«Былинные герои»

Былины и предания издавна были неотъемлемой частью русской самобытной культуры. Народ воспевал в них силу, справедливость и мужественность богатырей, ум, ловкость и иные качества человека. Многие сказания имели историческую основу и были описаны в древних летописях. Богатырей прославляли за совершаемые подвиги, защиту жителей Руси от набегов вражеских войск и иные благие поступки.
Исторические события, пересказанные народом, разумеется, претерпевали в былинах некоторые изменения. Каждый богатырь и злодей в них – это не только реально существовавшая личность, чья жизнь или деятельность была взята за основу персонажа, но и собирательный и очень важный для того времени образ.

И.А. Бунин хорошо знал и любил народные предания, рассказы, былины. С детских лет он слышал их от своей матери и дворовых людей. Впоследствии былинные и сказочные мотивы, возвращающие в Древнюю Русь, отразились в его ранних стихотворениях «На распутье» (1900), «Вирь» (1900), «После битвы» (1903), «Канун Купалы» (1903), «Степь» (1912), «Святогор и Илья» («На гривастых конях на косматых…») (1916)

СВЯТОГОР И ИЛЬЯ

На гривастых конях на косматых,
На златых стременах на разлатых,
Едут братья, меньшой и старшой,
Едут сутки, и двое, и трое,
Видят в поле корыто простое,
Наезжают — ан гроб, да большой:
Гроб глубокий, из дуба долбленный,
С черной крышей, тяжелой, томленой,
Вот и поднял ее Святогор,
Лег, накрылся и шутит: «А впору!
Помоги-ка, Илья, Святогору
Снова выйти на божий простор!»
Обнял крышу Илья, усмехнулся,
Во всю грузную печень надулся,
Двинул кверху… Да нет, погоди!
«Ты мечом!» — слышен голос из гроба.
Он за меч, — занимается злоба,
Загорается сердце в груди, —
Но и меч не берет: с виду рубит,
Да не делает дела, а губит:
Где ударит — там обруч готов,
Нарастает железная скрепа:
Не подняться из гробного склепа
Святогору во веки веков!
Кинул биться Илья — божья воля.
Едет прочь вдоль широкого поля,
Утирает слезу… Отняла
Русской силы Земля половину:
Выезжай на иную путину,
На иные дела!
23.I.16

На нашей виртуальной выставке «Былинные герои»
представлен
набор открыток «Былины»,
выпущенный издательством «Советский художник» в 1968 году .

«Былины»,
издательство «Советский художник»,

Москва. 1968 г.
Вот Святогор и говорит Илье:
— Поезди со мной по Святым горам,
научу я тебя ухваткам богатырским…
«Илья Муромец и Святогор»
Художник А.Котухина (Палех)
— Не отдам я Забаву Путятишну,
я её сожру, и тебя сожру,
всех русских людей в полон возьму!
Рассердился Добрыня и на Змея бросился.
И пошёл тут жестокий бои.

«Добрыня Никитич и Змей»
Художник В. Большаков (Палех)
Сделал Никита соху в триста пуд,
запряг в нее Змея и стал
от Киева межу пропахивать
«Никита Кожемяка»
Художник А. Зайцев (Палех)
Взвыла тетива, полетела стрела,
угодила Соловью в правый глаз,
вылетела через левое ухо.
Покатился Соловей из гнезда,
словно овсяной сноп.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Художник  А.Ковалев (Палех)

Как начал играть Садко в гуселки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во сине море…
Во синем море вода всколыбалася,
Со желтым песком вода смутилася,
Стало разбивать  много кораблей на синем море…
«Садко»
Художник К.Кукулиева (Палех)
Убил в поле трех татаринов.
Трех собак наездников,
И сестру родную у них выручил,
Молоду Марфу Петровичну.
«Михайло Казаринов»
Художник А.Куркин (Палех)
… Стал кругом татарином помахивать,
бить-крушить им войско татарское.
Где махнет — там станет улица,
отмахнется — переулочек!
«Илья Муромец и Калин-царь»
Художник Б.Кукулиев (Палех)

Вертят сошку они и так и сяк,
а не могут сошку от земли поднять.
«Вольга и Микула Селянинович»
Художник А.Котухина (Палех)
— Я от старости оглох, ничего не слышу,
Что ты мне приказываешь.
Подъезжай ко мне поближе, к убогому.
«Алеша Попович и Тугарин Змеевич»
Художник П.Чалунин (Палех)

… На перекрестке камень лежит,
а на том камне написано:
«Кто направо поедет — тому убитым быть,
Кто влево поедет — тому богатым быть,
а кто прямо поедет — тому женатым быть».
«Три поездки Ильи Муромца»
Художник Г.Буреев (Палех)
Стоят богатыри на заставе,
не пропускают к Киеву ни пешего, ни конного.
Мимо них и зверь не проскользнет,
и птица не пролетит.
«На заставе богатырской»
Художник К.Бокарев (Палех)
И брал… саблю свою девяносто пуд.
И едет Василий, помахивает,
С горы на гору конь его подскакивает…
«Ботыга и Василий Игнатьевич»
Художник Г.Мельников (Палех)
Posted in Выставка | Leave a comment

Художники

21 января рабочий день музея закончился экскурсией для участников II ВСЕРОССИЙСКОГО ПЛЕНЭРА: «АРГАМАЧ. КРАЙ ВДОХНОВЕНИЯ». Художники из Костромы, Москвы, Липецка, Воронежа, Череповца, Мурманска, Санкт-Петербурга, Тамбова, Смоленска, Владимира, Твери, Великого Новгорода и Орла с интересом познакомились с экспозицией, сфотографировали заинтересовавшие экспонаты и, по их словам, наяву представили жизнь юного Бунина в мещанском доме. Вполне возможно, эти новые впечатления, когда-нибудь и отразятся в их творчестве.

После посещения нашего музея, некоторые из них, вдохновленные экскурсией, которую проводила заведующая музеем Газина Татьяна Анатольевна, решили вернутся через несколько дней и создать свои шедевры.

Знакомьтесь:
Ирина Владимировна Рыбакова — член Союза художников СССР и ТСХР. Член-корреспондент РАХ. Заслуженный художник Российской Федерации

Ирина Владимировна за работой
Каталог с дарственной надписью .
Картина, написанная в экспозиции музея.
Художник Рыбакова Ирина Владимировна

Максим Александрович Михаленя — старший преподаватель кафедры изобразительных искусств и технологии в Костромском государственном университете имени Н.А. Некрасова.

Максим Александрович за работой
Картина, написанная в экспозиции музея.
Художник Михаленя Максим Александрович
Работы завершены.
Posted in Гости и друзья нашего музея | Leave a comment

«Жизнь, связанная с природой и землёй…»

Выпуск 2.

Некоторые природные знаки, связанные с изменением погоды, порой бывают актуальны и в наше время. Но в ХIХ веке придавалось большое значение и другим приметам, знакомясь с которыми не перестаешь удивляться поразительному соседству в них самых тонких наблюдений и самых нелепых суеверий. Есть они и в бунинских произведениях:

«Три свечи в комнате – к чьей-нибудь смерти.

Вой собаки ночью – к смерти.

Ворон, пролетевший со свистом крыльев низко над домом – к смерти.

Разбитое нечаянно зеркало – к смерти»

(«У истока дней»)

    «Он был твёрдо убежден, что семья его вымерла не от холеры, а оттого, что перешла после пожара в новую избу, ночевала в ней, не дав сперва переночевать кочету, и что он с сыном спасся только случайно: спал в риге…»

  («Деревня»)

    «Когда-то он свято верил, что расспросы – гибель для  задуманного дела: «Закудакали – добра не будет».

  («Клаша»)

    «Вдруг с шумом летят кирпичи с крыши. Ветер повалил трубу… Это плохой знак: скоро, скоро, должно быть, и следа  не останется от Лучезаровки».

  («В поле»)

   Твердо верили в народе не только в плохие приметы, но и в то, что грядущее несчастье можно предотвратить или, в крайнем случае, ослабить, выполняя определённые действия, например:

   «Головы петухам стали «отсаживать» только в том случае, если они грозили бедою, то есть кричали курами».

(«Мелкопоместные»)

    Велик в ту пору был в деревнях и страх перед грозой. Люди забивались в дома, наглухо занавешивали окна и, зажигая перед образами заветные «четверговые» свечи, молили Илью-пророка сменить гнев на милость. Пока не придумали громоотводы, помещики и крестьяне принимали собственные предупредительные меры, подробно описанные Буниным в повести «Суходол».

   «- А грозы, и правда, куда как часто в старину собирались. Да и грозы-то великие. /…/ а они, батюшка, вздыхают, крестятся, лезут свечку восковую у образов зажигать, полотенце заветное с покойника прадедушки вешать, или ножницы за окошко выкидывают. Это уже первое дело-с, ножницы-то: очень хорошо против грозы…

/…/ Каждый день приходили отовсюду вести о бедах – о грозах и пожарах. И все возрастал в Суходоле древний страх огня. Чуть только начинало меркнуть песчано-желтое море зреющих хлебов под заходящей из-под усадьбы тучей, чуть только взвивался первый вихрь по выгону и тяжело прокатывался отдаленный гром, кидались бабы выносить на порог дощечки икон, готовить горшки молока, которыми, как известно скорей всего усмиряется огонь. А в усадьбе летели в крапиву ножницы, вынималось старинное заветное полотенце, завешивались окна, зажигались дрожащими руками восковые свечки…»

    Немалое значение придавалось и снам. Их толкование было настолько распространено, что в конце ХIХ века была даже выпущена специальная книга-сонник, отрывок из которой Бунин приводит в рассказе «В лесу»:

« — А ночью сны одолевают, и что ни увидишь, все будто, по бабушке, не к добру выходит: я мол, нынче во сне лисицу видел, а она и привяжется: ох, нехорошо, ох, это к обману, к неприятности. /…/Я, говорит, в соннике читала: /…/  видеть во сне ель – к неприятности, очки надевать – к неприятности, сидеть под балдахином – к горести, пить теплую воду – к печали, пить деревянное масло – к смерти, есть блины – к смерти, есть воронье мясо – к пожару, есть драчену – к разлуке, брить бороду – к убытку, петь томным голосом – к зубной боли, еврея видеть – к вредному знакомству…»

   Вера в плохие приметы, сны и предсказания была неотъемлемой частью жизни россиян самых разных сословий. И хотя суеверия осуждались церковью, искоренить их никому не удавалось.

«Это путы, кои человек надел на себя  — по своей ли вине или необходимости, по большому уму или по глупости, — но в коих он должен жить и умереть, если не может стряхнуть их и быть свободным, — писал Владимир Иванович Даль. И справедливо добавлял: «Большая часть тех, кои считают долгом приличия гласно и презрительно насмехаться надо всему народными предрассудками, без разбора, — сами верят им втихомолку или, по крайней мере, из предосторожности, на всякий случай не выезжают со двора в понедельник и не здороваются через порог».

Posted in Бунинская Россия | Leave a comment

«Жизнь, связанная с природой и землёй…»

Выпуск 1.

Культуру  любой страны невозможно представить   без народного искусства, будь оно устным или материальным.  Слушая  фольклорные произведения или  народную  музыку, рассматривая традиционную одежду или  декоративно – прикладные изделия  народных  умельцев, мы  начинаем понимать, что было главным и важным в их жизни и труде , что ценилось и что порицалось,  в чем заключалась красота,  и о чём были мечты.

    Народное творчество  оказало заметное влияние на восприятие мира  Ивана Алексеевича Бунина. Родившийся в глуши срединной России, он впитал в себя культуру не только дворянской среды, но и крестьянской, проникся её поэтическим духом. «Лет с семи, — рассказывал писатель, — началась для меня жизнь, тесно связанная в моих воспоминаниях с полем, с мужицкими избами…» Его первыми друзьями были крестьянские ребятишки, первые познания в русском языке получены от матери и дворовых. Став старше, он сделался непременным участником деревенской «улицы» и здесь уже сам  «придумывал «страдательные и плясовые», которые вызывали смех и одобрение. Особенно хорошо получались у него

страдательные – то есть   ритмические, протяжные, рифмованные строчки. В долгие  зимние вечера ходил по крестьянским избам слушать старинные песни.

   Оставив родительский кров, он не утратил обретенного там сознания своей причастности к жизни простого народа, много путешествовал по селам средней полосы России и Украины. В этих скитаниях, открывалась, по его словам, «красота природы, глубокая связь художественных созданий с родиной их творцов, увлекательность изучения народа и поэзия свободы и воли в скитальческой жизни».

  Позже Бунин неизменно возвращался из своих заграничных поездок на елецкую землю, в Глотово, где в усадьбе двоюродной сестры ежегодно проводил долгие месяцы не только за письменным столом, но и в непосредственном общении с крестьянами. Участники фольклорных экспедиций Елецкого государственного педагогического института в 60 — 70-е годы ХХ века неоднократно слышали и зафиксировали рассказы крестьян старожилов о том, что И.А. Бунин ходил по деревням и записывал песни, частушки, меткие народные выражения, пословицы и поговорки. Свои наблюдения он дополнял тщательным изучением трудов известных фольклористов Е. Барсова, П. Рыбникова, П. Киреевского.

    Знание жизни народа, приобретенное в постоянном общении  с ним, и определило исключительную достоверность бунинских описаний во всем, что касается народного быта, народных обрядов и обычаев,  устного народного творчества. В его произведениях можно найти многочисленные описания крестьянских жилищ в средней полосе России, например:

«Вот богатый двор. Старая рига на гумне. Варок, ворота, изба – все под одной крышей, под старновкой в начес.

Изба кирпичная, в две связи, простенки разрисованы мелом: на одном – палочка и по ней вверх – рогульки, на другом  — что-то вроде петуха; окошечки тоже окаймлены мелом-зубцами. /…/ » На дверях пунек — кресты, написанные углем, у крыльца — большой могильный камень, — видно, дед или бабка про смерть приготовили…» («Деревня»)

   В обиходе старой деревни все шло своим чередом, по заведенными прадедами порядку.

    «Митя дивился и радовался: как спокойна, проста, убога деревня, эти пахучие курные избы, уже давно спящие, — с Благовещенья добрые люди не вздувают огня, — и как хорошо в этом темном и теплом степном мире.»

(«Митина любовь»)

«Дождь прошел, вечернее небо очистилось, в селе было тихо, избы темны: до Ильина дня не вздувают огня летом, ужинают перед избами в полусвете зари /…/ В полусвете зари, вокруг камней у порогов сидел народ без шапок, хлебал из деревянных чашек кто тюрю, кто молоко».

(«Веселый двор»)

     Крестьянская жизнь была тесно связана с земледелием. Полная зависимость от природы заставляла тщательнейшим образом изучать окружающий мир, улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Это вылилось в целый свод правил, примет, тонких и верных наблюдений. По поведению животных, по закату солнца, яркости звёзд и многим другим признакам крестьяне безошибочно предсказывали погоду ближайших дней.

«— А как думаешь, будет дождь?

Кабыть так. Маяго кобелькя нынче чтой-то весь день не видать, весь день на гумне мышкуя. А это уж обязательно к дожжу, она мышь-крыса усякая, перед дожжем сильней пахня».

(«Божье древо»)

«— Холодно, тетка? – спросил странник, лежа на конике.
— Нет, ответила Марья, — туман. А собаки валяются, — беспременно к метели».

(«Танька»)

«Дождь будет, парит, — сказал староста.»

(«Всходы новые»)

«Эх, кабы теперь дождичка, — думал он, — то-то бы ржи-то поднялись. Да нет, опять солнышко чисто садится».

 («Кастрюк»)

«- Ну и студено же на дворе,
вызвездило – страсть».


(« Учитель»)

    По приметам в некоторые праздничные дни крестьяне   прогнозировали погоду на несколько недель и даже месяцев вперёд.

«Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, — с дождиками в самую пору, в середине месяца, около  праздника св. Лаврентия.

А «осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дожди.»  

(«Антоновские яблоки»)

    Зоркий крестьянский глаз подмечал всё, а хорошее знание природы и жизненный опыт позволяли сделать следующие выводы:

«… бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: «Много тенетника на бабье лето – осень ядреная…»

«Ядреная антоновка – к веселому году». Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился…

(«Антоновские яблоки»)

Posted in Бунинская Россия | Leave a comment

День музейного селфи

День музейного селфи

проводят по всему миру в третью среду января.

Вот даты проведения акции по годам:
19 января 2022 года
18 января 2023 года
17 января 2024 года
15 января 2025 года
21 января 2026 года
20 января 2027 года
19 января 2028 года
17 января 2029 года
16 января 2030 года

Принять участие в этой акции может любой желающий — достаточно посетить любимый музей, сделать селфи на фоне интересных экспонатов и разместить фото на своей странице в соц. сети
с хештегом #MuseumSelfie#МузейноеСелфи.

Присоединяйтесь к этой увлекательной акции!

Наверняка, у вас есть селфи с музейными экспонатами, а, если пока нет, то ждем вас в нашем музее.
Кроме того, можно выкладывать «музейные селфи», сделанные и в другие дни.

Хэштег для фотографий, сделанных в нашем музее, —  #музейБунинаЕлец

Сэлфи сотрудников музея
#MuseumSelfie#МузейноеСелфи
#музейБунинаЕлец

История Дня музейного селфи.

День был основан Мар Диксон, жительницей Лондона, которая ведет сайт о музеях, искусстве и культуре. По ее словам, она преследовала цель создать однодневную акцию, которая повысит осведомленность о великих коллекциях, хранящихся в музеях. Первый День музейных селфи был проведен в январе 2014 года. С этого момента многие музеи по всему миру присоединились к этой акции, а тысячи людей из разных стран разместили свои музейные селфи в социальных сетях.

Posted in Акции | Leave a comment

«В тревожную осень 1941…»

(к 300-летию прокуратуры)

    11 ноября 1941 года И.А. Бунин записал в дневнике: «Самые страшные для России дни, идут страшные бои — немцы бросили, кажется, все, все свои силы». А ещё ранее была сделана следующая запись:

« С неделю тому назад немцы объясняли невероятно-ожесточенное сопротивление русских тем, что эта война не то, что во Франции, в Бельгии и т. д., где имелось дело с людьми, имеющими «I’intelligence», — что в России война идет с дикарями, не дорожащими жизнью, бесчувственными к смерти. /…/ румыны говорят, что не смотря на все их победы, война будет «непредвиденно долгая и жестокая».

На самом деле объяснялось всё очень просто. На защиту Родины, кроме профессиональных военных, встали все, кто мог держать оружие в руках.

Да и руководством  Советского Союза с первых дней Великой Отечественной   было принято решение об   организации  партизанского  движения  населения.

    Директива от 29 июня 1941 года предписывала: «В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской борьбы всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи,  поджога  лесов, складов и обозов.

     В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников».

  В октябре 1941 года в Ельце на основе полка народного ополчения и истребительного батальона   был сформирован партизанский отряд численностью 147 человек.  Его командиром стал Григорий Дмитриевич  Грабилин – прокурор города , а комиссаром — секретарь Елецкого горкома ВКП(б) Тимофей Борисович Дударев.     В прифронтовом городе  бойцы несли караульную службу, патрулировали  улицы,  ловили диверсантов.   Своими силами изготовляли гранаты, мины, горючую смесь в бутылках, взрывчатку.    Охотничьи ружья, ножи, дробовики,  учебные пулеметы и винтовки  превращались в боевое оружие.  В конце ноября  диверсионные группы из состава отряда начали засылать в тыл  к противнику.

   После захвата города немецкими войсками (4 декабря 1941 г.) партизанский  отряд был размещен в д. Чибисовке, разделился на боевые группы и приступил к активной деятельности.   Его бойцы вели разведку и совершали дерзкие налеты, уничтожили в городе несколько вражеских орудий, минометов и пулеметных расчетов.  Вооруженные патриоты успешно громили фашистские обозы и разрушали средства связи. По ночам забрасывали в окна домов, в которых размещались оккупанты, гранаты. У деревни Екатериновки  6 декабря партизаны уничтожили в бою до 50 фашистских солдат.   Вражеские штабы находились под постоянным наблюдением, и телефонная связь между ними обрывалась днем и ночью. В городе на стенах домов все чаще появлялись надписи: «Смерть немецким оккупантам!». 18 января 1942 года газета «Правда» отмечала: «Партизаны захватили в Ельце и на подступах к нему одну исправную пушку, две автомашины со снарядами, станковый пулемет, 55 винтовок, 291 гранату, около 6 тысяч винтовочных патронов. Уничтожили в городе 62 и в окрестностях 80 фашистских солдат и офицеров».

   В ходе боев по освобождению Ельца, партизаны корректировали огонь артиллерии и авиации. 6 декабря совместно с подразделениями 148 дивизии,  они выбили немцев из с. Ольшанец, а после освобождения железнодорожного узла осуществляли его охрану.   9 декабря фашисты в панике бежали из Ельца, устилая путь своего отступления сотнями трупов. Наши войска и партизаны преследовали и уничтожали отступающих врагов. Характерно, что то расстояние, которое фашисты прошли при наступлении на Елец за 15 суток, они пробежали при отступлении за  24 часа.  

Выставка «В тревожную осень 1941…»

 На любительских фотографиях, сделанных поздней осенью 1941 года, — сотрудники прокуратуры города Ельца, входившие в состав партизанского отряда.

Posted in Выставка | Leave a comment

«Книга, читаемая руками»

Приглашаем посетить‼

🗓🗓4 и 5 января 2022 г.🗓🗓

Выставка одного экспоната «Книга, читаемая руками» посвящена 210-летию со дня рождения французского педагога Луи Брайля, разработавшего шрифт для слепых.

Вам приходилось видеть книгу с обложкой, на которой нет ни названия, ни фамилии автора? И на плотных страницах нет ни нумерации, ни привычных букв, а только разные комбинации выпуклых точек.
Такие книги предназначены для тех, кому не суждено видеть окружающий мир. Они знакомятся с ним с помощью рук. Кончиками пальцев читают вот такие специальные книги, шрифт которых был придуман и разработан Луи Брайлем, более 150 лет тому назад.

Знаменитый бунинский роман «Жизнь Арсеньева», напечатанный брайлевским шрифтом, будет представлен в музее на временной выставке, которая продлится всего 2 дня.

Posted in Афиша, Выставка | Leave a comment

График работы 01-09 января 2022 года

Posted in Новости, Объявление | Leave a comment

Независимая оценка качества оказания услуг

Уважаемые получатели услуг организации культуры!

В рамках проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры Липецкой области, просим пройти онлайн-анкетирование на сайте: н-о-к.рф.

срок анкетирования до 31 декабря 2021 г.

Краткая инструкция:

Шаг 1. Перейдите на информационный ресурс (сайт) н-о-к.рф (набрав н-о-к.рф в поисковой строке) или перейдите
по ссылке http://н-о-к.рф/
Шаг 2. На главной странице выберите КУЛЬТУРА;
Шаг 3. На странице КУЛЬТУРА внизу перейдите по ссылке ЗАПОЛНИТЬ АНКЕТУ;
Шаг 4. В открывшемся окне выберите букву «Л»
Шаг 5. В раскрывшемся списке выберите Ваш регион: Липецкая область;
Шаг 6. В открывшемся окне выберите Ваш район: город Елец;
Шаг 7. В открывшемся окне выберите организацию:
122. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Елецкий городской краеведческий музей»
Шаг 8. Открылась АНКЕТА, отмечайте варианты ответов из предложенных, в завершении выбирая ОТПРАВИТЬ.

Posted in Акции, Объявление | Leave a comment

«Интересный музейный экспонат: чемодан И.А. Бунина»

Иван Алексеевич был страстным путешественником.  По этому поводу он писал издателю Бассару 21 июля 1921 года: «Я много жил в деревне, много путешествовал и по России и за границей: в Италии, в Сицилии, в Турции, на Балканах, в Греции, в Сирии, в Палестине, в Египте, в Алжирии, в Тунизии, в тропиках. Я стремился «обозреть лицо мира и оставить в нем чекан души своей», как сказал Саади /…/» Ездить любил как в компании друзей, так и с кем-нибудь вдвоём. Если ехали на поезде, то только в вагоне I класса. Его племянник, Николай Пушешников, об одной из таких поездок, оставил дневниковую запись:

Купе вагона I класса

«В купе жарко, обдаёт паром. Темнеет. Начинаем размещать вещи и устраиваться на ночь. Иван Алексеевич взваливает чемодан наверх, бранится, что он не входит, но потом, добившись все-таки того, что ему хотелось, и расставив вещи, как ему казалось нужным, садится в изнеможении на диван и закуривает папиросу. Затем надевает черную кожаную куртку с кожаной красной подкладкой, натягивает на лоб черную шелковую шапочку и, достав из чемодана складной серебряный подсвечник, зажигает свечу на столике у окна и начинает просматривать свои сафьяновые тетради со стихами. За окном виден каляный лес, мокрый и облезлый под дождем, и он задергивает гардину. Но смутно-золотая стрелка тянется, темнит тенями стол, колеблется и водит свет, во время остановок слышно, как барабанит дождь по крыше и по стеклу, и он оставляет тетради и складывает их в чемодан. Делать нечего — и мы в сотый раз начинаем обсуждать предстоящее путешествие. Иван Алексеевич говорит, что он никогда не чувствует себя так хорошо, как в те минуты, когда ему предстоит большая дорога».

Размышляя о жизни, Бунин однажды сказал Валентину Катаеву, что если бы был очень богат, то не стал бы жить на одном месте, а путешествовал бы по всему земному шару, останавливаясь в хороших, комфортабельных гостиницах и живя там столько, сколько живется, а как только надоест – отправляться бы налегке в другое место: один-два чемодана с самым необходимым. Ничего лишнего. Грязную сорочку не отдавать в стирку, а просто выбрасывать, потому что гораздо интереснее и легче купить новую. Костюмы и ботинки – то же самое. В чемодане же – записные книжки, бумаги и всякие мелочи, к которым привык.

Чемоданов у Ивана Алексеевича за его долгую жизнь было, конечно же, немало.Разные по форме и материалу, купленные в разных городах и странах, с многочисленными вокзальными багажными наклейками и пометами, они бережно хранили, помимо вещей, его путевые наброски, записи, а впоследствии — рукописи, письма и другие материалы из его писательского архива. Все они по-своему интересны.

    Вот этот, обычный на первый взгляд чемодан, прочный, но достаточно лёгкий, обтянутый холщовой тканью  зеленого цвета с кожаными накладками по углам — свидетель мирового триумфа Бунина. Именно с ним Иван Алексеевич ездил в 1933 году в Стокгольм за получением Нобелевской премии.  Как вспоминали его близкие, вещи он   укладывал сам, никому не позволяя помочь себе,   совмещая при этом разговоры по телефону и просматривая приходящие письма и телеграммы. Помимо  одежды и необходимых  в дороге предметов туалета, там  лежали также  рукописи, в чем  смогли убедиться  бельгийские таможенники, потребовавшие открыть на границе чемодан.

Posted in Экспонаты | Leave a comment