместе с Меланией,  находясь  под её  руководством .  Кроткие, трудолюбивые сестры-молитвенницы,    носившие старые, обветшавшие  одежды с многочисленными заплатами, думали  только об одном: как  получить вечное спасение и угодить Господу. После  смерти Екатерины, которая перед кончиной увидела, как на небе открылись райские врата, Мелания с благословения Задонского затворника Георгия (Машурина), который своими письмами руководил её жизнью и подавал советы, 6 августа 1819 года ушла в совершенный затвор.

     17 лет в посте и непрестанной молитве, всецелом самоотвержении, в устремлении ума и сердца к Богу, при полном самоотречении и постоянной борьбе со страстями…    Дневной свет практически не проникал в её тесную холодную келью-избушку;  пища, которую ставили на порог  поздно вечером,  и за которой она выходила, накинув на себя с  головой  плотное длинное покрывало, была  крайне скудна; ночью, чтобы ненароком не заснуть от усталости, она привязывали себя за волосы к высокому  крюку в стене.   Затвор обычно  считается уделом мужчин, как более сильных духом.  Мелания стала единственной монахиней  в православии, которая  подвизалась в нем  столь  долгое время.   Высотой аскетических подвигов она стяжала многие благодатные дары, в том числе дар прозорливости.   Люди из разных городов России шли к  её убогой келье и, задавая вопросы через маленькое окошечко, получали советы и наставления, необходимые для спасения, а также   благодатные исцеления  по её молитвам.

Достигнув высот духовной жизни, затворница Мелания 11 июня 1836 года тихо и мирно скончалась. Её просветленное лицо, устремлённое к образу Спасителя, выражало небесную радость. Дивное знамение сопровождало её кончину.  Путники, возвращающиеся из Задонска, увидели огненный столп, стоявший над Каменной горой. А монастырский священник, пришедший   в последний раз причастить  подвижницу, обратил внимание на то, что погасшая от сильного ветра свеча ярко  загорелась сама  на пороге  её келии. Запомнилось всем и погребение  из-за многочисленных  исцелений больных.

    Затворница Мелания была похоронена на старом монастырском кладбище, находящемся  в восточной части обители. В 1872 году почитателями праведницы на её могиле был установлен памятник, изготовленный   на заводе братьев Криворотовых: чугунная часовня в виде маленькой кельи белого цвета, увенчанная крестом.

Часовня на могиле затворницы Мелании. Фотография конца ХIХ века

Внутри  перед  Распятием горела  неугасимая лампада.   Снаружи, на восточной стене памятника, вверху,  было сделано маленькое портретное золотое изваяние  затворницы, а по всей стене  крупными золотыми буквами написаны слова из 27 псалма: «Благословен Господь, ибо Он услышал глас молений моих. На Него уповало сердце мое и Он помог мне».  

    Паломники, приезжавшие в обитель издалека,  обязательно приходили к часовне поклониться Меланьюшке,  как её ласково называли, попросить её ходатайства перед Богом, помощи в болезни и житейских нуждах. Несомненно,  Иван Алексеевич Бунин, который  посещал   Каменную гору и гимназистом, и взрослым, конечно,  слышал о ней и бывал  на могиле.

Posted in Елец старинный, К 150-летию со дня рождения И.А. Бунина, Экскурсия | Leave a comment

На вилле «Жаннет» во время Второй мировой войны.

Выпуск 4 (заключительный).

Александр Васильевич Бахрах:

А. Бахрах

     «Ежевечерне (в остальное время дня это никогда нам не удавалось) он сходил в столовую, где стоял большой радиоприемник, и силился поймать Лондон или Швейцарию и особенно стал интересоваться ходом военных действий с момента гитлеровского наступления на Россию. В своей комнате он развесил огромные карты Советского Союза и внимательно следил за штабными сводками, негодуя, когда какую-нибудь местность, упомянутую в этих сводках, он не находил на своих картах. Только когда нацистские армии приникли слишком далеко вглубь советской территории, перестал он делать отметки на картах, «чтобы не огорчаться».  

   «Бунин старался не думать о том, что происходит вокруг, потому что хотя и сохранял глубокий оптимизм по отношению к исходу войны, иной раз вдруг склонен был предаваться паническим настроениям. Всякое поражение союзных армий, раздуваемое местными радиостанциями, он переживал как трагическое и непоправимое событие. /…/ Помню также, с каким волнением он следил за Сталинградской битвой – то считая, что все потеряно, то – несколько часов спустя – переходя от чрезмерного пессимизма к преувеличенно радужным надеждам. В жизни Бунин был крайне нетерпелив, и оттого ему непременно хотелось, чтобы военные события развивались в том темпе, который был свойственен его природе».

Т. Муравьёва-Логинова. Вилла «Жаннет». У Бунина в кабинете.

    Иван Алексеевич  Бунин. Из дневника:

    17 января   1944 года.

   Война все тянется. И конца этому не видно! Когда же, Господи, что- нибудь решительное?

    21июня 1944 года.  

    Взят Выборг.

    3 года тому назад, в ночь с 21 на 22, Гитлер, как он любил выражаться, «упал как молния в ночи» на Россию. Ах, не следовало!

    26 июня 1944 года.

Началось русское  Наступление.

    27июня 1944 года.

Взяты Витебск и Жлобин. Погода все скверная. Взята Одесса. Радуюсь. Как все перевернулось!

    20 июля 1944 года.  

Дико! Уже 5 лет живу в какой-то английской вилле! Привык как к своему дому.

Русские идут, идут.

   23 июля 1944 года.

Взят Псков. Освобождена уже вся Россия! Совершено истинно гигантское дело!»

    Анна Елькан, поэтесса,  секретарь «Объединения русских писателей во Франции» :

   «Во время оккупации Иван Алексеевич вел себя необычайно достойно и патриотично. Совершенно открыто высказывал свое презрение и ненависть к оккупантам… внимательно следил за событиями на фронтах по английскому радио, что строго каралось немецкими властями, упорно верил в конечную победу русского народа». 

    Антонин  Петрович Ладинский, писатель:  

А. П. Ладинский

     Иван Алексеевич «… до конца своих дней оставался типичным русским человеком и русским патриотом, хотя, может быть, по-своему понимал любовь к своей стране. Во время оккупации Франции гитлеровцами он решительно отказался от всякого сотрудничества с ними, не напечатал при них ни одной строчки и искренне радовался победам советских армий. Об этом он не раз говорил и писал: «Горячо радуюсь победам России…» В другом: «Хочу домой…»

Posted in И.А. Бунин в годы Великой Отечественной войны | Leave a comment

На вилле «Жаннет» во время Второй мировой войны.

Выпуск 3.

Иван Алексеевич Бунин. Из дневника:

И.А. Бунин

   « 4 марта  1942 года.

     /…/  Второй день без завтрака – в городе решительно ничего нет! Обедали щами из верхних капустных листьев – вода и листья!

    И озверелые люди продолжают своё дьяволово дело – убийства и разрушение всего, всего! /…/

      Битвы в России. Что-то будет? Это главное – судьба всего мира зависит от этого».

    А.Б. Либерман, пианист,   профессор известного музыкального колледжа в Калифорнии (США).  

    «Как сейчас помню жаркий летний день в августе 1942 года. Подпольная французская организация оповестила нас, что этой ночью будут аресты иностранных евреев (впоследствии и французские евреи не избежали той  же участи). Мы сейчас же принялись за упаковку небольших чемоданов, чтоб скрыться «в подполье». Как раз в этот момент зашел Ивана Алексеевич. С удивлением спросил, в чем дело, и когда мы ему объяснили, стал … настаивать на том, чтобы мы немедленно поселились на его вилле. Мы сначала отказывались, не желая подвергать его риску, но он сказал, что не уйдет, пока мы не дадим ему слова, что вечером будем у него.

    Так мы и сделали – и провели у него несколько тревожных дней. Это как раз было время борьбы  за Сталинград, и мы с трепетом слушали английское радио, совершенно забывая о нашей собственной судьбе.  Пробыв около недели в доме Бунина, мы вернулись к себе в Cannes. В это время Иван Алексеевич был стопроцентным русским патриотом, думая только о спасении Родины от нашествия варваров».

    Иван Алексеевич Бунин. Из дневника:

   «1 сентября  1942 года.

   Еврейские дни дошли и до нас. В Париже, говорят, взяли 40.000. Хватают по ночам, 10 минут на сборы. И мужчинам и женщинам бреют головы — и затем человек исчезает без следа. Детей отнимают, рвут их документы, номеруют — будет без роду-племени, где-то воспитают по-своему. /…/ У нас взяли, говорят, уже человек 700-800″.

    Вера Николаевна Бунина. Из дневника:

   « 4 мая 1943 года.

    К маю нам подарки: 1) нельзя выходить после 11ч. вечера, 2) нельзя ночевать не дома, 3) нельзя без разрешения ездить; — но это, кажется, в ближайшем будущем. — Против ворот выстроен блокгауз для пулемета».

    Татьяна Дмитриевна  Муравьева-Логинова:

Т. Муравьева-Логинова. Вера Николаевна поднимается к вилле «Жаннет».

    «Жизнь на вилле «Жаннет» шла однообразно. Всегдашнее беспокойство Буниных о судьбе оставшихся в Париже, по ту сторону оккупационной зоны. /…/ Грозные военные вести, которые жадно ловили по радио. /…/

    За годы войны все вокруг одряхлело. Вилла «Жаннет» потеряла свой элегантный, буржуазный вид. Центральное отопление давно перестало действовать. Водопровод, электричество часто отключали.  /…/

    Жить в Грассе становилось все хуже. Ни продовольствия, ни денег.   /…/ Жили вчетвером: Бунины, Зуров и Бахрах».

    Леонид Зуров:

«Во время войны у Буниных спасался парижский литератор Александр Васильевич Бахрах. Он явился в Грасс после отступления французской армии. Всю войну провел у Буниных. В самые опасные времена Вера Николаевна его крестила (в маленькой церкви, находившейся в Канн-ла-Бокка)… у священника каннской церкви Соболева. Во время пребывания в Грассе  французских эсэсов, которые явились с русского фронта, Бахрах был на улице арестован ими, отведен в штаб, но выданная Соболевым бумага его спасла».

Posted in И.А. Бунин в годы Великой Отечественной войны | Leave a comment

На вилле «Жаннет» во время Второй мировой войны.

Выпуск 2.

Фрагмент фотографии виллы с бунинской надписью

Иван Алексеевич Бунин.  Из дневника:

   «8 сентября 1940 года .

   9 ч. вечера. Восьмичасовое радио: /…/ «гигантская битва» немцев с анг., — тысяча авионов над Лондоном, сброшено миллион пудов бомб, сотни убитых и раненых, а англичане громят Берлин и сев. Побережье Франции. Уже два часа идет дождь и через каждые пять секунд тяжко, со стуком потрясает небо гром. Открывал окно: ежесекундно озаряется все небо дрожащим голубым светом, дождь летит на голову. Осенью мы будем сидеть здесь /…/. И что будем есть? Оливкового масла осталось у нас 5 бутылок – очевидно, на всю осень, а может и зиму. И чем будем топить?»

   21 января  1941 года.

 /…/ Холод в доме ужасный, топить вволю нельзя, нечем: запасы наши угля и дров на исходе, дальше будут давать только 100 кило в месяц- насмешка! Все время ищем что купить! Но нечего! Находим кое-где скверный, сморщенный горох (и торговец и мы врем — «для посева»), ржавые рыбки, род stet. селедочек и сардинок — и все. Питаемся скверно.

    2 2  июня 1941 года.  2часа дня. /…/ Германия нынче утром объявила войну России – и финны и румыны уже «вторглись» в «пределы» её.

   После завтрака (голый суп из протертого гороха и салат) лег продолжать читать письма Флобера, /…/  как вдруг крик Зурова: «И.А., Германия объявила войну России!» Думал, шутит, но то же закричал снизу и Бахрах. Побежал в столовую к радио – да! Взволнованы мы ужасно».

Супруги Бунины в Грассе

   Бунина Вера Николаевна. Из дневника:

   «25  июня 1941 года.

   Все эти дни как в лихорадке. /…/ Здешние русские люди резко разделяются на две половины.

   27  июня 1941 года.

  Все время после 22. VI. ощущение сильного волнения. Что будет с Россией?  /…/  В Москве говорят только о патриотизме. Дух силен».

   Иван Алексеевич Бунин.  Из дневника:

    «24 августа 1941года.  

    Немцы пишут, что убили русских уже более 5 миллионов.

С неделю тому назад немцы объясняли невероятно-ожесточенное сопротивление русских тем, что эта война не то, что во Франции, в Бельгии и т. д., где имелось дело с людьми, имеющими «I’intelligence», — что в России война идет с дикарями, не дорожащими жизнью, бесчувственными к смерти. /…/  Нынче румыны говорят, что, не смотря на все их победы, война будет «непредвиденно долгая и жестокая».

    19 сентября 1941 года.

    Во время обеда радио: взята Полтава. В 9 часов: — взят Киев.

Взято то, взято другое… Но — à quoi bon? Что дальше? Россия будет завоевана? Это довольно трудно себе представить!»

    Георгий Викторович  Адамович:

Г. В. Адамович

    «Война потрясла и испугала Бунина: испугала за участь России на десятилетия и даже столетия вперед, и этот глубинный страх заслонил в его сознании все то, что в советском строе по-прежнему оставалось для него неприемлемо. /…/

За ходом военных действий Бунин следил лихорадочно и сетовал на союзников, медливших с открытием второго европейского фронта. Гитлеровцев он ненавидел и стал ненавидеть ещё яростнее, когда вслед за сравнительно беспечными, даже добродушными итальянцами южная часть Франции была оккупирована именно ими».

Posted in И.А. Бунин в годы Великой Отечественной войны | Leave a comment

На вилле «Жаннет» во время Второй мировой войны.

Выпуск 1.

    Во  французских Приморских Альпах,  неподалеку от Канн и Ниццы, на склоне горы,  расположен  небольшой курортный город Грасс.

До сего времени он  по праву считается одним из самых красивых мест на всём Лазурном Берегу.   Средневековые   улочки с каменными мостовыми,  узкие и удивительно чистые, крутые спуски и подъемы каменных лестниц в зарослях пышной южной растительности, колокольный звон,  звучащий со времен королей и рыцарей,   дивный аромат цветущих  роз… 

Грасский пейзаж

  В Грассе  супруги Бунины прожили  около 20 лет.   С октября 1939 года  до окончания Второй мировой войны в 1945 году их пристанищем была съёмная вилла «Жаннет».  Именно здесь, во время создания знаменитых бунинских рассказов о любви  «Темные аллеи», и получили приют  сразу несколько человек, которым, по словам Ивана Алексеевича,  деваться было просто некуда: журналист Александр Бахрах,   писатель  Леонид Зуров,  поэтесса Галина Кузнецова с подругой, оперной певицей  Маргой Степун,   Елена Николаевна Жирова и её маленькая дочка Олечка…   

Некоторое  время   на вилле в ожидании   отъезда  в США жили секретарь Бунина в Нобелевские дни журналист Андрей Седых (Яков Моисеевич Цвибак) с женой, а также скрывались супруги  Александр и Стефани Либерманы.  Бахрах, Степун, Цвибак, Либерман  были евреями, и если бы оккупационные власти узнали, кого здесь укрывает писатель, сама жизнь Бунина была бы тогда под большим вопросом… 

      Предлагаемые дневниковые записи Ивана Алексеевича и Веры Николаевны, воспоминания его тогдашних  домочадцев и просто хороших знакомых,   дают представление о жизни и гражданской  позиции   Буниных во время оккупации  гитлеровцами Франции.   

Татьяна Дмитриевна Муравьёва-Логинова,  художница:

     «В сентябре 1939 года неожиданно началась война. Бунины были одиноки и растеряны. К этому времени они окончательно покинули дачу «Бельведер». Новая вилла «Жаннет», снятая у англичанки мадам Юльбер, уехавшей на время войны в Англию, была гораздо лучше и просторнее «Бельведера».

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - thumbnail7.jpg
Современный вид виллы

Хорошая, барская обстановка, изумительный вид на Грасс – все это приободрило Буниных. Конечно, взбираться на  те высоты, на которых находилась «Жаннет», было нелегко. Вилла была одной из последних по Наполеоновской дороге, почти при выезде из Грасса. Над ней в саду возвышалась каменная часовня, а за часовней сразу начинался хвойный лес. Нужно было полчаса, чтобы подняться из Грасса по сокращенной дороге: по крутым тропинкам и лестницам мимо кактусов и запущенных огородов. /…/

   

Так выглядит город с вершины горы

Кабинет  Бунина находился на втором этаже. Полный света, солнца, с широкими окнами и дивным видом на расстилавшийся простор – на далёкие холмы и горы Эстереля, на голубую полосу моря. Обстановка была самая располагающая к умственной работе: большой письменный стол, красивые мягкие кресла, ковер и диван, на котором Иван Алексеевич спал. У Веры Николаевны была самая крайняя комната с большим, застекленным балконом, выходившим в сад.

Подобной машинкой пользовалась Вера Николаевна

Стол, пишущая машинка, на которой годами перестукивала она рукописи И.А., много бумаг, много книг, разложенных повсюду. Семейные реликвии, иконы. Никаких безделушек, ничего уютного, специфически женского – скорее комната-келья. На балконе горшки с цветами стояли и на полу, и на окнах. Тут же находилась большая тахта с подушками и садовая мебель: стол и кресла. Этот балкон предназначался для гостей Веры Николаевны, с которыми она особенно любила «поговорить по душам».

Posted in И.А. Бунин в годы Великой Отечественной войны | 4 комментария

Прогулки по бунинскому Ельцу: Знаменский женский монастырь.

Выпуск 7.

Интересные  воспоминания о посещении монастыря есть в автобиографической рукописи уроженца Ельца, профессора, заведующего кафедрой биологии Воронежского университета Константина Васильевича Скуфьина. Описываемая жизнь обители датируется приблизительно 1908 – 1912 годами.

   «/…/ мы с мамой направились к монастырю, окруженному каменной стеной и тыловой безоконной стороной различных строений в белой штукатурке. Над воротами в стене была большая икона. С обеих сторон ворот сидели нищие разного пола и возраста, протягивающие руку за подаянием. /…/

И.М. Прянишников. У церкви

За воротами, в которые мы вошли, перекрестившись, было нечто вроде короткого тоннеля под строением. Здесь также сидели нищие и ещё две монашки с копилкой. Далее был обширный двор, вымощенный булыжником, сквозь который пробивалась травка. Прямо перед нами была белая церковь с колокольней, а по краям шли кельи для монашек. Мы зашли в церковь, постояли минут десять, поставили свечку, а потом пошли к нашей родственнице, которая жила в келье на втором этаже. Помню небольшую спаленку с одним окном и небольшую кухоньку, в которой можно было разогреть обед, приготовленный в общей большой кухне внизу. Мы расположились в довольно просторной двухоконной столовой с видом на город через стену.

Вид на восточную часть города с монастыря. Фотография конца ХIХ — начала ХХ века

В ней был небольшой стол, иконы в углу, литографии святых мест на стене, стулья, покрытые холстинными чехлами, пяльцы для вышивания в углу у входа, на полу плетеные из лоскутных лент постилки.

Так могла выглядеть келья (современная реконструкция)

Все было очень скромно, чисто, аккуратно. Сама монашка, одна из троюродных сестёр мамы, имела бледное лицо – плод малоподвижной жизни, долгих молений и ещё более долгих, на всю ночь, чтений псалтыря над покойниками, одним из источников дохода монашек, наряду с кружевоплетением и другим рукоделием, в котором они были непревзойденными мастерицами. На обед хозяйка кельи подала нам лапшу с головой осетра, картофельные котлеты с клюквенным киселем и, в заключение, душистый чай на травах с рыбной кулебякой. Все было приготовлено отменно.

    Выйдя во двор, мама надумала посетить келью знаменитой на всю округу старицы, про которую говорили, что она правильно предсказывает все события переменчивой судьбы. Эта келья  была в нижнем этаже напротив, вход почти вровень с землёй, с небольшим порожком.

Н. Касаткин. У часовни

Дверь из двух половин была широко открыта, и перед ней стояла группа ожидающих своей очереди богомольцев. Келья была небольшая, в ней на кровати сидела полуприкрытая одеялом в холстинковой рубахе старица с какими-то пронзительными глазами. Здесь же в сторонке сидели ещё две или три монашки в обычном черном одеянии, которые принимали от очередного посетителя приношения – узелки с продуктами, кусок холста, реже деньги. Приходившие мужчина или женщина, иногда и оба вместе крестились в угол на иконы и садились на табуретку, задавая какой-нибудь вопрос. Старица отвечала непрямо, какими-то намеками. Пришедшие пытались задавать дополнительные вопросы, но получали вновь неясные ответы и выходили из кельи в некоторой растерянности. Однако группа ожидающих, невольно посвященная в вопросы и ответы, принималась расшифровывать намеки старицы, причем один толковал так, другой иначе, третий совсем по-своему, тем не менее каждый склонялся к тому пояснению, которое было ему по душе, и уходил, перекрестившись на храм, вполне довольный.

Ещё я вспоминаю другой поход в монастырь, на этот раз в будний день, притом постный и неторговый.

С. Виноградов. В келье

В монастыре было тихо, безлюдно, все монашки сидели по своим кельям и занимались делами. Обед был скромный – щи из кислой капусты и котлеты из сырого картофеля, фаршированные сухими грибами, с грибной же подливкой и несколькими маслинами. После обеда с  чаем наша родственница провела нас в церковь на раннюю вечерню, где тоже было просторно и тихо, в боковом приделе шла негромкая служба без хора, позвеньковали самые малые колокола, царила атмосфера задумчивости и некоторой грусти».

Posted in Елец старинный, К 150-летию со дня рождения И.А. Бунина, Экскурсия | Leave a comment

Прогулки по бунинскому Ельцу: Знаменский женский монастырь.

Выпуск 6.

Конец XIX — начало ХХ были временем расцвета и известности Знаменского монастыря. В его собственности находилось 3 десятины 1810 саженей земли, а сам он представлял собой большой благоустроенный жилой поселок с двумястами деревянными домами. В его стенах искали спасения 310 насельниц: 254 послушницы и 54 монахини, руководимые настоятельницей в сане игумении.

Матушки Знаменского монастыря на порожках храма. Фото начала ХХ века.

Со стороны города обитель была похожа на кремль или какой-то средневековый замок.

Знаменский женский монастырь. Фото начала ХХ века.

Все здания внутри содержались в образцовом порядке. Как отмечал В.И. Немирович – Данченко, «каждый дом строили не по общему плану, не на один раз для всех  утверждённому рисунку, а как  хотелось его хозяйке.

Территория монастыря в 2005 году. Дома на фотографии — уцелевшие бывшие кельи.

То узенький, в два этажа, по два, по три окна в каждом, то низенький и длинный, то с высокими, острыми, то пологими крышами. И всякая клетушка чувствует свою соседку локтем. Постаревшие – осесть, покривиться не могут – рядом стоящие крепко держит их под руки. Каждый домик в свою краску расписан: голубые, зелёные, красные, серые, бревенчатые, тесом обшитые – но все с крылечками в наружу, то под пестрым навесом, то совсем простенький.  /…/Перед некоторыми – палисадники».  В палисадниках росли самые красивые в городе цветы и стройные деревья, что придавало необычную живописность каменистой  местности… 

Как когда-то давно, сегодня в монастыре всё в цветах

Кругом была удивительная чистота. Двор вокруг храма, дорожки к кельям были выложены большими тесаными белыми плитами. Каждую субботу, а также перед праздниками матушки тщательно их промывали, а в будничные дни ограничивались  подметанием. Тишина, покой, благоухающий ароматами цветов воздух, сочная зелень травы и листвы иноческого городка производили неизгладимое впечатление на всех, кому посчастливилось там побывать.

    Ельчанка  Нина Тихоновна Дементьева  рассказывала: «Вспоминая своё детство, я всегда вспоминаю наши приходы в монастырь. Мне всё там нравилось. Необыкновенная чистота и красота. Казалось, там даже воздух был не такой, как в городе.

    Знаменский монастырь был не общежительный. Каждой монахине давали послушание, но жить она должна была на свои средства. В монастыре было много келий. Келья представляла собой небольшой деревянный домик с несколькими комнатами. В одной келье матушки и послушницы жили по 3 – 5 – 6 человек. Жили они по-разному, и, как правило, на содержании у купцов. Одни были  побогаче, другие победнее, в зависимости от состояния и щедрости своих благодетелей. Елецкие купцы занимались благотворительностью, не забывали монастырь. Матушки жили на их подаяние, и день и ночь молились за них.

   Питались они, в основном, овощами. Молоко и рыба – в праздники и разрешенные дни. Готовили уху, заливное из рыбы.

   В кельях обстановка была очень скромной. Железная кровать, покрытая простым одеялом, шкаф с книгами, нехитрая утварь и очень много икон. Зато все было вычищено, выскоблено, постилочки чистые, все ухожено. В святом углу – треугольный столик, на котором лежали Евангелие и другие церковные книги. Кельи преображались на Пасху и Рождество. Кровати застилались белыми покрывалами, а на черные металлические спинки надевались белые накрахмаленные чехольчики. Комнаты становились ослепительно чистыми и нарядными. Везде горели лампады. Матушки очень любили кошек.  В каждой келье жили кошки, которые спасали их от мышей.

В. Штембер. Портрет молодой монахини

Вся жизнь насельниц монастыря заключалась в молитве. Далеко за полночь в кельях был виден свет горящих лампад и силуэты матушек, молящихся на коленях. В свободное от молитвы время матушки занимались рукоделием.

   Одевались они очень скромно. Длинная рубаха, сверху – платье прямого покроя с длинными рукавами. Надевалось оно через голову и подвязывалось пояском. Все шилось из простой ткани – ситец, бязь. В этой одежде они ходили дома, в церковь надевали черную мантию и клобук. Церковь посещали рано утром и вечером, днем молились дома. Монастырь жил тихой размеренной жизнью».

Posted in Елец старинный, К 150-летию со дня рождения И.А. Бунина, Экскурсия | Leave a comment